1. Социальная война
  2. Разрушение образования
ИА Красная Весна /
В России не допустят появление «образования первого сорта» для одних и «второго» — для других

Эксперт: идею сегрегации образования с помощью цифровизации продвигает Греф

Николай Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе. 1895
Николай Богданов-Бельский. Воскресные чтения в сельской школе. 1895

На федеральном портале проектов нормативных актов появился проект постановления правительства о проведении эксперимента по внедрению Цифровой образовательной среды в 14 субъектах страны в течение 1,5 лет.

В проекте сказано, что эксперимент проводится в рамках общенационального проекта «Образование», согласно которому к концу 2024 года во всех образовательных учреждениях страны должна быть внедрена Цифровая образовательная среда.

Проект опубликовали на фоне заявлений ряда экспертов, общественных деятелей и политиков о том, что в России с подачи главы «Сбербанка» Германа Грефа может произойти сегрегация образования. Ее итогом станет обучение детей малообеспеченных семей дистанционно, а детей из обеспеченных семей — в обычной школе, с человеческим общением.

Что представляет из себя проект цифровой образовательной среды, кто его продвигает и, главное, допустят ли чиновники сегрегацию образования по социальному признаку, рассказал корреспонденту ИА Красная Весна руководитель Всероссийского фонда образования и сопредседатель движения «Образование для всех» Сергей Комков.

ИА Красная Весна: Недавно был опубликован проект постановления правительства российской Федерации о проведении эксперимента по внедрению Цифровой образовательной среды (ЦОС) в 14 российских регионах. Знаете что-нибудь про этот проект? Можете про него рассказать?

— Ну конечно, знаю. Его мусолят уже давно. Этот проект продвигает господин Греф и его команда. Поэтому неслучайно он сам себя предложил и его сделали председателем экспертного совета при Министерстве просвещения России.

Об этом шла речь на последнем в этом году совете при президенте по вопросам образования и науки, где решался вопрос, что дальше делать с системой дистанционного образования. Поскольку в этом году в связи с эпидемией коронавируса вся система среднего и высшего образования была вынужденно переведена на удаленку — на дистанционное обучение. Это фактически и есть элемент цифрового образования.

ИА Красная Весна: Какие Вы видите риски во внедрении Цифровой образовательной среды для процесса обучения?

— Риск самый прямой. Те, кто пытается внедрять эту систему, они не понимают самой сути системы образования. Суть заключается не в том, чтобы просто напичкать голову ребенка или подростка какой-то суммой знаний или обучить их приемам овладения знаний. Система образования — это система формирования личности будущего человека. При помощи информационных технологий этого никто и никогда сделать не сможет. Информационные технологии являются лишь вспомогательным средством в этом процессе. Их можно использовать и нужно использовать, но очень грамотно и осторожно. Потому что это как скальпель в руках хирурга. Он может быть либо очень полезным инструментом, при помощи которого можно произвести уникальную операцию, а может стать орудием убийства. То же самое можно сравнить с этими информационно-цифровыми технологиями — ими можно убить человека или немножко дополнить систему образования и формирования личности человека. Поэтому надо быть чрезвычайно осторожными в применении всех этих форм и методов цифрового образования. Это знают ведущие педагоги всего мира.

ИА Красная Весна: В самом проекте дается определение понятию Цифровой образовательной среды. Написано, что это «совокупность условий ‎для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, с учетом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». Значит ли это, что после длительных нерабочих дней и режима самоизоляции дистанционное образование останется?

— Нет, оно не останется. Президент совершенно четко ответил на этот вопрос. Он сказал, что никто и ничто очной системы образования не заменит. Очная система обучения останется как главная, как доминирующая, как основная. И все разговоры, что страна перейдет в основном на дистанционную систему образования — это провокация.

Владимир Владимирович Путин совершенно четко, отвечая на этот вопрос, расставил здесь акценты, и сказал, что очное, то есть личное общение учитель — ученик или преподаватель и студент, как было, так и останется основной формой образования и воспитания.

Поэтому все разговоры о том, что Россия в среднем и высшем профессиональном образовании перейдет на дистанционную форму — это провокация.

И, кстати говоря, даже те, кто пытались нам это предложить, то есть сами американские эксперты, они во всех ведущих американских университетах, в том же Массачусетском и Кентуккийском университете, отказались от дистанционной формы обучения.

Если говорить про ведущие Европейские университеты и средние школы, то они полностью отказались от дистанционной формы обучения. И используют цифровые методы обучения исключительно как вспомогательный инструмент и не более того.

ИА Красная Весна: В России Цифровая образовательная среда будет вспомогательным инструментом?

— Только как вспомогательный инструмент. И то при условии, что первым кто должен освоить вот эту методику и схему работы с этой средой — это должен быть опытный, грамотный и хорошо подготовленный учитель. Потому что он должен быть главным специалистом, в руках которого будет работать этот инструмент.

При этом многие говорили о том, что как таковой учитель не нужен. Достаточно тьютора, то есть некого программиста или наставника, который будет при ученике, работающем за компьютером. Нет, в России будет работать с учеником исключительно педагог, который не будет выполнять роль тьютора, а будет выполнять роль педагога. И он будет нести персональную ответственность за каждый шаг, который производит его ученик или студент, если речь идет о высшем ученом заведении при деятельности в этой информационной среде. Вот.

ИА Красная Весна: Как показала практика по реализации дистанционного образования, которая была введена в связи с пандемией коронавируса, часть преподавателей, особенно старшего поколения, которым трудно разобраться с программным обеспечением для проведения онлайн-уроков или пар, оставались в стороне от учебного процесса. Были случаи сокращения преподавательского состава по этой причине. Если это будет внедрено по всей стране к 2024 году, то может оказаться, что старшее поколение, которое имеет колоссальный педагогический опыт, будет частично выведено из образовательного процесса.

— Да, естественно, что это тоже одна из серьезных проблем. Потому что сегодня 70% педагогов на периферии — это люди старшего поколения, которые очень слабо знакомы с этой информационной технологией. И только в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск — там немножко другое соотношение. Где-то 60–70% — это те, кто хорошо знакомы с информационными технологиями.

Например, в Москве давно работает собственная программа — «Московская электронная школа» (МЭШ). Поэтому педагоги знакомы с этой системой. А вот практически вся российская периферия — там, наоборот, до 70% незнакомы с электронными системами образования. И только около 30% преподавательского состава знакомы. Поэтому еще раз, в связи с этим предложили относиться к этому чрезвычайно осторожно.

Есть еще одна проблема. Надо понимать, что сегодня покрытие Сетью есть далеко не во всех точках нашей страны. Даже телевизионные каналы в период эпидемии показывали достаточно часто сюжеты, когда дети залезали на вышки, деревья, крыши домов, чтобы поймать сигнал еле-еле уловимый, чтобы хоть как-то поймать то самое задание или передать результаты выполненного задания по электронной почте. Потому что во многих отдаленных населенных пунктах не ловится или плохо ловится интернет.

Поэтому обеспечить эту сетевую часть будет очень непросто. Это тоже прекрасно надо понимать при реализации такого рода программ.

Кроме того, надо понимать, что загнать всех детей в крупные населенные пункты и окончательно ликвидировать малые сельские школы — это очень серьезная социальная проблема. Она повлечет за собой очень серьезные социальные последствия. Так что тут тоже надо все это очень серьезно просчитывать.

ИА Красная Весна: Некоторые эксперты полагают, что данные нововведения, эксперименты могут привести к сегрегации образования, то есть дети малообеспеченных семей будут получать образование дистанционно, а дети обеспеченных семей получат нормальное образование, которое можно было получить до объявленной пандемии коронавируса. Насколько я понял, слова Путина эти опасения не опровергли, поправьте, если я не прав.

— Все, что вы сейчас сказали — это были предложения, озвученные Грефом и его командой. Владимир Владимирович Путин совершенно четко и ясно сказал, что этого не будет. Подобного рода дифференциации или сегрегации образования не произойдет. Потому что создавать специальные пансионы и учреждения для богатеньких, а всех остальных сажать на компьютер — вот этого никогда не будет в нашей стране. И пусть господин Греф не мечтает об этом.

Этот вопрос мы специально обсуждали на экспертном сообществе. Обсуждали в кругу экспертов, которые занимаются проблемами образования. Этот вопрос обсуждала серьезная группа специалистов Российской академии образования. И свою позицию по этому вопросу высказало Министерство просвещения. Была выработана следующая позиция: если и дальше команда господина Грефа будет продолжать продвигать эту линию, то будет четко высказано пожелание, чтобы ноги его в Министерстве просвещения больше не было, чтобы он близко не подходил. Потому что создавать образование первого сорта для одних и второго сорта для других — такого у нас в стране никто не допустит.