Больше года мир живет в ситуации пандемии и беспрецедентных карантинных мер. У людей копились усталость и недовольство, которые проявляются и в форме протестов

Как первоапрельская шутка в Бельгии превратилась в главный протест

Поль-Эмиль Бутиньи. Вандейский мятеж (фрагмент). 1899
Поль-Эмиль Бутиньи. Вандейский мятеж (фрагмент). 1899

2 мая одно из ведущих бельгийских интернет-изданий The Brussels Times сообщило, что в бельгийских социальных сетях вызвал ажиотаж фестиваль «Бум-2». Участники соцсетей обсуждали видео жестокого разгона собравшихся в главном парке города жителей Брюсселя: больше тысячи участников, сотни пострадавших, десятки арестованных, водометы и слезоточивый газ, полицейские собаки и дубинки…

Задуманный как первоапрельская шутка, фестиваль за месяц превратился в главное протестное событие Бельгии. Что же за странный «Бум» грянул в Брюсселе?

«Фейковый» фестиваль «Бум»

Незадолго до 1 апреля в Facebook было опубликовано приглашение на фестиваль под названием «Бум» («La Boum»). Зрителям обещали выступление «всемирно-известных диджеев» на восьми сценах и «нулевые коронавирусные ограничения».

Местом проведения фестиваля назвали главный парк Брюсселя Буа-де-ла-Камбр. В реальности никаких диджеев и площадок не было — «Бум» был чистой выдумкой.

Но довольно много истосковавшихся в изоляции брюссельцев заявили, что намерены прийти в парк. А возможное столпотворение в условиях эпидемии обеспокоило власти Брюсселя.

Чтобы предупредить «Бум», мэр Брюсселя Филипп Клоуз публично объявил «Бум» «несанкционированным и фальшивым», а полиция заявила, что «мероприятие, о котором LABÎME объявила в социальных сетях» это «фейковые новости» и пообещала следить за местом проведения фестиваля. Рассчитывали ли организаторы «первоапрельской шутки», что жители Брюсселя массово придут в парк? Тем более после предупреждений власти и риска столкнуться с полицией?

1 апреля Буа-де-ла-Камбр наводнили многие сотни людей, полиция оценила число пришедших от 1500 до 2000 человек. «Бум» стал «праздником непослушания» — люди массово нарушали действующие в Бельгии карантинные правила: снимали маски, пели, танцевали…

Наблюдавший за происходящим в парке мэр Брюсселя заявил, что не намерен терпеть вопиющие нарушения карантинных правил в ситуации пандемии COVID-19. Когда полиция начала разгонять толпу, в правоохранителей полетели бутылки. Последовало столкновение, полиция применила дубинки, водометы и слезоточивый газ. Восемь человек из толпы были ранены, 22 арестованы, пострадали также 26 полицейских.

Министр внутренних дел Бельгии Аннелис Верлинден назвала ситуацию «пощечиной всем тем, кто изо всех сил старается соблюдать меры по борьбе с коронавирусом» и призвала к гражданственности и ответственности, чтобы не допустить повторения подобных «необдуманных сборищ». Ведущий бельгийский вирусолог Стивен Ван Гухт заявил по радио, что для подобных мероприятий время еще не пришло.

«Бум-2»: продолжение протеста

Казалось, ситуация исчерпана: участники столкновения с полицией залечивали ссадины и ушибы, власти выступили с осуждением произошедшего. Но оказалось, это было только начало. Потому что не прошло и нескольких дней после первоапрельских беспорядков в Буа-де-ла-Камбр, как в бельгийских соцсетях стало распространяться приглашение на «Бум-2».

2 апреля на специально созданном сайте L’Abime (в переводе «L’Abîme» означает «Пропасть»), посвященном «Буму», был опубликован пресс-релиз, в котором анонимный «коллектив» L’Abime от имени молодежи возмутился словами министра о «пощечине», высказал претензии к бельгийским властям за карантинные меры и пообещал наращивать протестное движение.

Как могла отреагировать бельгийская власть на заявление L’Abime? Вариантов было много. Например, если своей задачей власть видит объединить общество в сложные времена и общими усилиями бороться с коронавирусной напастью — то и ответ должен быть мобилизационным и сплачивающим общество. Но бельгийский министр внутренних дел ответила совсем иначе.

Странные переговоры

В тот же день, когда L’Abime разместило свой пресс-релиз, министр внутренних дел Бельгии опубликовала открытое письмо в адрес бельгийской молодежи. Аннелис Верлинден составила письмо в рамках предложенного L’Abime концепта «молодежь против власти», то есть подыграла L’Abime.

Интонация для обращения была выбрана «сюсюкающая». «Вы молоды. Перед вами жизнь, у ваших ног — мир. Вы жаждете свободы. Вы хотите выйти на улицу. Найти своих друзей. Организовать вечеринки. Влюбиться. Обниматься без маски. Прежде всего, вы хотите, чтобы вам ничего не приходилось делать, но вы могли бы все изменить. Вам надоели все эти меры. Сотый раз „мы почти у цели“. Сотый раз „подожди немного“. Я прекрасно понимаю. Это длилось достаточно долго» — написала Аннелис Верлинден, — «Я понимаю, что это кажется несправедливым. Я также понимаю, что вам все труднее и труднее поверить мне, когда я говорю вам, что эта ситуация скоро останется позади. Конечно, если бы была кнопка, которая исправляла бы все сразу, я бы давно на нее нажала».

Неужели в бельгийской власти не нашлось никого, кроме министра внутренних дел, чтобы обратиться к молодежи? Зачем было соглашаться на предложенный L’Abime концепт «молодежь против власти»? Кто такие анонимы из L’Abime, чтобы что-то заявлять от имени молодежи? Зачем нужно было говорить в интонации «сюсюкающей» слабости? Слабость власти поощряет нарастание наглости и агрессии, которое не заставило себя ждать.

5 апреля на сайте L’Abime было опубликовано ответное письмо министру внутренних дел. Организаторы «Бума» заявили, что воспринимают письмо министра как вызов и что они принимают этот вызов. Авторы отметили, что не отрицают перегруженности больниц, но не считают это достаточным обоснованием для действующих карантинных мер.

«Мы не можем игнорировать негативное влияние карантина на все население и, в частности, на наиболее уязвимых (одиночки, изолированные, студенты, безработные и т. д.). На данный момент единственные решения, предлагаемые правительством, — это законы об убийстве свободы, запугивание и полицейские репрессии. Вы никогда не обращались к коллективному разуму или нашему чувству ответственности», — заявили авторы письма.

L’Abime предложил министру согласовать проведение «Бума-2», который назвал занятием для молодежи, лишенной «свободы, вечеринок, любви и объятий». L’Abime предупредил, что если законное желание молодежи общаться не удовлетворить, то может родиться новое гражданское движение, которое будет бороться за право собираться и праздновать: «В этом случае мы будем считать, что у нас есть законное право действовать, как мы обещали страдающим молодым людям, организовывая дикие вечеринки и распространяя это гражданское движение во всех городах, чтобы требовать, пока это необходимо, наших прав собраться и собраться вместе, а значит, и устроить вечеринку».

L’Abime заявила, что молодежь не боится пожертвовать будущим «зайдя так далеко, чтобы бросить вызов полиции за минуту свободы». Письмо заканчивалось призывом к гражданам «использовать свое право на собрания, чтобы устроить вечеринку в общественном месте в знак протеста против отказа от этого естественного права вот уже более года».

Публичный обмен сообщениями с L’Abime продолжался. Например, министр заявила, что не смогла установить контакт с L’Abime, а в ответ на сайте L’Abime опубликовал обращение с указанием контактного лица от коллектива L’Abime, некоего Дэйва Монфорта. Итогом этого обмена стало привлечение и удержание внимания к «Буму-2» в бельгийских СМИ.

В результате на «Бум-2» записались более 10 000 человек, из которых 3 400 указали, что намерены прийти, а 7 500 указали, что заинтересованы в мероприятии. При этом «Бум-2» уже явно оформлялся как протестное мероприятие.

Идеология «бумеров»

Важно, что под «Бум-2» была подведена идеология. Коллектив L’Abime опубликовал «Коллективный манифест L’Abime», в котором обвинил власти Бельгии в ограничении основных свобод. «А мы, если мы больше не можем собираться вместе и веселиться, зачем мы живем?» — задали вопрос авторы манифеста.

«Наша единственная цель — праздновать жизнь, даже если она связана с риском. Потому что безрисковой жизни не бывает. А мы просто хотим ЖИТЬ», — заявили авторы. В финальной части манифеста авторы пообещали не только провести фестиваль «Бум-2», но и создать «Союз сов Брюсселя», который будет бороться с комендантским часом и закрытием мест проведения фестивалей и культурных мероприятий.

Отметим, что в своих письмах L’Abime подчеркивало, что молодежь не является группой риска для COVID-19, поэтому ее нельзя ограничивать общими для всех карантинными мерами. «Помните, что это не коммерческий фестиваль, а собрание молодежи», — указывал L’Abime в письме от 11 апреля.

Что за идеология выражена в манифесте, пресс-релизах и письмах L’Abime? Во-первых, эта идеология явно противопоставляет молодежь другим частям бельгийского общества.

Эта идеология утверждает, что молодежь является особенной группой, к которой не должны применяться общие для всех правила. То есть она направлена на разрушение единства в обществе — иными словами, это идеология социальной войны.

Во-вторых, эта идеология направлена против мешающих молодежи карантинных мер. В-третьих, это идеология людей, которые хотят развлекаться, праздновать и веселиться, и называют это главным в своей жизни.

В-четвертых, это идеология людей, не желающих брать на себя ответственность за последствия своих действий. В том числе эта безответственность проявляется и в позиции организаторов: «мы ничего не организуем и ни за что не отвечаем, мы всего лишь призываем людей собраться». Можно ли сказать, что, в двух словах, это идеология протеста инфантила-эгоиста, которого лишили возможности развлекаться?

Запоздалая реакция или намеренная провокация?

27 апреля, за 4 дня до «Бума-2», прокуратура Брюсселя опубликовала пресс-релиз, в котором пригрозила нарушителям карантинных мер уголовным преследованием. В тот же день полиция обратилась в Facebook с запросом о блокировке распространения информации о «Буме-2» (которая висела там с начала апреля!), однако Facebook согласился сделать это только по запросу прокурора.

Полиция нашла, допросила (и отпустила!) администратора группы Facebook, в которой было опубликовано приглашение на «Бум-2». Администратор, которому пригрозили обвинением в подстрекательстве к насилию, 28 апреля дал интервью и заявил, что «вообще ничего не организует», и что люди должны иметь возможность выбора, хотят они рискнуть или нет, и что «у нас есть фундаментальное право собираться. Мы должны его защищать».

Мэр Брюсселя решил не закрывать парк, а применить «превентивный подход» и сконцентрировать в парке силы полиции. «Мы предпримем превентивные меры, но если толпа не подчинится, вмешаются силы охраны правопорядка», — предупредил Филипп Клоуз. Мэр также выразил обеспокоенность угрозами, которые высказываются в адрес сотрудников полиции и медперсонала. Представители полиции предупредили, что правоохранители будут мобилизованы и намерены действовать жестко.

Интересной деталью стало выступление в бельгийских СМИ 28 апреля якобы настоящих организаторов «Бума-1», которые утверждали, что именно они являются авторами «первоапрельской шутки» и призывали не прятаться под их именем. Если бы это соответствовало действительности, то это бы означало, что контроль над «Бумом» у реальных организаторов был перехвачен.

29 апреля страницу с приглашением на «Бум-2» в Facebook наконец-то заблокировали по запросу полиции. «Местные власти сообщили нам, что эта страница мероприятия не соответствует действующим требованиям законодательства в отношении COVID-19», — прокомментировала блокировку администрация социальной сети. То есть министр внутренних дел находилась в публичной переписке с L’Abime с начала апреля, а сообщить в Facebook о необходимости закрыть страницу полиция решила за пару дней до акции?

Подготовленное столкновение

Подытожим происходившее в апреле в Бельгии в связи с «Бумом-2». В течение апреля министр внутренних дел Бельгии вела публичный диалог с L’Abime, приняв предложенный L’Abime концепт «молодежь против власти».

Диалог велся в тоне «сюсюканья», демонстрируя слабость власти и провоцируя эскалацию конфликта. Весь месяц социальные сети и сайт L’Abime, к которым поддерживалось внимание, собирали протестный потенциал.

К 1 мая «Бум-2» был оформлен как протест молодежи против карантинных мер и борьбу за «право молодежи на праздник и веселье». Под протест была подведена идеология социальной войны. Из «первоапрельской шутки» за 30 дней «Бум» превратился в одну из главных точек протеста в Бельгии.

1 мая в Буа-де-ла-Камбр произошло ожидаемое и подготовленное столкновение «желающей праздника молодежи» с полицией. Об этом и дальнейшем развитии ситуации с бельгийскими «бумами» в следующей статье.