Устройство надевается на голову, и если ребенок задумался о чем-то, что не имеет отношения к уроку, то у него на лбу загорится лампочка, чтобы учитель смог сразу заметить это

Кому и зачем понадобился виртуальный ГУЛАГ для российских детей

Худ.Сальвадор Дали. Галатея.
Худ.Сальвадор Дали. Галатея.
Худ.Сальвадор Дали. Галатея.

В статье «Шевели датчиками? Что обещают исследования мозга» мы рассказали о том, каких успехов за последние десятилетия добились ученые в области изучения мозга, и пообещали рассказать, как эти достижения намерены использовать власть предержащие. Революция в нейронауках дала толчок развитию нейротехнологий и созданию нейроинтерфейсов ― устройств, связывающих мозг с машиной.

Несмотря на научный и технологический прорыв, развитие нейронауки все еще находится на начальных этапах. Но это не мешает технологически развитым странам описывать широкое использование нейроинтерфейсов в стратегических документах в области медицины, образования, военно-промышленного комплекса и т. д.

Особенно серьезно за новые технологии взялись структуры, занимающиеся цифровизацией самых разных сфер жизни общества.

Россия тут не стала исключением. Внедрение технологий нейроинтерфейсов у нас в стране в большой степени проходит в рамках «Национальной технологической инициативы» (НТИ). Реализует ее некоммерческая организация с тем же названием «Платформа Национальной технологической инициативы», созданная при правительстве.

Системообразующими документами НТИ являются планы мероприятий, дорожные карты, цель которых ― формирование перспективных технологических рынков. А разрабатывает эти дорожные карты для НТИ «Агентство стратегических инициатив» (АСИ) ― еще одна некоммерческая организация при правительстве, известная своими весьма одиозными проектами по цифровизации экономики, образования и социального сектора. Проекты, разрабатываемые и поддерживаемые НТИ, получают серьезное государственное финансирование.

Одним из таких проектов стала дорожная карта «Нейронет», посвященная внедрению нейроинтерфейсов в различные сферы жизни человека. В этом документе цифровизаторы, взявшие на вооружение эти технологии, напророчили нам новое и весьма зловещее цифровое будущее. Благодаря нейроинтерфейсам, говорят они, мировая паутина Интернет в скором времени должна преобразиться в «Нейронет» или Web 4.0 ― сеть, в которой участники взаимодействуют с помощью нейрокомпьютерных интерфейсов.

«Очередная технологическая революция будет связана с технологиями Нейронет и значительным увеличением производительности труда, в том числе за счет интеграции знаний о функциях мозга человека и его возможностей с вычислительными машинами и цифровой техносферой в целом», ― сообщает НТИ в своей дорожной карте.

Как будет выглядеть наша преобразованная революционными нейротехнологиями жизнь?

Нейроинтерфейсы станут использоваться массово. Стоить они будут не дороже компьютерной мыши и станут «обязательными компонентами ввода-вывода», считают в НТИ. Эти устройства будут миниатюрными, будут распространяться в виде элементов «одежды, украшений, татуировок или простейших имплантов (либо, в случае со сканерами тела, становиться частью „умной среды“ дома, улицы, публичного пространства). К концу 2020-х, по мере развития и конвергенции нано- и биотехнологий, устройства взаимодействия с техносредой могут начинать имплантироваться в виде частей тела или внутренних органов (вполне возможно, что в этот момент слоган Intel inside станет относиться уже не к компьютерам, а к людям)».

Для чего нужно носить эти устройства на одежде или даже имплантировать себе в тело, спросите вы? И ваш вопрос попадет в точку. Потому что ответ на него означает, что нейроинтерфейсы вовсе не являются очередными гаджетами нового поколения и высокоэффективными средствами коммуникации, как это любят утверждать цифровизаторы. Эти устройства главным образом будут предназначены для контроля человека.

Нейроинтерфейсы, как обещает нам НТИ, будут автоматически определять эмоциональное состояние человека и отслеживать «потенциально опасные психоэмоциональные состояния в реальном времени».

С помощью гаджетов, конечно, и сейчас уже можно фиксировать и анализировать деятельность человека в сети, встроенные в них микрофоны умеют записывать разговоры, а мобильная связь помогает фиксировать перемещения человека на местности. Но всё же человек имеет возможность выключить телефон или не взять его с собой и, в конце концов, ограничить возможности слежки, а вот устройства, имплантированные в тело и тем более в мозг, могут осуществлять гораздо более глубокий и самое главное ― неотменяемый сбор информации.

Они будут не только следить за эмоциями, но в самых разных целях проводить отбор людей по «объективным данным предрасположенностей на основе ЭЭГ», «выявлять оптимальные направления приложения усилий», анализировать «уровень вовлеченности», оценивать умственные способности. Также нейроинтерфейсы будут собирать «биометрические данные от нервной системы, другие физиологические данные».

Другие нейроинтерфейсы будут представлять собой «системы поддержки принятия решений». Такое вот изящное выражение для контроля над человеком и принятием им решений.

А еще в недалеком будущем к каждому будет приставлен интеллектуальный виртуальный помощник, который будет понимать текущие потребности пользователя и искать решения в интернете. Но если над нынешними имплантатами в тело человека и мозг еще сохраняется пусть и малый, но всё же контроль ― пока они вживляются в процессе сложной хирургической операции, по воле человека, и их можно изъять ― то впереди нас ждут совершенно новые формы устройств, уровень контроля над которыми станет исчезающее малым.

В 2019 году международная группа ученых, работающих в области нейронаук, выпустила статью, похожую скорее на манифест, чем на научную статью. Она называлась «Человеческий мозг/облачный интерфейс».

Статья представляет собой некое видение будущего, связанного с нанотехнологиями в нейробиологии и нейроинженерии, и тоже описывает новую версию всемирной паутины. В статье описывается технология «B/CI», связывающая интернет-облако с человеческим мозгом.

«Интернет представляет собой децентрализованную глобальную систему, которая служит коллективным усилиям человечества по созданию, обработке и хранению данных, большая часть которых обрабатывается быстро расширяющимся облаком», ― пишут авторы.

Система будет основана на технологии «нейронаноробототехники». В сеть сосудов человека будут запускаться нейронанороботы, которые будут фиксировать активность нейронов и контролировать взаимодействие нейронов и внешних систем хранения и обработки данных.

«Они будут передавать информацию через вспомогательную оптоволоконную оптику нанороботов, способную обеспечивать обработку и быструю передачу данных на облачный суперкомпьютер для мониторинга состояния мозга в режиме реального времени и извлечения данных», ― сообщают авторы.

В своих проектах цифровизаторы описывают не некое фантастическое будущее. Часто они опираются на технологии, которые находятся на этапе разработок или уже внедряются, но пока лишь в порядке эксперимента.

Есть ли у цифровизаторов серьезные основания для реализации своих планов? В прошлой статье мы писали о том, что нейрофизиологи уже научились считывать, пусть пока не точно, образы, которые человек представляет или видит. С помощью нейроинтерфейсов также стала возможной даже расшифровка речи человека еще на этапе до произнесения слов, до артикуляции. Так что мониторинг состояния мозга и извлечение данных становятся всё более возможными.

В Китае в некоторых школах используются нейроинтерфейсы, которые показывают, насколько ребенок сконцентрирован. Устройство надевается на голову, и если ребенок задумался о чем-то, что не имеет отношения к уроку, то у него на лбу загорится лампочка, чтобы учитель смог сразу заметить это.

Использование нанотехнологий для изучения мозга и стимуляции его работы уже реализуется в экспериментах над животными.

Что до систем, помогающих принимать решения, как пророчат нам цифровизаторы, то в прошлой статье мы описывали эксперимент, проводимый пока на мышах и доказывающий, что при воздействии на определенные зоны мозга можно воздействовать на процесс принятия решений. Причем это можно сделать таким образом, что у человека будет полное ощущение, что он сам принимает это решение.

Все описываемые устройства не могут не пугать нормального психически здорового человека. Никому в здравом уме не захочется вживлять в мозг электроды, никому не захочется, чтобы его мысли, чувства и жизнь в целом контролировали машины.

Как цифровизаторы намерены склонять людей к присоединению своего мозга к компьютеру? Пусть даже с помощью прикладываемых к голове электродов, не требующих операций по вскрытию черепной коробки? Как цифровизаторы вообще собираются приучать общество смириться с этой самой когнитивной революцией, как будут навязывать людям эти не самые приятные устройства?

Есть несколько областей деятельности, через которые внедрение нейроинтерфейсов будет проводиться интенсивнее всего. Это медицина, образование и военная промышленность.

В этой статье мы остановимся на сфере образования. Вот, например, что написано в дорожной карте по данному поводу.

«Применение технологий Нейронет в области образования позволит резко увеличить объем и скорость усвоения новых знаний, при этом развитие технологий в области нейрофитнеса, оптимизация процессов восприятия и памяти приведет к существенному усилению и расширению когнитивных способностей человека».

Итак, цифровизаторы обещают, что нейроинтерфейсы волшебным образом сделают людей умными и образованными. Надо только надеть на голову соответствующие устройства ― и не нужно будет сидеть часами за книжками, мучиться над трудными задачами, учить иностранные слова и стихи.

Каким образом это реализуется на практике в России?

В 2021 году Нейротехнологическая лаборатория «Нейри» реализовала в Москве и Казани пилотный проект по тестированию на школьниках шлемов виртуальной реальности (VR) со встроенными в них нейроинтерфейсами. Детей разделили на две группы ― на тех, кто прошел курс занятий с этими шлемами и на тех, с кем подобных занятий не проводилось.

После 10 сеансов занятий с VR-шлемом и нейроинтерфейсом у детей из экспериментальной группы снизились импульсивность и эмоциональная возбудимость, выросли концентрация внимания и скорость поиска правильного решения, сообщают исследователи.

«Мы сочетаем игровой подход и образовательные методики, и одна из целей нашего проекта повсеместное внедрение „Нейри“ в общеобразовательные школы», ― заявил Александр Панов, руководитель и основатель «Нейри».

Согласитесь, это «замечательно», что фирма, планирующая навязать всем российским детям нейроинтерфейсы, сама проводит исследования, доказывающие их полезность. Это «новая нормальность», и тут ― без комментариев.

Но всё же добавим, что серьезные ученые, занимающиеся изучением когнитивных процессов, считают, что подобный подход является не только бесполезным, но и опасным.

Приведем слова Константина Анохина, российского нейробиолога, профессора, члена-корреспондента РАН, являющегося одним из ведущих ученых, занимающихся изучением работы мозга: «Никакая существующая технология, нейротехнология, и я не вижу этого в будущем, не может увеличить ваш мозг. Не позволит развиваться вашему разуму, гиперсети. Это процесс, который требует мышления, языка, культуры, обучения. Только так растет [нейронная] гиперсеть. Только так развивается ваша личность. Это незаменимый процесс.

Я изучал процесс работы мозга на протяжении сорока лет, я считаю, что улучшение является очень опасным шагом. Мы не понимаем множества вещей. Если у вас будет абсолютная память, или исключительная память… недавние исследования в США показали, что [люди, обладающие такой памятью] страдают от своих воспоминаний. Это очень опасно. Мы не знаем, насколько эти технологии могут влиять на наш разум и наше мышление. Есть огромное количество статей в научных журналах о том, как мы должны ограничивать эти опасные нейротехнологии».

Кроме того, не до конца еще изучено влияние шлемов виртуальной реальности на психическое развитие детей. Некоторые ученые также не рекомендуют их использование в детском возрасте. Но цифровизаторов это не останавливает.

Очень важно здесь утверждение авторов проекта о том, что они хотят сочетать игровой подход с образовательными методиками. Это означает, что люди, разрабатывавшие эту методику, не знают азов психологии развития человека и плохо знакомы с детской психологией.

Они не знают о том, что нельзя приучать детей учиться только в игровой форме, что уже в начальных классах школы (и даже раньше) должна начинаться работа над формированием у них неигровой мотивации деятельности. Ведь учеба, как и любая творческая и исследовательская деятельность, если только ею занимаются всерьез, связана с тяжелым, а иногда и мучительным трудом, с неудачами, а значит, и с чувством неудовольствия, дискомфорта. И если дети будут иметь только игровую мотивацию и не приобретут иную, они никогда ничего серьезного в жизни не добьются.

Не говорят авторы проекта и о том, как важно в детском возрасте осваивать именно реальное пространство с его свойствами. Как оно важно для развития мозга и формирования нейронных связей. Именно об этом как раз говорил академик Анохин. Никак авторы не оценивают риски того, что, погрузившись в виртуальность, ребенок будет всё меньше привязан к реальности.

Это уже сейчас серьезная проблема для многих детей, играющих в обычные компьютерные игры, без шлемов VR.

Наконец, судя по заданиям, которые давались во время эксперимента, детям снова предлагаются банальные тесты, в ходе которых они просто должны поставить галочку в нужном месте. Только теперь эти тесты, убивающие всякое творческое мышление, не позволяющие ребенку самому найти ответ, представлены в еще более яркой обертке.

Судя по всему, люди, намеренные подключать к мозгам всех российских детей нейроинтерфейсы, вопиюще некомпетентны. Либо у них есть какие-то другие цели, никак не связанные с развитием детей.

Кстати, в списке проектов НТИ, получивших поддержку правительства, компания «Нейри», разрабатывающая эту технологию, тоже фигурирует. О целях ее деятельности в области нейроинтерфейсов написано следующее:

«Создание международной сети игровых аттракционов и базы компьютерных игр с нейроуправлением, распределенной инфраструктуры для автоматизированного сбора, анализа качества и хранения больших нейроданных о мозговой и физиологической активности пользователей в процессе решения разнообразных игровых и учебных задач на базе созданной сети».

То есть главная цель проекта ― это сбор данных о мозговой активности детей. «Игры ― это самый лучший способ сбора данных с огромного массива людей», ― заявил глава компании «Нейри».

Интересно, а родителям детей, над которыми проводили эксперименты, об этих целях рассказали? Любопытно, что о том, как важно собирать биометрию, в дорожной карте НТИ указывается в разделе «НейроРазвлечения и спорт». Там описывается, что необходимо создавать «неинвазивные автономные системы получения биометрических данных от нервной системы, других физиологических данных».

И здесь мы подошли к точке, которая позволит нам увидеть еще одну важную тенденцию ― слияние компьютерной игры с образовательным процессом. В игровых аттракционах, которые предлагается создавать, присутствуют опции решения «учебных задач». А в образовательных методиках с нейроинтерфейсами, в свою очередь, предлагается использовать игровой подход.

Индустрия компьютерных игр станет одним из важнейших инструментов навязывания нейроинтерфейсов.

В 2014 году вышел в свет доклад «Будущее образования. Глобальная повестка». Представлял его нынешний специальный представитель президента по вопросам цифрового и технологического развития, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков. В докладе компьютерным играм уделялось довольно большое внимание. Помимо замещения образовательного процесса (так называемая геймификация образования), играм предписывается масса других функций. Геймификации должны подвергнуться все сферы повседневной жизни. В виртуальную игру должна превратиться работа, социальная сфера, даже из пенитенциарной сферы предлагалось сделать игровой цифровой ГУЛАГ, в котором реальные обитатели тюрем должны выполнять в компьютерных играх рутинную работу. Кроме того, виртуальные игровые миры должны выступать «как пространства „передержки“ и переподготовки „лишних“ людей». Игры должны стать основной деятельностью жителей развитых стран, написали авторы доклада в 2014 году.

Многие идеи, анонсированные в докладе, уже воплощены в жизнь или находятся в процессе реализации. В том числе идеи контроля над людьми через компьютерные игры.

Вот что говорит Майк Амбиндер, ведущий экспериментальный психолог компании Valve Software, разрабатывающей видеоигры:

«Чтобы замерять сигналы активности мозга, нужно сделать так, чтобы люди носили шлемы». А кто будет готов с радостью надеть на себя шлем? Конечно же, игроки в компьютерные игры, уверен Амбиндер. А в VR-шлемы будут вставляться те самые нейроинтерфейсы. «Одно из преимуществ, которые искусственный интеллект и VR будут потенциально иметь это постоянный контакт с источником мозговой активности», ― говорит Амбиндер.

Но во время игры можно не только считывать информацию об активности мозга. «Считывание ― это интерпретация сигналов. А как насчет их создания? Это уже происходит с восприятием и мышлением, когда игры вам что-то показывают, они заставляют вас подумать о чем-то. И тем стимулируют схемы нейронной активности. А можно это делать напрямую. Люди сейчас это изучают», ― сказал Амбиндер.

А вот что говорит один из основателей и генеральный директор компании Valve Гейб Ньюэлл. «В „Матрице“ говорилось, что можно создать нечто, напоминающее реальность. Но с помощью компьютерно-мозговых интерфейсов мы достаточно быстро сможем создавать ощущения, превосходящие жизнь. Но не это самое странное. Странное ― это когда то, кем ты являешься, можно будет редактировать».

Речь идет уже не о сборе данных о мозговой активности детей, но о воздействии на мозг и даже на личность человека.

Не с этой ли целью наше правительство продвигает в школах так называемый киберспорт? И виртуальной реальности российским детям тоже не избежать. В октябре 2020 года первый зам. министра просвещения РФ Дмитрий Глушко заявил о том, что внедрение вирутальной реальности в школах может начаться через два-три года. «Я думаю, что отдельные элементы точно будут в ближайшее время доступны. Я думаю, что пройдут 2–3 года ― и во всех школах это должно быть», ― сказал он.

А пока цифровизаторы кидают пробные шары. Идеологически готовят детей к принятию новой цифровой реальности. Они проводят всероссийские уроки цифры, в ходе которых рассказывают школьникам о замечательном мире искусственного интеллекта, нейротехнологий и виртуальной реальности.

Еще одним важным инструментом цифровизации детских душ является так называемое «кружковое движение».

В дорожной карте НТИ «кружковому движению» уделяется очень большое внимание. НТИ даже посвятила ему свою отдельную очередную дорожную карту.

В ней сообщается, что задачей номер один при построении «общества технологических энтузиастов» является «реализация цифрового управления талантами в рамках «кружкового движения», , а также «предоставление участникам сообщества инструментов по построению интеллектуальной человеко-машинной системы управления собственными компетенциями и принятия решений».

В рамках проектов НТИ в 2017 году была создана Ассоциация участников технологических кружков «Кружковое движение». В движение завлекаются дети, посещающие обычные кружки и центры дополнительного образования, созданные и функционирующие за счет государства. В этих кружках, как пишут создатели движения, детей с 5–6 лет учат программированию и робототехнике.

На самом деле в кружках часто занимаются всё тем же самым ― пытаются надеть на детей шлемы и затянуть их в виртуальное пространство.

В дорожной карте, посвященной «кружковому движению», заявлено, ни много ни мало, об изменении системы образования и даже о внедрении самостоятельного обучения. Разумеется, таковое будет осуществляться с помощью «нейрокомпьютерных интерфейсов, элементов виртуальной и дополненной реальности, гибридного интеллекта» и «использованием данных об индивидуальных предрасположенностях человека».

Вся эта система призвана вытеснять и уже вытесняет обычные школы, с которыми у сегодняшних родителей всё еще сохраняются устойчивые ассоциации ― живой, присутствующий в классе учитель, уроки, учебники.

В составе наблюдательного совета «Кружкового движения» значится всё тот же Дмитрий Песков. Поэтому стоило бы чуть подробнее рассказать о том, как может в реальности проходить «цифровое управление» талантами в системе допобразования. В 2014 году Песков рассказывал о том, что системы выявления талантов во многих странах поставляют детей для «глобального кадрового пылесоса».

Тогда же процесс трансформации образования Песков назвал «закреплением образовательного кадрового империализма». Причем империализм он имеет в виду отнюдь не российский.

«Цели, которые мы себе ставим, и масштабы, в которых мы работаем, являются глобальными. Сейчас мы готовим две глобальные сессии в Сингапуре и в Калифорнии. Партнерами для нас являются компании типа Сisco, Google, университеты MIT, а не российские какие-то институты. Хотя мы и российские тоже привлекаем, но это уже глобальный диалог, потому что мы верим, что в части технологических изменений эффективен только глобальный взгляд. Зацикливаться на национальном неправильно, потому что мы сразу будем эту глобальную конкуренцию проигрывать», ― говорит Песков.

В подготовке стратегических документов, касающихся реформирования образования, созданных АСИ и при участии Пескова, немалую роль сыграли западные, особенно американские, исследовательские центры. Авторы наших реформ в сфере образования рассыпаются в благодарностях перед такими компаниями, как Cisco, Google, MIT и другие. Эти организации тесно связаны с американскими спецслужбами и министерством обороны США. Нам слабо верится, что последние консультируют наших «реформаторов» исключительно с целью усиления конкурентоспособности России.

Собственно, АСИ уже открыто заявляет, что обслуживает интересы глобальных структур.

Например, в 2020 году АСИ организовало форум «Сильные идеи для нового времени». В рамках этого мероприятия было собрано около 15 тысяч идей со всей России «для масштабного перезапуска социальной и экономической сферы». Информация о том, что происходило на форуме, была передана Всемирному банку и другим международным структурам: «Мы передаем информацию всем крупным институтам развития, в том числе Всемирному банку и ЮНИДО», ― заявила глава АСИ Светлана Чупшева.

Можно легко предположить, куда именно будут отправляться биометрические данные и информация о деятельности мозга детей, которую намерены собирать с помощью нейроинтерфейсов.

Итак, результатом цифровизации и внедрения нейробразования по лекалам НТИ станет тотальное подключение детей к нейроинтерфейсам, создание системы сбора биометрических данных и информации о деятельности детей. Талантливых российских ребят из страны на Запад будет высасывать кадровый пылесос, а тех, кто не приглянулся работорговцам, засадят «самостоятельно обучаться» ― то есть играть сутками в виртуальные компьютерные игры.

И все они могут навсегда стать пленниками мертвой цифровой нейропаутины.