Замыкая круг. Что осталось для завершения Ростовского транспортного кольца
В Ростовской области реализуется проект строительства объездной дороги вокруг Ростова-на-Дону — Ростовского транспортного кольца (РТК). Он является крупнейшим инвестиционным проектом не только российского, но и европейского уровня. На реализацию будет потрачено порядка 190 млрд рублей. Итогом станет объездная дорога протяженностью около 130 километров (для сравнения: общая протяженность МКАД — 108,9 км). В 2023 году будет начато строительство ряда дорог, которые к 2025 году завершат этот масштабный проект.
Потребность в такой дороге назрела уже давно. Причем нуждались в ней как ростовчане, так и водители транзитного транспорта, вынужденные стоять в пробках на подъездах к городу. В летний период и праздничные дни при движении отдыхающих на Юг и обратно на подъездах к Ростову-на-Дону регулярно образуются многокилометровые пробки.
Северной частью РТК является участок «Северный обход». В ноябре 2022 года был открыт для движения последний отрезок этого участка — от хутора Красный Крым до трассы А-280 Ростов-на-Дону — Таганрог.
Данный отрезок планировалось запустить еще в октябре 2019 года, однако из-за ошибок в проектировании возникла необходимость переустройства инженерных коммуникаций (высоковольтных линий электропередач, ниток магистральных газопроводов и одного нефтепровода). Работы удалось продолжить только после корректировки документации и судебных разбирательств с подрядчиком.
Теперь транспорт, идущий по трассе М-4 «ДОН» в сторону Таганрога, может объезжать Ростов-на-Дону, минуя населенные пункты и старые межпоселковые дороги, не рассчитанные на большегрузы.
Для завершения проекта осталось построить два участка: «Западную хорду» и «Обход Аксая». «В следующем (2023) году будет готова еще одна большая часть кольца — «Обход Аксая». Завершающий участок кольца — «Западную хорду“ — тоже начали строить», — сообщал 1 ноября 2022 года глава региона.
«Западная хорда» является продолжением «Северного обхода». Этот участок позволит в объезд южной столицы пересечь реку Дон для дальнейшего пути на юг. В пресс-службе регионального министерства транспорта рассказали, что протяженность этого участка составит 12 километров, строительство обойдется порядка 15 млрд рублей и будет завершено в 2024 году.
Данный участок пройдет по западному району Ростова-на-Дону — Левенцовке и в конце будет соединен с выездом на Западный мост через Дон. Стоит отметить, что для строительства этого отрезка властям предстоит изъять порядка 1 млн квадратных метров земельных участков. Уже сейчас начались судебные претензии: в суд обратились ростовчане, которых беспокоит сразу несколько вопросов.
Во-первых, для строительства дороги необходимо будет снести около 40 частных жилых домов и других строений. Во-вторых, предстоит вырубить часть Кумженской рощи, которую любят ростовчане. В-третьих, стройка затронет и охранные территории ряда археологических памятников, среди которых городища возрастом около трех тысяч лет и некрополь меотского периода.
И, наконец, дорога пройдет в непосредственной близости с захоронением защитников Ростова-на-Дону 1943 года, где в Великую Отечественную шли кровопролитные бои за город, а также рядом с Кумженским мемориалом, посвященным этим воинам.
Тем не менее, Ростовский областной суд 28 декабря 2022 года признал законным планировку территории для строительства «Западной хорды».
После завершения строительства все участки дорог РТК предстоит объединить через развязки, которые уже находятся в стадии строительства. Весь объем работ планируется закончить в 2025 году.
После завершения РТК транспорт, следующий с севера на Таганрог, Ставрополь и Краснодар, сможет не заезжать в Ростов-на-Дону, что сократит время движения транзитного транспорта.
Также ожидается ряд положительных эффектов для транспортной инфраструктуры самого Ростова-на-Дону. К жилым районам, находящимся на окраинах города, будут подведены ответвления от РТК, что повысит их транспортную доступность и будет стимулировать развитие. Кроме того, ожидается уменьшение пробок на внутригородских дорогах, поскольку весь крупный транспорт будет равномерно распределяться вокруг города.
Стоит отметить, что Ростовская область является практически прифронтовой в условиях проведения Россией Специальной военной операции на Украине. Однако от официальных лиц при обсуждении проекта РТК не звучат комментарии, которые бы позволили соотнести проект с актуальными задачами СВО.