Куда исчез красивый почерк? Размышления над школьной программой
Чем активнее ведется цифровизация образования, тем очевиднее преимущества классического школьного образования. Умение писать — один из основных навыков начальной школы. До конца 1960-х годов советская школа хранила и передавала традиции русской каллиграфии. Однако реформа упразднила уроки чистописания и каллиграфический почерк стал отличительной чертой старшего поколения.
Сейчас, на фоне распространения гаджетов и печатного письма, уроки чистописания обязательно нужно вводить снова. Вопрос этот актуален не только для России. Это больная тема для США, где образование уже давно испытывает на себе воздействие различных «прогрессивных» методик, и в ряде американских школ учеников не учат писать от руки.
Американский журналист Эрин Блейкмор посвятила навыку красивого письма от руки статью «Что случилось с красивым почерком?» (What ever happened to cursive writing?), которая вышла в National Geographic 14 сентября. Ее перевод представляет ИА Красная Весна.
О чем можно сказать, что дети это не умеют, а в школе их этому и не учат? Если вы ответили на этот вопрос «курсивом», поставьте себе ручкой в дневник размашистую и цветастую «пятерку». Когда-то без хорошего почерка — то есть оригинального стиля письма, когда одна буква вытекала из другой и покрывалась различными элементами, так, что печатные буквы выглядели на их фоне до стыдного блекло, — было невозможно себе представить ни образование, ни частную переписку. Однако теперь умение написать от руки красиво всё больше уходит в историю.
Но уходит ли? Достаточно посмотреть на TikTok или на Instagram (организация, деятельность которой запрещена в РФ), чтобы понять, что это искусство по-прежнему живет и развивается. Помните все эти ежедневники, ролики, где люди демонстрируют свои навыки в каллиграфии, а также хэштеги #каллиграфия, #чистописание, #курсив и даже #рукописная_жизнь? И кучу фотографий с надписями, сделанными безупречным почерком с помощью высококачественных чернил?
Но откуда вообще пошло письмо от руки? И обречено ли оно на исчезновение?
Вверх по экономической лестнице — буква за буквой
На протяжении многих веков писать умели только высокообразованные люди или представители высших сословий. Бумага была дорогой, и специально обученные писцы создавали вычурные стили письма, чтобы придать лоск и блеск научным и философским манускриптам, а также государственным документам. Однако в XVIII и начале XIX столетиях письмо стало более доступным, что привело к расцвету этой области, а также появлению более быстрых способов переносить рукописный текст на бумагу. Один из них предполагал при написании слова выводить одну букву из другой. И так появилась знакомая нам сегодня скоропись или курсивное письмо (от латинского currere, которое означает «бежать»).
Так называемый «секретарский почерк», наиболее ранний стиль курсивного письма, который получил распространение в Англии между XV и XVII веками, предполагал слипание некоторых букв вместе. Затем появился шрифт Рондо (от французского — «круглый» — прим. ИА Красная Весна) — вычурный стиль письма, использовавшийся прежде всего в государственных документах Франции и Англии. При переселении сначала в британские колонии, а затем и в США в XVIII столетии, мигранты привезли с собой и то, как они писали. Один из таких стилей письма, так называемый «каллиграфический», — потомок шрифта Рондо. Он стал любимцем частных педагогов, которые воспитали большое число детей из высших слоёв. Распространению курсивного письма помогло и развитие технологий: когда в начале XIX века на смену перьям стали приходить перьевые ручки, писать каллиграфическим курсивным шрифтом стало проще, и писать им смогли широкие слои населения.
С развитием образовательной системы США появились новые типы курсивного письма. Так, широкое распространение — исключительно в США — получила Спенсерская школа письма, навеянная американскими ландшафтами. Этот шрифт стал детищем страстного любителя каллиграфии и мастера письма Платта Роджерса Спенсера. Этот уроженец американского штата Нью-Йорк для создания текучих естественных форм орнаментального письма использовал изгибы и линии, которые он наблюдал в природе, например, в речной гальке.
Вскоре Спенсерский шрифт стал очень популярным. Его стали преподавать в американских школах, а также использовать в деловой переписке США. По словам куратора отдела истории образования в Национальном музее американской истории Дебби Шефер-Джейкобс, распространению орнаментального письма помогло и развитие отраслей и технологий.
«Больше людей училось, чтобы работать на административных должностях, в это время появилась высшая школа, — подчеркнула она. — К тому моменту обучение письму прочно вошло в учебные программы». Учащиеся овладевали Спенсерским шрифтом с учителями, а также посредством прописей и многократного повторения, как, собственно, и было принято в те времена. По мере того как в рабочую силу вливались вновь прибывшие эмигранты, недавно получившие права негры и женщины, овладение Спенсерским шрифтом означало возможность получить работу не только на заводе, давало средства для социальной мобильности.
Популярный метод Палмера
Другие системы письма приходили и уходили, а знакомое нам всем сегодня курсивное письмо появилось благодаря еще одному жителю США — Остину Норману Палмеру. Он увидел, что темп развития рабочей силы в стране ускоряется, поэтому разработал упрощенную форму Спенсерского письма, которая бы давала возможность только появившемуся классу клерков, секретарей и административных работников поспевать за этим темпом. Изобретенный в 1880-х годах и с большим энтузиазмом принятый учителями метод Палмера был задуман так, чтобы довести письмо от руки до автоматизма. Для этого внимание уделялось тому, как человек сидит, как он держит руку, какие у него в этот момент происходят внутренние рефлексы, — всё для того, чтобы человек писал быстро, почти автоматически, подобно только появившимся печатным машинкам.
«Ученики, которые досконально следовали плану метода Палмера, всегда вырабатывали хороший почерк», — писал Палмер в учебнике, вышедшем в 1901 году. Подчеркивая «доведение до абсолютного автоматизма», Палмер при продвижении своего метода уделял внимание всему: от одежды (например, рукава не должны были стеснять движение предплечья) до того, какой рукой лучше писать (правой). Палмер предупреждал как учащихся, так и учителей, что без «абсолютного контроля» и понимания каждого компонента движения курсива их ждет неудача. При помощи многократных повторений, проверок и даже соревнований метод Палмера стал основной формой письма и оставался таковой еще долгое время на протяжении XX века.
Так почему же сегодня учащиеся не могут прочесть написанное от руки? Винить в этом стоит распространение печатных машинок, а затем персональных компьютеров, которые и привели к исчезновению рукописного текста в деловых отношениях. Раз уж дело на то пошло, можно указать пальцем и на стандарты государственного образования, особенно на «Общие основные стандарты штатов». В рамках этих стандартов, принятых в 2009 году, 48 штатов, две территории, а также округ Колумбия, разработали набор учебных программ для американских школ. И стандарты эти не требовали от учащихся большинства государственных школ умения писать от руки.
В интервью 2016 года с журналом «Еженедельник образования» (Education Week) один из ключевых авторов государственных стандартов образования по английскому и другим языкам, Сью Пиментел объяснила, что при разработке этих учебных планов эксперты по национальным стандартам думали прежде всего о технологиях.
«Мы думали, что сегодня люди как в образовании, так и во взрослой жизни общаются всё больше посредством современных устройств». По ее словам, иногда для обучения «чистописанию требуется огромный объем времени преподавателя».
Смерть и возрождение курсивного письма
Хотя люди всё больше и больше общаются посредством клавиатуры, есть эксперты, которые выражают опасения в связи с тем, что сегодня людей не учат писать красиво от руки. Как отмечает Шефер-Джейкобс, недавние выпускники вузов — историки и будущие работники архивов не читают написанное от руки и не пишут от руки сами, при столкновении с архивными рукописными документами они могут прийти в ступор.
«Я как историк непосредственно сталкивалась с этим, — отметила она. — Некоторые документы они не могут разобрать».
Всё же есть люди, которые могут помочь тем, кто путается в рукописном тексте. Одним из последних на сегодняшний день бастионов остаются аптекари и врачи, которые должны уметь читать написанное и писать от руки. Их на специализированных курсах часто учат хорошо писать от руки (и расшифровывать «накарябанное» другими). Кроме того, историкам часто могут читаться курсы по палеографии, направленные на то, чтобы познакомить их со старинными формами письма от руки.
Несмотря на то, что знакомство с современным рукописным почерком дает историкам преимущество при работе в архивах, Шефер-Джейкобс и другие исследователи обеспокоены, что без обучения чистописанию в школах прошлое останется недоступным.
Не только историки выступают за возвращение чистописания в школы. Психологи и психиатры, занимающиеся вопросами образования, отмечают, что благодаря чистописанию развивается координация между рукой и глазами, когнитивные навыки и мелкая моторика, а также многое другое. Хороший почерк связывают с академической успеваемостью. Как указывалось в одном из журналов 2007 года, неразвитый почерк чреват «далеко идущими академическими и психологическими последствиями».
Из-за этих опасений появились сторонники чистописания: специальные объединения, вроде Национальной ассоциации рукописного текста, поборников каллиграфии онлайн и даже законодателей. После того как в США внедрили «Общие основные стандарты штатов», в рамках которых чистописание было исключено из учебных программ, в ряде штатов законодатели стали настаивать на необходимости обучения курсивному письму и сделали в своих штатах обучение чистописанию обязательным. На 2023 год обучение чистописанию в школе является обязательным в 21 штате.
В этом году штат Мичиган принял закон, в рамках которого внедряются факультативные учебные программы письма от руки для государственных школ. Курсивное письмо, возможно, следует заносить в «Красную книгу», но пока оно еще не вымерло. Это может подтвердить художница и писательница Джулиан Гёрдз, чьи видео в социальной сети TikTok с разбором написания букв от руки собирают миллионы просмотров. Благодаря этим новым средствам, а также решимости сохранить завитушки и соединенные друг с другом линии, курсивное письмо изчезнет еще нескоро.