Китай и Россия создали новый союз, угрожающий гегемонии США в космосе
Недавно представленный совместный российско-китайский проект Международной лунной исследовательской станции МНЛС (ILRS) вполне можно назвать событием космического масштаба.
Российско-китайский проект очевидным образом бросает вызов аналогичному проекту США «Артемида». Но дело не только в том, кто станет лидером в лунной гонке, что очень важно, но и в том, кто будет задавать правила в освоении и Луны, и космического пространства в целом.
США уже разработали свои правила поведения — так называемые «Соглашения Артемиды», под которыми уже подписались 11 стран, а среди некоторых стран они вызвали резкую критику.
России и Китаю только предстоит разработка своих правил. Это означает, что мировое сообщество на сегодняшний день не может договориться о единых правилах поведения в космосе. Значит, наступило время, когда космос перестает быть мирным. Он становится ареной войны между крупнейшими космическими державами.
Космическая конференция
Недавно в России прошла Международная космическая конференция по исследованию космического пространства (Global Space Exploration Conference — GLEX-2021). Ее организовала госкорпорация «Роскосмос» и Международная астронавтическая федерация. Конференция была посвящена 60-летию полета Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
С 14 по 18 июня в Санкт-Петербурге собрались представители всех крупнейших космических агентств мира, а также ученые, инженеры, конструкторы из разных стран, принимающие непосредственное участие в освоении космоса. Обсуждались различные сферы исследования космоса, международное сотрудничество, перспективы исследования Луны и других объектов Солнечной системы.
В ней приняли участие 59 стран, было представлено более 500 докладов. Среди участников — Китай, Индия, США, Канада, Мексика, Бразилия, Германия, Франция, Люксембург, Румыния, Чехия и другие.
Совместный российско-китайский лунный проект
Одним из центральных событий конференции стало заявление России и Китая о совместном проекте по изучению Луны, о строительстве Международной лунной исследовательской станции МНЛС (ILRS).
Это произошло на третий день GLEX-2021, который был посвящен практическим вопросам изучения Луны и других небесных сфер.
Прежде всего хотелось бы отметить, что обсуждение лунных миссий велось в режиме столкновения двух позиций по тому, каким именно образом необходимо вести исследование Луны — с участием частных компаний или без их участия.
Первая позиция заключалась в том, что необходимо объединять усилия частников и государства. Это, по мнению некоторых спикеров, должно увеличить количество миссий и упростить их создание.
Вторая позиция выражалась российскими специалистами. Российский космонавт Сергей Крикалев заявил, что участие частных компаний увеличивает риск, который необходимо снизить до минимума в вопросах пилотируемых полетов. Главное — это безопасность миссий, отметил Крикалев.
Какими бы ни были успехи частников, но крупные проекты способны на сегодняшний день реализовывать только государства.
Вернемся же к российско-китайскому лунному проекту, представленному на GLEX-2021. В сессии, на которой обсуждался совместный проект, приняли участие заместитель генерального директора госкорпорации «Роскосмос» по международному сотрудничеству Сергей Савельев и заместитель главы Китайской национальной космической администрации (КНКА) У Яньхуа.
Савельев и Яньхуа представили дорожную карту совместного проекта по изучению Луны.
О начале создания дорожной карты лунного проекта Россия и Китай заявили еще в марте 2021 года, когда был подписан меморандум о создании лунной станции.
В меморандуме отмечалось, что страны руководствуются принципами паритетного распределения прав и обязанностей в создании МНЛС. Также было указано, что проект открыт для всех заинтересованных стран.
О масштабности совместного проекта заявил Яньхуа. По его словам, CNSA вместе с Роскосмосом осуществляют «масштабное сотрудничество по созданию международной научно-исследовательской базы на Луне».
«Мы обоюдными усилиями содействуем продвижению прогресса человечества в области аэрокосмических технологий и социально-экономического развития», — подчеркнул он.
МНЛС и американский проект «Артемида»
Прежде всего было заявлено, что МНЛС будет разрабатываться отдельно от американской лунной программы «Артемида». Здесь можно сказать, что Россия переориентировалась с США на Китай. Ведь еще в 2017 году у Роскосмоса с НАСА существовал общий лунный проект по созданию международной лунной орбитальной станции Gateway. От участия в этом проекте в конце 2018 года Россия отказалась, заявив, что российской стороне не понравились условия сотрудничества.
Символично, что совместная российско-китайская лунная карта была представлена в день переговоров президента РФ Владимира Путина и президента США Джо Байдена в Женеве, после которых Байден заявил, что Китай может представлять для России угрозу. А Россия должна задуматься, с кем она связывается.
Позднее замгоссекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд на форуме Globsec 2021 в Братиславе подтвердила, что на встрече в Женеве Байден призвал Путина задуматься, стоит ли России увеличивать свою зависимость от КНР.
Для США союз России и Китая невыгоден и опасен. И сотрудничество в космосе, который неизбежно становится военным, серьезно угрожает мировому господству США.
О чем же договорились Россия и Китай?
Лунная российско-китайская программа
Первая фаза проекта — разведывательная. Она предполагает полеты к Луне и отработку мягких посадок автоматических аппаратов. С российской стороны это «Луна-25», «Луна-26» и «Луна-27», с китайской — «Чанъэ-4», «Чанъэ-6» и «Чанъэ-7». Она рассчитана на период с 2021 по 2025 годы.
Вторая фаза продлится до 2035 года. Сначала, до 2030 года, предполагается запуск миссий — «Чанъэ-8» и «Луны-28», возможные международные миссии, отработка совместных операций, а также доставка грузов на Луну и возврат образцов. До 2035 года — создание на Луне и на орбите инфраструктуры для связи, энергетики, добычи природных ресурсов.
Также с 2031 по 2035 годы предполагаются лунные миссии МНЛС-1, МНЛС-2, МНЛС-3, МНЛС-4, МНЛС-5 с использованием российских и китайских тяжелых ракет-носителей.
МНЛС-1: создание командного центра, основных энергетических и телекоммуникационных объектов для удовлетворения потребностей лунной инфраструктуры, автономных операций на Луне и долгосрочных исследований и разведки.
МНЛС-2: создание объектов для исследований и изучения Луны. Такие исследования как лунная физика, геологическое профилирование, исследование лавовых трубок, сбор лунных образцов.
МНЛС-3: создание объектов для проверки технологии использования лунных ресурсов на месте.
МНЛС-4: проверка общих технологий для следующих исследований — проведение лунного биомедицинского эксперимента, распределенный сбор и возвращение образцов.
МНЛС-5: создание на Луне возможностей для астрономических исследований и наблюдения за Землей.
Их итогом должна стать автоматизированная научная база на Луне.
Заключительная, третья фаза проекта — это высадка экипажей на поверхность Луны.
Проект МНЛС и его партнеры
Как отметил У Яньхуа, это «первая версия» дорожной карты. Она будет дорабатываться, до конца года планируется подготовить правовой документ, в котором будут подробно изложены принципы работы МНЛС.
На сегодняшний день еще не определено место создаваемой базы. Среди вариантов указан кратер Амундсен у южного полюса и кратер Аристарха в северо-западной части видимой стороны Луны, а также холмы Мариуса в центральной части Океана Бурь на видимой стороне Луны.
Заинтересованность в проекте выразили Таиланд, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Также прошли переговоры с Европейским космическим агентством и с Францией.
В рамках проекта всем странам предлагаются различные области для сотрудничества.
«Мы приглашаем всех партнеров присоединиться к проекту МНЛС в зависимости от их возможностей. Любой партнер, желающий сделать вклад в МНЛС через совместно скоординированные переговоры с Китаем и Россией, может принять участие, в том числе на уровне соруководителя, в любой части проекта», — говорится в документе.
Космический раскол
Мы видим появление второго крупного лунного проекта, который изначально был заявлен, как проект, никак не связанный с американской «Артемидой».
США уже разработали в 2020 году документ «Соглашения Артемиды», который должен регулировать деятельность всех стран в космическом пространстве и на Луне. К нему присоединилось 11 стран.
Это значит, что мировое космическое сообщество ожидает раскол на два лагеря. В противовес «Артемиде» создается российско-китайская МНЛС.
Известно, как Россия отнеслась к «Соглашениям Артемиды». Заместитель гендиректора Роскосмоса по международному сотрудничеству Сергей Савельев заявил, что продвигаемые Вашингтоном «Соглашения Артемиды» могут позволить США вести военную деятельность на Луне. Он отметил, что принципы соглашений «прямо или косвенно нарушают общепризнанные нормы международного права».
Китай, как и следовало ожидать, категорически отказался присоединяться к «Соглашениям Артемиды».
По поводу новой возникшей ситуации высказался постоянный научный сотрудник Европейского института космической политики в Австрии Марко Алиберти. По его словам, российско-китайский лунный проект «сигнализирует о прогрессирующем раздвоении международного космического сообщества вокруг двух конкурирующих — и потенциально конфликтующих — путей будущей деятельности по исследованию Луны».
Он уверен, что конкуренция за Луну «в конечном итоге подорвет международную безопасность и стратегическую стабильность».
О стабильности
Вряд ли сегодня стоит говорить о политической стабильности в условиях мировой гегемонии американцев. Мы наблюдаем нарастание мировой дестабилизации в течение тридцати лет после распада Советского Союза. И это не от того, что есть два конкурирующих мировых полюса, а как раз вследствие отсутствия таковых.
Сегодня, независимо от договоренностей о мирном космосе, мы наблюдаем ускоренную милитаризацию космического пространства. Господство США в космосе в условиях их ослабления и разложения в конце концов приведет к их попытке ликвидации своих противников.
В этом смысле России на сегодняшний день выгодно быть в союзе с Китаем. Но мы должны понимать, что Китай ведет свою игру за мировое лидерство. Россия не сможет долго конкурировать с Китаем в ее нынешнем состоянии. Но у нас еще имеется колоссальный интеллектуальный задел. Только задействовав его, мы сможем удержать свои позиции в том числе и в космосе.