Запад не собирался выполнять Минские соглашения и начал вооружать Украину и приводить ее к стандартам НАТО после переворота на Майдане в 2014 году

Миру на Украине состояться было не дано. В Германии об этом знали

Б. Иогансон. Сговор у кулака. 1933-1934
Б. Иогансон. Сговор у кулака. 1933-1934

Миру на Украине состояться не позволили, считает немецкий политолог, писатель и бывший военный Вольфганг Эффенбергер.

Вольфганг Эффенбергер родился в 1946 году, в 18 лет рядовым солдатом поступил на службу в бундесвер, где прослужил 12 лет. После ухода из вооруженных сил Германии Эффенбергер изучал политологию, а также получил высшее образование по специальностям гражданское строительство и математика. В настоящее время Эффенбергер занимается публицистикой, живет недалеко от Мюнхена.

ИА Красная Весна приводит перевод комментария Вольфганга Эффенбергера, опубликованного 15 декабря на независимой медиаплатформе Apolut.


Актер Владимир Зеленский участвовал во втором туре выборов 21 апреля 2019 года с кампанией, направленной против украинского политического истеблишмента, против олигарха Петра Порошенко, которого Запад вознес на президентский пост после переворота на Майдане. Зеленский уверенно победил на выборах, набрав 73,22% голосов (явка составила 61,37%), так как обещал прекратить войну на востоке Украины и, прежде всего, восстановить экономику и бороться с коррупцией.

Эти обещания были обращены к «молчаливому большинству», т. е. к тем украинцам, которые не могли идентифицировать себя с лозунгом «армия, язык, вера» тогдашнего президента Петра Порошенко. Усилия Зеленского по мирному урегулированию войны на востоке Украины вначале были успешными — это было видно по обмену пленными в декабре 2019 года и апреле 2020 года и по прекращению огня, согласованному в 2020 году — но эти усилия не получили должного внимания в западных СМИ.

Затем, начиная с осени 2020 года, процесс пошел на спад, а в начале марта 2021 года на Западе были опубликованы первые кадры украинских военных учений, и население Украины было целенаправленно настроено на конфликт с Россией. 14 марта в газете FAZ вышла статья под заголовком: «Кличко во время учений тренируется противотанковой обороне».

Десять дней спустя Зеленский ввел в действие новую военную доктрину с целью силового отвоевания Крыма и силового решения конфликта в Донбассе. 7 июня 2022 года президент Украины Владимир Зеленский повторил в интервью Financial Times, что «победа должна быть одержана на поле боя». По каким причинам Зеленский действовал подобным образом?

Из-за Минских соглашений

После последнего саммита «нормандской четверки» в Париже в начале декабря 2019 года Зеленскому, похоже, стало ясно, что Запад не заинтересован в выполнении Минских соглашений. Таким образом, война с Россией стала неизбежной. В конце 2020 года Киев допустил новую эскалацию боевых действий в Донбассе, НАТО продвинул вперед учебные миссии на Украине и Россия начала наращивать войска на границе с Украиной.

21 июля 2021 года президент США Джо Байден и канцлер Германии Ангела Меркель подписали совмесное заявление «в поддержку Украины, европейской энергетической безопасности и наших климатических целей». В этом заявлении Соединенные Штаты заверяли «свою поддержку усилий Германии и Франции по достижению мира на востоке Украины в рамках „нормандского формата“».

Эти соглашения считались результатом международных мирных усилий в начале конфликта на востоке Украины. Они включали в себя нескольких документов, согласованных в сентябре 2014 года и феврале 2015 года в рамках «Трехсторонней контактной группы» (ОБСЕ, Россия, Украина) и при поддержке так называемого «нормандского формата» в Минске, и были призваны заморозить боевые действия и развести линии фронта.

В резолюции ООН 2202 от 17 февраля 2015 года выражена серьезная обеспокоенность трагическими событиями и насилием в восточных регионах Украины, а также твердая уверенность в том, что конфликт в восточных регионах Украины может быть разрешен только путем мирного урегулирования. Резолюция призвала все стороны — Российскую Федерацию, Украину, Францию и Германию — полностью выполнить пакет мер, включая предусмотренное им всеобъемлющее прекращение огня.

Осенью 2021 года Франция и Германия все же добились проведения встречи министров иностранных дел «нормандской четверки». Однако, так как с 2015 года прогресс (в реализации Минских соглашений — прим. ИА Красная Весна) был незначительным, министр иностранных дел России Сергей Лавров не хотел соглашаться на встречу до тех пор, пока не будут реализованы достигнутые до сих пор договоренности. 4 ноября Берлин и Париж заявили, что российское предложение об итоговой декларации в «нормандском формате» не может быть принято, поскольку в нем Россия призывает к прямому диалогу между Киевом и Донбассом.

Через два дня Лавров направил ответ коллегам Жан-Ив Ле Дриану и Хайко Маасу: «Хотел бы в этой связи в очередной раз напомнить, что требования согласования с Донецком и Луганском всего комплекса вопросов, связанных с особым статусом этих территорий, конституционной реформы на Украине (с децентрализацией в качестве ключевого элемента) и относительно подготовки местных выборов прямо зафиксированы в пунктах 9, 11 и 12 Минского Комплекса мер. Более того, в пункте 13 прямо говорится о необходимости создания рабочих групп в рамках „Трехсторонней контактной группы“ по выполнению соответствующих аспектов Минских соглашений. Поэтому ваше заявление о неприятии прямого диалога между Киевом, Донецком и Луганском дискредитирует соавторство лидеров Германии и Франции по документу от 12 февраля 2015 г.».

Лавров напомнил коллегам о правовом статусе Минских соглашений: «Поскольку вы ссылаетесь на закон, хочу напомнить, что данный пакет мер одобрен Советом Безопасности ООН и ему присвоен статус юридически обязывающего документа. Ваше категорическое заявление о неприемлемости прямого диалога может означать (я не хочу в это верить), что, представляя такую повестку дня, вы хотите переписать Минские соглашения».

Отказавшись от диалога, Берлин и Париж похоронили Минские соглашения. Москва отказалась от встречи 15 ноября из-за отсутствия ответа на ее предложения по тексту итоговой декларации, после чего Россию обвинили в том, что она «в очередной раз» отказалась от встречи в «нормандском формате». Лавров пришел в ярость и объявил, что на следующий день обнародует всю переписку.

Россия обнародовала проекты договоров России с НАТО и США о гарантиях безопасности.

15 декабря 2021 года Российская Федерация опубликовала проект договора между Россией и США о гарантиях безопасности и о соглашении между Россией и НАТО. Оба проекта договоров, которые, согласно официальной точке зрения, должны были защищать интересы России и интересы российского государственного суверенитета, были опубликованы на сайте МИД РФ. Такая публикация необычна на ранних стадиях переговоров, и она означала, что российские государственные власти уже не могли пойти на попятную.

Что требовала Россия для защиты своих интересов и суверенитета?

НАТО должен был вернуться к статусу 17 мая 1997 года, когда был подписан Основополагающий акт НАТО — Россия. Это исключало военную деятельность НАТО в странах бывшего Варшавского договора. Кроме того, в Учредительном акте НАТО обещал не размещать крупные боевые подразделения на постоянной основе на территории новых стран-членов. Размещение там ядерных ракет должно было быть полностью запрещено.

После референдума в Крыму в 2014 году альянс развернул многонациональные боевые группы в Прибалтике. Запрет на развертывание был обойден принципом ротации. Кроме того, Россия потребовала, чтобы НАТО не принимал в свой состав новые государства.

Первая командировка министра обороны Германии Кристины Ламбрехт состоялась 19 декабря 2021 года в Литву, где она посетила немецких солдат боевой группы НАТО. Там она объявила о двойной стратегии в отношениях с Москвой — о «дипломатии и надежном сдерживании».

Через несколько дней, 25 декабря 2021 года, пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков назвал гарантии безопасности «вопросом жизни и смерти»; они должны быть предоставлены немедленно, юридически обязывающе и безоговорочно. «Если они не будут выполнены, — написала газета в Tagesschau от 10 января 2022 года, — Путин угрожает „военно-техническим ответом“».

В конце января 2022 года США и НАТО представили свои письменные ответы на требования Москвы в области безопасности. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг предложил России возобновить работу двух представительств в Москве и Брюсселе, которые были закрыты после спора о шпионаже, и в полной мере использовать существующие каналы военной связи для повышения прозрачности. Посол США в Москве Джон Салливан передал письмо заместителю министра иностранных дел Александру Грушко.

Государственный секретарь США Энтони Блинкен ясно дал понять, что для США существуют основные принципы, которые они обязаны поддерживать и защищать. Речь шла о суверенитете и территориальной целостности Украины, а также праве государств выбирать свои собственные союзы. При этом Вашингтон заявил о готовности вести переговоры с Москвой по другим «вопросам взаимной безопасности», например, по теме контроля над вооружениями.

19 января 2022 года палата представителей США внесла законопроект об аренде земли на Украине, о котором писали, когда его вносили в Конгресс: «Данный законопроект временно отменяет определённые требования, связанные с президентскими полномочиями по предоставлению во временное пользование или сдачей внаём предметов оборонного назначения в случае, если такие предметы предназначены для правительства Украины и необходимы для защиты мирного населения на Украине от российского военного вторжения».

Параллельно с подачей законопроекта США и НАТО отклонили предложенные Россией переговоры о взаимных гарантиях безопасности. Вашингтон, должно быть, хорошо знал реакцию Москвы.

Как события на Украине могли дойти до такой драматической точки после Вашингтонской декларации от 15 июля 2021 года?

В этой декларации президент Соединенных Штатов Америки и канцлер Федеративной Республики Германия подтвердили «свою приверженность тесному двустороннему сотрудничеству в деле укрепления мира, безопасности и процветания во всем мире».

Были ли это пустые слова? Если верить высказываниям бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель в ее интервью Тине Хильдебранд и Джованни ди Лоренцо в газете ZEIT от 7 декабря 2022 года, то на этот вопрос можно ответить только безоговорочным «да». Ведь в нем, согласно интерпретации Пола Крейга Робертса, бывшего заместителя секретаря казначейства при президенте США Рональде Рейгане, она призналась, «что Запад легко одурачил Путина, притворившись, что он согласен с Минским соглашением, и использовав его как уловку, чтобы предотвратить любую российскую реакцию на убийство русских в Донбассе, пока Запад не нарастит украинские вооруженные силы. Эти 8 лет обмана Путина привели к тому, что сегодня на Украине совсем другой конфликт».

Госпожа Меркель заявила в этой формулировке: «…Минское соглашение 2014 года было попыткой дать Украине время. Она использовала это время, чтобы стать сильнее, что можно видеть сегодня. Украина 2014/15 года — это не сегодняшняя Украина. Как показала битва за Дебальцево в начале 2015 года, Путин мог бы легко их тогда перебить. И я очень сомневаюсь, что страны НАТО могли бы тогда сделать столько же, сколько они делают сейчас, чтобы помочь Украине».

Признание Меркель уже было подтверждено назначенным США президентом Украины Петром Порошенко. Он сказал местной аудитории в августе 2015 года, «что Минск — это уловка, чтобы выиграть время для наращивания военного потенциала». Оба заявления позволяют сделать только один вывод: весь Запад никогда не собирался выполнять Минские соглашения и начал вооружать Украину и приводить ее к стандартам НАТО после переворота на Майдане в 2014 году.

Эта прокси-война на Украине была целенаправленно спланирована и осуществлена. Остается непонятным, как Россия позволила загнать себя в столь опасную ситуацию, несмотря на такое явное положение дел. Или Россия также использовала это время, чтобы вооружиться?

В конце концов, Кремлю достаточно прочитать документ долгосрочной стратегии США TRADOC 525-3-1 «Win in a Complex World 2020-2040» от сентября 2014 года и «Резолюцию Конгресса 758» от ноября 2014 года, чтобы понять, что мир на Украине никогда не был в интересах Запада.

Сформулированная в германо-американской декларации от 21 июля 2021 года цель «достижения мира на востоке Украины в рамках „нормандского формата“», не была реализована ни правительством Меркель, ни правительством Шольца, да они и не стремились к этому. Федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер, который пообещал Зеленскому поставку тяжелого вооружения во время своего визита в Киев в конце октября 2022 года, должен был выполнить свой долг, закрепленный в Основном законе Германии, и призвать к реализации этого мирного договора.

По непонятным причинам — по крайней мере, для безопасности Европы и благосостояния европейских народов — возможный мир был отдан на откуп геополитическим целям. За победу над Россией? Ради Украины в границах 2013 года? За победу США в сложном мире в 2040 году?

Бесчеловечное затягивание войны с ее ненужными жертвами с обеих сторон позволяет Вашингтону расширить участие Запада в конфликте на Украине и одновременно увеличить силы НАТО на границах с Россией. Со 2-й недели декабря 2022 года, благодаря дальнобойной высокоточной артиллерии, поставляемой Западом, атаки на Донецк приняли ужасающие формы. Где сострадание к гражданскому населению, страдающему от обстрелов с 2014 года?

7 декабря 2022 года пресс-секретарь правительства Штеффен Хебештрайт отметил в Берлине, что «Украина не обязана ограничивать оборонные усилия своей территорией».

Это заявление Хебештрайта является косвенным приглашением немецкого правительства продлить эту бесславную войну еще дальше. Восьмилетняя война Украины против собственных соотечественников в Донбассе вряд ли сделает примирение возможным в ближайшее время, а в невообразимых жертвах на Украине с 24 февраля 2022 года, вероятно, будут виноваты жители отделившихся Луганской и Донецкой областей и Россия.

Чем дольше длится война, тем сложнее будет примирение. В настоящее время, однако, существует опасность, что война на Украине будет нарастать и приведет к ядерной катастрофе — новая оборонная стратегия США от октября 2022 года не исключает превентивного ядерного удара (!) — что намного превысит опасность изменения климата…


В заключение своего комментария Эффенбергер ссылается на упования папы Франциска и профессора университета США и директора Центра устойчивого развития Колумбийского университета Джеффри Д. Сакса на то, что конфликт на Украине все же получится не довести до ядерного противостояния. Однако никаких рецептов выхода из сложившегося положения немецкий политолог не приводит, за исключением рекомендаций Сакса, которые никакого приемлемого для России выхода содержать в себе не могут.