Краснознаменная группа возвращается в Екатеринбург. А может быть, и не надо?
Знаменитая Краснознаменная группа, главный символ советского Свердловска, была варварски снесена городской администрацией Екатеринбурга в 2013 году. В 2020 году она должна быть восстановлена. По крайней мере, на это уже выделены средства бюджета, над восстановлением работают чиновники новой горадминистрации и профессионалы.
История создания памятника, его сноса и борьбы за возвращение противоречива и драматична. Несмотря на общественное согласие в вопросе восстановления, несмотря на неожиданно консолидированную позицию историков и архитекторов, до сих пор приходится слышать «экспертные мнения», что Краснознаменная группа — вовсе не памятник, а просто «объект советской пропаганды», и ее восстановление не нужно.
Так все-таки, авангардный монумент в центре уральской столицы — это памятник, достойный возвращения? Или Краснознаменная группа — это «советский реликт», который стоило бы заменить… «чем-нибудь современным», типа «памятника пустоте», или «чем-нибудь классическим», типа бюста государыни-императрицы? Попробуем разобраться с этим по-серьезному.
Формальный статус
Удивительное дело, но Краснознаменная группа с орденом Ленина, ставшая с 70-х годов главным символом города, действительно не имела юридического статуса памятника. До присвоения этого статуса она «не дожила» ровно год — после сорока лет с момента установки ее пришлось бы включать в реестры.
Возможно, спешный снос Краснознаменной группы в 2013 году был связан именно с этим. По крайней мере, за снос памятника горадминистрация не отделалась бы «условным» штрафом… Да и после украинских событий 2014 года, «ленинопада» и десоветизации на Украине вряд ли кто-то из российских чиновников осмелился бы на подобное.
Но… Мы имеем то, что имеем: с формально-юридической точки зрения в 2013 году мэрия города демонтировала «монументально-декоративную композицию», оставшуюся в наследство от советского времени. Хотя по существу чиновники-вандалы снесли главный памятник и символ города. К тому чтобы характеризовать Краснознаменную группу именно так, есть все основания.
По закону и по-существу
Являлась ли Краснознаменная группа памятником — не формально, а по существу? Возьмем толковый словарь Ожегова:
Памятник — скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь, чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события).
Энциклопедический словарь:
Памятник — 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами). 2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников — мемориальные сооружения.
И наконец, Федеральный закон № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Если обобщить определения, отделить то, что относится к малым формам, литературе и археологии, мы получим, что памятник — это:
1) Произведение искусства в память о выдающейся личности или историческом событии: скульптура или архитектурное сооружение (скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие или иное мемориальное сооружение).
2) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества, представляющий ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющийся свидетельством эпох и цивилизаций.
Вооружимся этим и вспомним историю Краснознаменной группы.
Историческое событие
16 ноября 1973 года город Свердловск (ныне Екатеринбург) был награжден орденом Ленина «За большие революционные и трудовые заслуги трудящихся города Свердловска, их выдающуюся роль в индустриализации страны, значительный вклад в обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне, успешную деятельность по созданию материально-технической базы коммунизма и в связи с 250-летием со дня основания».
Орден Ленина — высшая награда СССР, аналогов которой в современной России нет. За всю историю Советского государства орденом Ленина было награждено 43 города (из них 12 городов-героев и крепость-герой Брест).
Для Свердловска награждение было историческим событием. Важнейшим для города, в годы Великой Отечественной расположенного в глубоком тылу, было признание вклада свердловчан в разгром фашистской Германии. Причем Свердловск стал первым «тыловым» городом в СССР, удостоенным высшей награды за вклад в Победу.
Увековечить награждение Свердловска орденом Ленина было решено не в виде стандартной стелы на въезде в город или на городской площади, а в виде уникального мемориального сооружения на недавно реконструированной плотине городского пруда. Именно такую задачу поставил областной Совет ветеранов, который объявил конкурс на проект памятника и собрал добровольные взносы на его установку.
Авангардный памятник
Над созданием Краснознаменной группы работали профессионалы очень высокого класса. За проектирование памятника взялся коллектив Уральского института технической эстетики и дизайна (ВНИИТЭ), возглавил работу его директор Ролен Андрианович Шеин. Наряду с художником и архитектором Галиной Федоровной Охлупиной, создавшей эскизный проект Краснознаменной группы, Ролен Шеин считается главным автором памятника. Он и сам достоин памятника.
Ролен Шеин, покинувший нас в начале декабря 2019 года, — отец-основатель уральской школы дизайна, крупнейший специалист по технической эстетике, великий организатор. Институт, который он создал, занимался всем — от экспозиций городских музеев до внешнего вида военных машин и расчета шахтных пусковых установок с ракетами. Еще до Великой Отечественной войны Шеин занялся живописью, архитектурой, эстетикой и не бросал эти занятия даже во время боевых действий. Возможно, военный опыт помог ему стать тем, кем он стал: умение воевать и руководить коллективом в экстремальных условиях соединилось с умением создавать прекрасное — и в результате родился Институт технической эстетики и все его проекты. Одним из которых стала Краснознаменная группа.
Ролену Шеину, Галине Охлупиной и другим художникам уральского ВНИИТЭ удалось вложить в Краснознаменную группу очень разные смыслы, все из которых оказались уместны. Шпили Краснознаменной группы — это и друзы уральского горного хрусталя, и красные стяги, и штыки защитников Отечества. Сам памятник — это и военный редут, и костер, который согревает на холодном ветру городского пруда, и бажовский Каменный цветок… И даже космический корабль, взрезающий небо, взлетающий «из глубины уральских руд» к новым мирам и планетам… Ни один «классический» монумент не смог бы вобрать в себя так много смыслов.
После того, как Краснознаменная группа была спроектирована, за ее воплощение в металле взялся Завод имени Калинина — рабочие и инженеры легендарного ЗиКа делали все технические расчеты, сварку шпилей из «космического» алюминиевого сплава, установку на затворной камере плотины. И если говорить, что памятник, кроме безусловной исторической и эстетической ценности, может обладать ещё и ценностью научно-технической (вспомним определение памятника), то в Краснознаменной группе это продемонстрировано в полной мере.
Одновременно со шпилями создавалась копия ордена Ленина — в мастерских уральского мастера Минулла Фаттахутдинова. Орден был отчеканен из алюминия. Менее чем через год после награждения Свердловска высшей государственной наградой, в начале мая 1974 года, памятник был возведен и торжественно открыт на плотине городского пруда.
Сердце города
Выбор места для Краснознаменной группы не был случайным. Главный памятник и главная награда города могли по-настоящему раскрыться только здесь. Плотина городского пруда — это сердце Екатеринбурга. Отсюда начинался город, здесь стояли его первые заводы. В старых цехах заводов уже в ХХ веке, во время войны, работали военные предприятия. После, в 60-е и 70-е годы, Плотинка стараниями мастеров уральской архитектурной школы стала такой, какой мы знаем ее сейчас — главным городским пространством, историческим и общественным.
Плотинка уникальна. Она является историческим и геометрическим центром Екатеринбурга, в котором пересекаются две самых главных пространственных и содержательных оси города. Это содержательная ось природы и истории, река Исеть, а также ось истории и общества, главная улица.
До определенного момента центральная точка плотины, место пересечения главных осей и сердце города, никак не была закреплена. Здесь должно было появиться нечто знаковое. И возникла Краснознаменная группа, она стала главным знаком, главным элементом и символом города. Причем именно города — есть «пространство области», Октябрьская площадь, есть «пространство государства», площадь 1905-го года с памятником Ленину. Плотинка всегда была «пространством города». И Краснознаменная группа с ее удивительной формой, соразмерная, но при этом очень яркая, смогла раскрыть Плотинку, завершить композицию и стать ее украшением.
Часто появление архитектурного элемента разрушает пространство. Любая круглая скульптура скрывает то, что за ней, имеет заднюю и переднюю часть. А Краснознаменная группа с ее «сквозистой» формой только акцентировала главную точку. Акцент работал везде: при виде с набережной, из Исторического сквера, с улицы Ленина.
Это стало особенно заметно с утратой Краснознаменной группы в 2013 году. «На замену» городские власти, при всем желании, так и не смогли предложить ничего толкового. Кроме придуманного одним бойким политтехнологом «памятника пустоте» — его мы и наблюдаем уже семь лет. А что значит пустота в сердце города?
История и будущее
Уже после сноса Краснознаменной группы ее создатель Ролен Шеин обратил внимание на интересный факт. В свое время он был очень дружен с другим крупным художником советской эпохи, его ровесником Эрнстом Неизвестным, тоже свердловчанином. И в 2013 году он был приглашен на открытие музея Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге, где впервые в жизни (!) увидел Цветок Лотоса — архитектурную композицию, сделанную Неизвестным для египетского Асуана. Шпили, симметрия, всесторонний обзор… Родной брат Краснознаменной группы!
И в этом нет плагиата или заимствования. Оба монумента — уникальны. Просто и тот, и другой являют собой яркий образец художественного мышления эпохи. Объемность, оригинальные цветовые решения, внимание к материалу, и при этом незыблемые симметрия, ритм, гармоничность, возвышенность форм, устремленность вверх… Это черты стиля 50–70-х годов, переосмысление советского конструктивизма и мирового архитектурного опыта, помноженное на научный прогресс и мечту о Космосе.
Этот стиль, отразившийся в малых и больших архитектурных формах, градостроительных решениях послевоенного СССР, не вполне правильно называемый советским модернизмом, наряду с авангардом 20-х сейчас рассматривается как источник выхода из ловушки постмодернистской архитектуры. И это же надо: на пике интереса всех архитекторов мира снести одно из самых ярких произведений советского модернизма в стране!
Впрочем, для сносивших Краснознаменную группу чиновников искусство закончилось в XIX веке или вообще не существует как категории. Вопрос не к ним, а к нам: научимся ли мы, граждане страны, ценить историю, различать прекрасное и ужасное, давать отпор разрушению того, что является — хоть по закону, хоть по-человечески — нашим культурным наследием и историческим достоянием.
Возвращение Краснознаменной группы сегодня является необходимым, справедливым и правильным. Это уже больше, чем памятник. Это честь и достоинство целого города. Это память о его жителях, ковавших Победу в тылу и воевавших на фронте. Это память о его замечательных художниках и архитекторах, способных создать такое чудо. И это живая история общественной, гражданской борьбы за возвращение важнейших исторических, культурных и эстетических кодов общества. Гоните прочь «экспертов» и «поклонников пустоты», которые этого не понимают.
Читайте также: Краснознаменную группу в Екатеринбурге восстановят «под контролем горожан»