Избравшийся на волне неприятия национализма Петра Порошенко Владимир Зеленский старается подмять под себя самую активную часть украинского общества

Кнут и пряник. Как Зеленский «подминает под себя» неонацистов


Последние недели принесли Украине сразу две важные инициативы, которые могут всерьез поменять картину отношений власти и неонацистских группировок. Во-первых, Верховная рада приняла законопроект № 2689, регламентирующий порядок привлечения к ответственности за совершение военных преступлений.

Во-вторых, президент страны Владимир Зеленский внес в парламент законопроект «О национальном сопротивлении». Он позволяет наделять добровольческие (читай неонацистские) батальоны в регионах страны военными и полицейскими полномочиями, что ставит их вровень с другими силовиками.

Законопроект № 2689

Закон был спокойно и без лишней шумихи принят 20 мая голосами 248 депутатов. Основную часть голосов законопроект получил за счет правящей партии «Слуги народа» и партии «Голос» Святослава Вакарчука.

Закон вносит в УК Украины ответственность за преступления против человечности и уточняет список военных преступлений. В частности, он вносит новую категорию военных преступлений — «применение запрещенных методов ведения войны». От 6 до 8 лет грозит тем, кто использовал гражданских лиц для защиты определенных пунктов от действий противника и заявления в адрес противников о том, что пощады не будет.

Кроме того, в УК вводятся наказания за нападение на гражданские объекты или гражданских лиц. Но только в том случае, если нанесенный ущерб непропорционален по сравнению с ожидаемым военным преимуществом, тогда преступнику грозит заключение от 7 до 15 лет. Наказание на срок от 6 до 12 лет вводится за умышленный захват имущества, если он не обосновывался военной необходимостью. В законе также перечислены и другие преступления, за которые можно получить большие сроки, вплоть до пожизненного заключения.

За многие деяния ответственность вводится, что называется, «задним числом». В законе прямо указано, что, если преступление было совершено до его вступления в силу, оно все равно будет расцениваться как нарушение законодательства Украины. Для того, чтобы оправдать это нововведение, которое прямо противоречит конституции страны, авторы сослались на международные нормы.

В законе также оговаривается, что за перечисленные преступления нельзя получить освобождение по амнистии и по ним не может быть срока давности. Более того, законопроект № 2689 вводит ответственность командиров за действия подчиненных. Причем отдельно отмечается, что это касается не только командиров регулярных воинских подразделении, но и лидеров неофициальных вооруженных формирований — так называемых «добробатов».

Несмотря на имеющиеся в законе мантры о том, что конфликт в Донбассе и «аннексия» Крыма являются международным вооруженным конфликтом, он распространяет свое действие и на военнослужащих ВСУ и членов добровольческих неонацистских «добробатов».

Учитывая зашкаливающий уровень насилия и беспредела, чинимого украинцами в зоне так называемой ООС, когда даже рядовые боевики отправляли домой награбленное контейнерами, можно предположить, что к ответственности при желании можно будет привлечь любого участника боевых действий с украинской стороны.

Артур Герасимов, сопредседатель пронационалистической фракции Петра Порошенко «Европейская солидарность», заявил, что в законе заложена бомба. «По этому закону могут задержать каждого командира роты или батальона», — негодовал депутат.

Инициатива «национального сопротивления» от Зеленского

Если законопроект № 2689 находился в Раде с конца 2019 года, то второй рассматриваемый законопроект весьма свежий. Его предложил к рассмотрению Рады 27 мая сам президент страны Владимир Зеленский.

Законопроект «Об основах национального сопротивления» вводит комплекс мероприятий, которые должны «подготовить граждан к действиям по национальному сопротивлению». Эта подготовка должна сформировать у жителей Украины желание вступать в добровольческие формирования для территориальной обороны. То есть, по сути, предлагается милитаризовать общество вокруг «добробатов».

При этом в законопроекте подчеркивается, что руководить территориальной обороной, а значит, и добровольческими отрядами будут чиновники, назначаемые президентом: главы районов и губернаторы, главы военно-гражданских администрации. То есть вся управленческая вертикаль замыкается на президента. В случае принятия законопроекта у Зеленского появится свой силовой инструмент, которым он сможет управлять самостоятельно. Документ оговаривает, что финансирование «территориальная оборона» будет получать как из бюджета, так и «из других не запрещенных законодательством Украины источников».

Кнут и пряник

В сумме эти два закона дадут власти очень широкий спектр инструментов для взаимодействия и взятия под контроль неонацистских формирований. Командиров подобных группировок можно будет поманить под свою крышу вкусной морковкой госфинансирования и официальной вписанности в структуры государственной власти. А на несогласных надавить угрозами уголовного преследования за прошлые грехи.

При умелом использовании подобного набора кнута и пряника у команды Зеленского появляется шанс на формирование собственной масштабной силовой структуры. Но, что еще важнее, закон о «национальном сопротивлении» может стать очередным серьезным толчком на пути тотальной милитаризации и русофобизации граждан Украины.