К статье Артемия Брусницына «Ельцин-центр» и «царебожие»: игра в две руки» в № 229

Храмы отчуждения

В газете «Суть времени» № 229 была затронута очень важная, причем не только для Екатеринбурга, тема, которая в силу обстоятельств наиболее выпукло выглядит в нашем городе. Артемий Брусницын в статье «Ельцин-центр» и «царебожие»: игра в две руки пишет о двух главных точках «смыслового, духовного притяжения в городе», а точнее сказать, антисмыслового, антикультурного и антидуховного притяжения.

Речь идет о построенном в 2003 году Храме-на-Крови, на месте расстрела Николая Романова и открытом в 2015 году президентском центре им. Б. Н. Ельцина «Ельцин-центре». Оба гигантских здания построены неподалеку от берега городского пруда — исторического центра, откуда собственно и начинался Екатеринбург. При этом и «Ельцин-центр» и Храм-на-Крови одни из самых посещаемых мест в городе.

«Обе точки притяжения ежедневно посещают сотни людей. На концерты и праздники «Ельцин-центра» собираются тысячи горожан. С другой стороны, фестиваль «Царские дни», который проходит в середине июля и приурочен к убийству царской семьи, собирает до 50 тысяч человек — столько же в Екатеринбурге выходит на «Бессмертный полк». Крестный ход на Пасху собирает в пять раз меньше», — пишет Артемий Брусницын.

Он подчеркивает, что эти центры притяжения, расположенные на разных берегах городского пруда могли бы символизировать некоторое противостояние, но в ситуации постистории этого не происходит. Далее в статье подробно и обстоятельно, с конкретными примерами автор доказывает, что прославляющий «свободный дух» 90-х «Ельцин-центр», на самом деле является тоталитарным учреждением, а Храм-на-Крови — центральная точка сборки секты царебожия, которая угрожает русскому православию расколом.

В этой ситуации несоответствия форм и содержания не может быть острого конфликта. Если содержания обоих точек построены на лжи, то они, конечно, могут «противодействовать» друг другу, но по-настоящему конфликтовать они будут только с правдой, которая мешает утверждению лжи.

Также, на мой взгляд, не происходит противодействия этих точек и потому, что мы переживаем времена тотального отчуждения от культуры. Именно это отчуждение позволяет не только формировать псевдокультурные центры, но и роднит их. А отчужденные от живительной культуры и духа истории люди тянутся в эти центры, где им предлагают суррогаты.

Но то, что их роднит сильнее всего, так это внутренняя ненависть к советскому периоду истории, желание заклеймить его черными красками, а в пределе вычеркнуть его раз и навсегда.

В «Ельцин-центре» об этом буквально кричит вся историческая экспозиция музея, согласно которой «Россия и свобода» начались с 1991 года, когда руководить страной после развала СССР стал Борис Ельцин, вырвавший Россию из «тоталитарного совка» и выведший ее из «тупикового пути развития».

Под стать экспозиции и конференции, на которые приглашаются соответствующие спикеры — имеющие наглость проблематизировать отношение к власовцам и бандеровцам, мол, не всё так однозначно. И показы соответствующих фильмов, например, про исправительную колонию в Кучино «Пермь-36», в котором рассказывается о бывших заключенных как о «невинных страдальцах», а ведь большинство контингента «Перми-36» составляли все те же бандеровцы и «лесные братья» (прибалтийские коллаборационисты).

А вот Храм-на-Крови ведет войну с советской историей с «другой стороны».

В год столетия революций в России высшее руководство страны и РПЦ не раз призывало при подготовке к мероприятиям 100-летия русской революции, вести дело к примирению и сближению, а не к нагнетанию страстей. Однако в Екатеринбурге эти призывы, видимо, не были восприняты. Вот что говорили представители РПЦ и приглашенные гости на открытии в мае 2017 года выставки «1917: Россия и революция» в Храме-на-Крови.

Епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии: «В этом году исполняется 149 лет со Дня рождения государя императора Николая Александровича и 99 лет с того дня, который «разрезал» историю России на «до революции» и «после революции», на прошлое с совершенно иными перспективами и настоящее, с теми реалиями, в которых мы оказались».

Про 99 лет — не оговорка. Речь идет об июле 1918 года, когда, собственно, и был убит гражданин Советской России Николай Романов. Именно это, по мнению епископа, «разрезало» историю страны от прошлого «с перспективами», окунув нас в существующие, далеко не лучшие реалии. Притом, что в 1991 году было другой «разрез» упоминать не принято. Ведь именно такая недоговоренность позволяет до сих пор списывать существующее социальное неблагополучие, бездуховность и безнравственность на «проклятых большевиков».

А вот что заявил, как бы продолжая мысль епископа Евгения, историк и публицист Петр Мультатули: «Если до 1917 году в России было поступательное развитие, то потом был период искупления. И только сейчас мы начинаем возвращаться на наш традиционный путь. Есть очень много сил, которые бы не хотели, чтобы мы на него вернулись».

Опять какая-то недоговоренность, когда «поступательному развитию» почему-то противопоставляется «период искупления». А развитие в этот период было? Но для Мультатули это, очевидно, не важно, так как он недвусмысленно предлагает вернуться в эпоху до 1917 года на «наш традиционный путь».

На этом фоне слова митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла могли прозвучать верно и точно, если бы в конце не последовала важная и неслучайная оговорка: «И для этого нужно признать, что 1917 год появился тогда, когда окончательно «сгнила» элита нашего общества, и не военная сила, а внутренне предательство разрушило ту большую и великую страну, наследниками которой мы сегодня с вами являемся».

То есть выходит, что мы «наследники» Российской империи. И это странное понимание наследования вряд ли случайно. Очевидно, что Советская Россия и СССР — наследники Российской империи, а современная Россия — наследница СССР, причем этот статус закреплен за нашей страной юридически на международном уровне. Но в том то и дело, что кому-то хочется «разрезать» нашу историю и сшить ее без периода 1917–1991 гг.

В результате такой хирургической операции возникнет черная дыра, которая засосет в себя всю историю дореволюционной и современной России, но такая перспектива видимо нисколько не пугает высказавшихся на выставке деятелей.

Их не пугает, а те, кто реально создал «Ельцин-центр» и ведет там реальную деятельность, по всей видимости, даже и работают на эту зловещую перспективу.