1. Политическая война
  2. Обстановка на Кавказе
Перевод ИА Красная Весна /
По мере того, как Армения разрывает военные связи с Россией, Индия заполняет этот пробел

Индия может потеснить Россию и Турцию на Кавказе. Мнение

Великий Могол и его двор возвращаются из Великой мечети в Дели, Индия, Уикс Эдвин
Великий Могол и его двор возвращаются из Великой мечети в Дели, Индия, Уикс Эдвин

Премьер-министр Индии Нарендра Моди едет с официальным визитом в Афины. На 25 августа назначена встреча для обсуждения усиления стратегического партнерства между двумя странами, в том числе, в военной сфере.

Последним индийским лидером, посещавшим Грецию, была премьер-министр Индира Ганди в далеком 1983 году. Все это время Греция была не так интересна Индии, как, например, страны Ближнего Востока.

Индийский канал TV Bharat сообщил, что визит Нарендры Моди станет также «важным сигналом» для Турции, поддерживающей в кашмирском вопросе интересы Пакистана. Обеспокоил предстоящий визит также и Азербайджан, где сразу заявили о выстраивании союза Индии, Греции и Армении в качестве альтернативы неформальному союзу Турция — Пакистан — Азербайджан.

ИА Красная Весна приводит перевод сегодняшней статьи американского военного портала 19fortyfive (1945) «Индия показывает, что кавказская дипломатия больше не только для России и Турции».


После распада Советского Союза Кавказ стал площадкой для интриг России, Турции и Ирана. Россия стремилась вернуть влияние, которым она пользовалась, когда Азербайджан, Армения и Грузия были советскими республиками. Турция приняла Азербайджан как свое продолжение под лозунгом «одна нация, два государства». Иранские националисты считали влияние на весь регион своим правом по рождению, поскольку они контролировали его веками ранее.

Решения о войне или мире в регионе часто исходили не столько из Еревана, Баку или Тбилиси, сколько из Москвы, Анкары и Тегерана.

Изменение приоритетов

За последние пять лет каждая из кавказских стран изменила свою геополитическую ориентацию, и теперь Индия чувствует новые возможности. Укрепляя связи с Ереваном, Нью-Дели должен стать новым дипломатическим тяжеловесом в регионе.

Посмотрите, как сильно изменился Кавказский регион. После терактов 11 сентября 2001 года президент Азербайджана Гейдар Алиев, бывший глава местного КГБ и член московского Политбюро, обратился к Западу.

В то время, всего за 18 месяцев до прихода к власти Реджепа Тайипа Эрдогана, Соединенные Штаты и Европа видели в Турции союзника и принимали за чистую монету то, что Азербайджан будет светским и ориентированным на Запад. Однако при сыне Алиева Ильхаме Азербайджан ведет себя неустойчиво. Баку готов работать рука об руку с исламистскими террористами и сблизиться с Россией, для которой сейчас это спасательный круг для вывода денег.

Региональная роль Ирана аналогична. Для Армении Иран не столько союзник по выбору, сколько союзник по необходимости, спасательный круг, по которому можно экспортировать товары, которые невозможно отправить куда-либо еще из-за турецкой и азербайджанской блокады.

В Азербайджане все наоборот. За своей недавней враждебной риторикой в отношении Тегерана Азербайджан помогает Ирану уклоняться от санкций за разумную цену.

Пожалуй, ни одна страна не изменилась так сильно, как Армения. Армяне разочарованы премьер-министром Николом Пашиняном, но они не проявляют желания вернуться к статус-кво, где доминировала Россия, который существовал до масштабных протестов 2018 года. Грузия и Армения поменялись местами. Грузия соскальзывает на орбиту России, а Армения отделяется.

Союзные демократии нуждаются

Нагорно-карабахская война 2020 года подтвердила эту переориентацию. Армяне обвинили Россию в неспособности ее миротворцев обеспечить соблюдение режима прекращения огня.

Армяне никогда не простят того факта, что в то время, как Азербайджан уморил голодом 120 000 христиан в Нагорном Карабахе, российские войска стоят менее чем в 50 метрах от незаконного азербайджанского блокпоста, блокирующего поставки гуманитарной помощи.

Америка тем временем путает заявления с содержанием и дискредитирует себя перед обеими сторонами.

Индия — самая густонаселенная страна в мире. В то время как Индия когда-то сосредоточила свои дипломатические усилия на региональном уровне или в Движении неприсоединения, сегодня она является дипломатическим тяжеловесом в более отдаленных районах.

В 2019 году Пашинян встретился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в кулуарах Генассамблеи ООН. Оба обещали друг другу более тесные связи. Пашинян заявил, что Армения безоговорочно встанет на сторону Индии в вопросе Кашмира.

Из-за религиозной неприязни и желания снискать расположение Турции и Азербайджана Пакистан отказывается даже признать существование Армении. Тем временем Индия принимает нюансы и сложности нагорно-карабахской проблемы.

По мере того, как Армения разрывает свои унаследованные военные связи с Россией, Индия заполняет этот пробел.

В марте 2020 года Ереван подписал с Индией сделку на сумму $40 млн на поставку четырех радаров SWATHI для отслеживания приближающихся артиллерийских орудий, минометов и ракет и определения мест их запуска. В июне 2022 года Индия согласилась продать Армении беспилотники. США должны радоваться таким покупкам, поскольку Армения обходит Иран стороной.

Тем временем продолжаются переговоры по многоствольным реактивным установкам «Пинака», противотанковым ракетам «Наг» и противотанковым управляемым ракетам. Министр обороны Армении Сурен Папикян посетил своего индийского коллегу Шри Раджнатха Сингха в кулуарах индийской выставки DefExpo 2022.

Отношения Индии и Армении выгодны друг другу и выходят за рамки военной сферы. Армения может выполнить для Индии роль коммерческого хаба, откуда Индия может отправлять товары через Грузию на запад в Европу или в Россию, а затем на восток в Среднюю Азию. Доступ в этот регион был прерван завоеванием Афганистана талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Кроме того, обе страны стали центрами развития информационных технологий, и инвестиции Армении в ее фармацевтический сектор всё больше интересуют инвесторов из Индии.

Демократы часто сетуют на то, почему Соединенные Штаты фактически отсутствуют на Кавказе. Вашингтон оправдывается и остается в стороне, когда это необходимо.

Присутствие Индии теперь предоставляет региону новую возможность, которую Вашингтон должен поощрять. Выбор между Россией, Турцией и Ираном сродни выбору между сердечным приступом, инсультом или раком. Индия является противоядием от диктатуры, рантьеризма и экстремизма. Индия могла бы стать союзником, в котором нуждаются американские демократы.