Обитателям высоких чиновничьих страт мешают, кроме пенсионеров, и другие претенденты на их маленький, но такой родной бюджетный пирог. Дети тоже представляют для них угрозу

«Рог изобилия» для народа. Вслед за пенсионной реформой

Никола-Туссен Шарле. Лорд Толстые Щёки. 1820-1822
Никола-Туссен Шарле. Лорд Толстые Щёки. 1820-1822

Пенсионная реформа стала тем водоразделом, после которого стало ясно, что пути правящего класса и народа разошлись окончательно. Если до подписания президентом закона о повышении возраста выхода на пенсию большая часть элиты еще пыталась скрыть свое истинное лицо под маской заботы о людях, то окончательное утверждение реформы стало спусковым крючком, который высвободил социал-дарвинистские инстинкты у наиболее примитивных ее представителей.

Действительно, на высшем уровне было заявлено о фактической ликвидации одной из важнейших социальных гарантий — пенсии. После этого как из рога изобилия из чиновничьих и депутатских рядов посыпались предложения, как лучше и эффективнее обдирать население. Более того, чинуши поняли — можно все, и отпустили все тормоза. Наиболее инициативными оказались не самые умные. А, как известно, научи дурака богу молиться — он и лоб расшибет.

Наиболее показательно «расшибла лоб» глава минтруда Саратовской области Наталья Соколова, которая 10 октября заявила, что на прожиточный минимум пенсионера питание будет сбалансированным, но диетическим, что трех с половиной тысяч рублей достаточно для удовлетворения минимальных физиологических потребностей. Уже 12 октября решением губернатора Саратовской области она была освобождена от занимаемой должности за недопустимо пренебрежительное отношение к жизненно важным для населения темам. Примечательно, что между Соколовой и депутатом от КПРФ в областной думе Николаем Бондаренко спор шел о том, насколько повышать прожиточный минимум: на 288 рублей или на 500. Сама Соколова жить на этот минимум отказалась — не по статусу ей это. К тому же доход за 2017 год бывшего министра труда Саратовской области Натальи Соколовой составил более двух миллионов рублей. Об этом свидетельствуют данные на официальном портале правительства Саратовской области.

Важность для чиновничьей среды понятия статуса продемонстрировал губернатор Тюменской области Александр Моор, законодательно подтвердивший 17 октября разделение чиновников на страты в подвластной ему губернии, которое там действовало еще с 2015 года. Хотя разделение пока касается только величины средств, отпускаемых из бюджета на содержание государственных и муниципальных служащих, но лиха беда начало. Неохваченными пока остались другие «потребители» бюджета — учителя, врачи, пенсионеры. Сравнение содержания чиновника даже третьего «сорта» будет явно не в пользу пенсионера. Например, один стул под клерком обойдется «лишь» в 7,5 тысяч рублей, а автомобиль не должен быть дороже 1,2 миллиона рублей.

Каждый «государственно мыслящий» аппаратчик понимает, что бюджет не бесконечен. Поэтому депутат Ярославской городской думы от «Единой России» Дмитрий Петровский предложил просто сразу ликвидировать Пенсионный фонд и пенсии по старости. «Мы привыкли сидеть у государства на шее, мы привыкли, что оно нам что-то должно. А если нет бесплатного набора от государства, мы чувствуем себя некомфортно: нет бесплатного детского садика — нам некомфортно, нет бесплатного образования — нам некомфортно, нет бесплатного пенсионного обеспечения — нам опять некомфортно. Это пришло к нам с наследием Советского Союза, а нужно от этого наследия отходить», — заявил он 2 ноября в интервью агентству РБК.

В уютном околобюджетном мирке, обитателем которого является депутат, царят такое изобилие и комфорт, что ему непонятно, почему до сих пор никто не додумался, чтобы граждане сами себе заранее откладывали деньги на пенсию, исходя из желаемой суммы выплаты в старости. Петровский не одинок в своем мнении, его поддерживает и зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков, посоветовавший гражданам самим себе обеспечивать пенсию.

Обитателям высоких чиновничьих страт мешают, кроме пенсионеров, и другие претенденты на их маленький, но такой родной бюджетный пирог. Дети тоже представляют для них угрозу. Директор департамента молодежной политики Свердловской области Ольга Глацких 5 ноября продолжила развитие темы ограниченной ответственности государства, заявив представителям молодежных организаций, что они должны просить родительской помощи, а не казенной. «Государство их не просило вас рожать», — изрекла она, добавив, что чиновники сами бедствуют и могут помочь лишь добрым словом. После этого заявления, 6 ноября, чиновницу, уверявшую сначала, что ничего подобного она не говорила, временно отстранили от работы. 7 ноября Следственный комитет начал проверку фактов «бедственного положения» в департаменте Глацких, но новость об этом в тот же день пропала с сайта СК. Далее, 8 ноября, чиновница была выведена из состава политсовета регионального отделения «Единой России» в рамках ежегодной ротации, с пояснением, что само высказывание виновницы скандала еще окончательно не проверено.

В данном случае мы видим, что «Единая Россия» старательно пытается поддержать свой имидж, серьезно обрушенный пенсионной реформой. Для этого еще в августе секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак призвал парламентариев отказаться от депутатских надбавок к пенсии. Народные избранники проявили исключительную солидарность и 25 октября поддержали законопроект, дав право каждому депутату отказаться от своей личной надбавки. 7 ноября к ним присоединились все сенаторы — никто не голосовал против, но двое воздержались. После того как закон подпишет президент, парламентарии смогут отказаться, если захотят, от депутатской пенсии (в среднем 46 тысяч).

Между тем члены парламента проявили весьма своеобразную солидарность с народом. Они встали на защиту пенсий, но, правда, только своих. Судя по опросу депутатского корпуса, 2 ноября проведенному РБК, только шесть думцев готовы отказаться от своих надбавок, тогда как за пенсионную реформу для всего остального населения проголосовали 326.

Сенаторы, судя по их опросу «Коммерсантом», тоже не спешат отказываться от положенных им надбавок. Так, бывший свердловский губернатор Эдуард Россель назвал это популизмом, несмотря на то, что сам голосовал за отказ от поправок. Получается, что наша политическая элита проявляет ясность ума, когда дело касается собственного кармана, но в случае голосования у нее неожиданно возникает замутненность сознания? А может быть это все-таки больше похоже на обычный цинизм власти?

В пользу последнего предположения говорят предлагаемые властью законопроекты, направленные на увеличение и ужесточение поборов с граждан. Так, на 13 ноября в Госдуме намечено первое чтение по законопроекту № 548974–7 об алиментах, которые должны выплачивать работающие граждане своим нетрудоспособным родителям. В первую очередь необходимость в таких алиментах может возникнуть у так называемых недопенсионеров, уволенных до достижения пенсионного возраста, а также у многих других пенсионеров, которые не могут свести концы с концами из-за маленькой пенсии. Кроме того, что это откровенный отказ государства от своих обязательств, это еще и способ разрушения семьи — конфликт между поколениями из-за алиментов неминуем.

Реанимируется проект реформы ЖКХ, отложенный в 2014 году из-за «неоднозначных» результатов. Тогда предполагалось введение соцнорм на электричество, воду и отопление, но результаты эксперимента в пилотных регионах показали, что большая часть домохозяйств не вписалась в соцнормы. Между тем 2 ноября вице-премьер Дмитрий Козак одобрил планы правительства по введению соцнорм на электроэнергию. Чиновники уверяют, что тарифы стали более «щадящими», чем четыре года назад, и рассчитываться они будут не с человека, а с «точки подключения», что, по их мнению, является преимуществом.

10 октября Минстрой направил в правительство свои предложения по установке счетчиков тепла в каждой квартире. Мало того, что это практически нереализуемо в большинстве случаев из-за особенностей разводки внутридомовых сетей отопления — как показала практика, обязательность установки приборов учета влечет за собой повышение тарифов для тех, кто их не устанавливает. И это лукаво называется энергосбережение.

9 ноября был опубликован законопроект, вносящий изменения в правила поставки газа населению. В нем предусмотрен повышающий коэффициент для квартир без приборов учета, а также драконовская система штрафов за нарушения правил учета газа. Взыскивать же задолженность по ЖКХ в ближайшем будущем будут коллекторы — с таким предложением 7 ноября выступила «Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА).

В 2019 году должна завершиться «мусорная реформа», в результате которой неминуем многократный рост тарифов на вывоз мусора и усиление конфронтации между местными властями и жителями из-за строительства мусоросжигательных заводов.

Как сообщил 1 ноября вице-премьер Виталий Мутко, повышение тарифов ЖКХ будет направлено на компенсацию потерь коммерсантов от увеличения НДС. С 2019 года НДС повысится с 18 до 20%, причем министр финансов Антон Силуанов назвал это «самым безобидным» из всего того, что обсуждалось правительством, но принято не было. Страшно подумать, что могло бы быть принято, но пока что «мудро» отложено правительством.

А ведь уже известно, что планируется еще реформа системы социального страхования, которую «предусмотрительно» возглавил президент Путин. Кроме того, 22 октября комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержал введение нового налога для «самозанятых» граждан (законопроект 551845–7 «Налог на профессиональный доход»).

Неудивительно, что на этом фоне резко возросла протестная активность. Центр экономических и политических реформ (ЦЭПР) сообщил, что рост негодования граждан был вызван повышением НДС, ростом цен на бензин и мусорными полигонами, но более всего — пенсионной реформой. За год, начиная с октября 2017 года, акции против повышения пенсионного возраста составили почти половину от числа всех митингов и пикетов.

Возникает закономерный вопрос: а что же думает по этому поводу наше высшее руководство? «Вот не нравится, но нормальный человек понимает, что вынуждено государство это сделать… Важно, чтобы люди доверяли тому, что делает руководство страны, что делает правительство», — так сказал президент России Владимир Путин 18 октября на Валдайском клубе.

Одно из двух — либо не доверяют люди ненормальные, либо власть неадекватна.