Несмотря на то, что многие потенциальные изменения Конституции России носят скорее косметический характер, некоторые новации являются вполне эпохальными. Ничего подобного постсоветская Россия не видела

Что день грядущий нам готовит? Готов закон о поправках к Конституции РФ

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Конституция РФ
Конституция РФ

Проект Закона Российской Федерации о внесении поправок к российской Конституции внес в отечественный парламент глава государства Владимир Путин 20 января. Законопроект был размещен в базе Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы РФ.

Несмотря на то что многие потенциальные изменения Конституции России носят скорее косметический характер, хотя бы потому, что в практике государственного строительства они уже находили свое отражение, все-таки некоторые новации являются вполне эпохальными. Ничего подобного постсоветская Россия не видела.

Ценз оседлости для Президента РФ и запрет членам госорганов иметь иностранное гражданство

Пожалуй, самые радикальные трансформации в отечественной Конституции будут касаться именно позиционирования России как «суверенной демократии». Напомним, что в Преамбуле Основного закона 1993 года в числе прочего говорится о том, что Россия принимает Конституцию, «сознавая себя частью мирового сообщества».

Это положение отражало ярко выраженную прозападную политическую ориентацию ельцинского истеблишмента. По всей видимости, наличие гражданства зарубежного государства в то время не вызывало ни у кого какого-либо возмущения. Скорее, это воспринималось как логичное продолжение политики «осознания себя частью мирового сообщества».

Ключевое значение здесь имеет так называемый ценз оседлости, представляющий собой требование к кандидатуре, участвующей в выборах, по времени проживания на территории страны.

Согласно текущей редакции Конституции, для участия в выборах президента России могут подавать свои кандидатуры лица, постоянно проживающие на территории нашей страны не менее 10 лет. После изменения Конституции этот срок будет увеличен до 25 лет.

Однако самое важное ограничение для чиновников высшего уровня, конечно же, касается именно запрета на наличие иностранного гражданства.

Самое жесткое ограничение будет установлено для президента России. Для того чтобы стать главой государства, у кандидата в президенты не только должно отсутствовать гражданство иностранного государства, но такое лицо также никогда ранее не должно им обладать. По сути это означает, что любой кандидат в президенты России должен всю жизнь иметь только гражданство своей страны.

Всем другим представителям высших государственных органов, в частности председателю правительства РФ, его заместителям, федеральным министрам, руководителям федеральных служб, агентств и иных ведомств, членам парламента, главам субъектов федерации, а также судьям, будет запрещено иметь иностранное гражданство только во время нахождения в должности.

Социальные пособия, МРОТ и система пенсионного обеспечения

Новая редакция Конституции предлагает дополнить двумя частями статью 75, которая ныне содержит положения о российской финансовой системе, налогообложении и займах.

Часть 5 этой статьи должна установить гарантию предоставления гражданам России минимального размера оплаты труда, который был бы не меньше прожиточного минимума в целом по стране. Кроме того, закрепляется необходимость индексации различных социальных выплат. В части же 6 предложено прописать принципы системы пенсионного обеспечения, такие как всеобщность, справедливость и солидарность поколений. Также здесь предлагается указать на необходимость регулярной индексации пенсий.

Примечательно, что эти два пункта не вписываются в смысловую канву первых четырех положений статьи 75. Гораздо более логично закрепить эти положения в статье 7 Конституции, которая провозглашает принцип социального государства и, например, говорит об установлении минимального размера оплаты труда, пенсий и пособий. Однако это невозможно, поскольку статья 7 размещена в главе 1 Конституции, положения которой в принципе нельзя изменить. Поэтому новые положения социального характера пришлось «распихивать» по другим более-менее подходящим статьям.

Новые полномочия парламента по назначению федеральных министров и утверждению кандидатуры премьер-министра

Весьма примечательным являются предложения по изменению Конституции РФ в части новых полномочий отечественного парламента. Хотя не всё так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Главным новшеством, которого не было ранее, является право Госдумы РФ утверждать вносимую президентом РФ кандидатуру председателя правительства РФ, а также представляемые премьер-министром должности его заместителей и большей части федеральных министров. При этом за президентом РФ по-прежнему закреплено право назначать утвержденные парламентом кандидатуры. Как будет соотноситься «утверждение» и «назначение», пока не ясно.

Новое правило касается также и так называемого силового блока федеральных министерств и ведомств (Минобороны, МВД, МИД, МЧС, ФСБ, СВР, ФСО, Росгвардия и другие). В новой редакции Конституции их назначение предлагается предварительно согласовывать с Советом Федерации. При этом заранее понятно, что обязательной силы для президента мнение сенаторов иметь не будет.

Важным также является вопрос о новом порядке назначения председателя правительства РФ. Сейчас Конституция предусматривает его назначение президентом с согласия Госдумы. В новой же редакции основного закона говорится о назначении главой государства премьер-министра после утверждения его кандидатуры Госдумой. То есть формулировка в этой части поменялась незначительно, хотя за нижней палатой парламента предложено закрепить право утверждать предложенную президентом кандидатуру.

В то же время важнейшее положение Конституции, радикально ограничивающее возможности парламента влиять на назначение президентом премьера, останутся неизменными. Речь идет о части 4 статьи 111 Конституции, согласно которой: «после трехкратного отклонения представленных кандидатур председателя Правительства Российской Федерации Государственной думой президент Российской Федерации назначает председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную думу и назначает новые выборы».

Это положение означает, что если Госдума трижды отклонит предлагаемые президентом кандидатуры премьера, она будет распущена. Поэтому на практике, пожалуй, только полномочия Госдумы по утверждению министров и глав федеральных ведомств увеличивают политический вес и возможности нижней палаты российского парламента.

Трансформация Конституционного суда

Довольно радикально, в случае принятия закона, будет реформирован Конституционный суд России. Прежде всего, предлагается сократить количество судей с 19 до 11.

Кроме того, за Конституционным судом предложено закрепить полномочия проверять по запросу президента РФ федеральные конституционные законы, а также федеральные законы, отклоненные им в рамках права вето, но повторно утвержденные Госдумой и отправленные главе государства на подпись.

Конституционный суд также получит право проверять конституционность законов, принятых российскими регионами.

Конституция России и нормы международного права

Новая редакция Конституции содержит пояснение по вопросу влияния на нашу страну международных правовых норм. Сейчас часть 4 статьи 15 устанавливает, что «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Это положение предлагается существенно конкретизировать с упором на суверенный характер России, закрепив в статье 79 (в статью 15 какие-либо изменения вносить нельзя) норму, согласно которой решения международных структур не подлежат исполнению нашей страной, если такие решения основаны на неверной трактовке международных договоров и начинают противоречить российскому основному закону.