Мистическая и политическая внутренняя конфликтность Германии не могла не вызывать к жизни «внешнего» противовеса в виде сначала навязанного властью, а затем и вошедшего «в плоть и кровь» признания необходимости подчинения установленному законом порядку

Германский нацизм: истоки

Каспар Фридрих, «Мечтатель», 1840 г.
Каспар Фридрих, «Мечтатель», 1840 г.

«Почва», на которой произрастал германский нацизм, сильно отличалась от той, что была в Италии. Об этом написано очень много и сторонниками, и особенно врагами нацизма.

Коммунистические авторы делают акцент на особенно сильном, организованном и точно понимающем свои интересы германском капитализме (о чем писали и Маркс, и Ленин, и что признают все исследователи). И считают, что нацизм был «сконструирован» крупным германским капиталом для реализации планов империалистической экспансии. Эту (авторитетную до сих пор) позицию сформулировал Коминтерн в 1936 г.

Другие авторитеты, такие как Х. Арендт, ищут истоки нацизма в «теориях толпы» Г. Лебона и Х. Ортега-и-Гассета. Некоторые либеральные авторы считают, что дело в «тоталитарной» и «агрессивной» специфике немецкого народного мироощущения, из-за которой, мол, почти весь народ принял нацизм и стал орудием «бесноватого фюрера».

В этих утверждениях есть доля правды, но, на наш взгляд, объясняют они далеко не всё. И потому рискну дать свои дополнения и уточнения.

Отмечу, что Германия рубежа ХХ века была сильно — причем на всех социальных уровнях — «заражена» разного рода мистикой.

Это была мистика хилиастических сект, мечтавших об устроении царства божия на земле самыми разными методами: от замкнутой коллективной «жизни по богу» в общинах адептов и до революционного уничтожения «греховной» реальности. И как в народной, так и в элитной памяти были вполне живы — в исторических хрониках и мифах — свершения и ужасы хилиастических крестьянских восстаний и городских бунтов позднего Средневековья и раннего Нового времени.

Это была мистика философская. Неслучайно именно немецкая «романтическая» философия XVIII–XIX веков (в частности Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, И. Гельдерлин) родила то очень влиятельное течение в художественном творчестве (прежде всего, в литературе и музыке), которое названо «немецким романтизмом». И которое — от Гофмана до Гейне и от Шуберта до Вагнера — глубоко пропитано мистическими мотивами.

Это, наконец, была эзотерическая гностическая мистика с ее пафосом радикального отрицания благости Мира как божьего творения, а также разделением человечества, сотворенного не-благим богом, на сорта «людей» и «не-людей». В этом смысле совсем не случайны отчетливые гностические мотивы в «Фаусте» Гёте, которые (например, тему «Великих Матерей») упоминает Сергей Кургинян в своей работе «Судьба гуманизма в XXI столетии». И которые очень выпукло проявляются в высказывании Мефистофеля «Нет в мире вещи, стоящей пощады, Творенье не годится никуда».

Этот широкий («народный» и «элитный») мировоззренческий мистицизм, причем мистицизм очень разный, — дополнялся историческими особенностями многовековой раздробленности Германии. Которую Бисмарк объединил (причем далеко не бесконфликтно!) лишь во второй половине XIX века.

Мистическая и политическая внутренняя конфликтность Германии не могла не вызывать к жизни «внешнего» противовеса в виде сначала навязанного властью, а затем и вошедшего «в плоть и кровь» признания необходимости подчинения установленному законом порядку. Представляется, что немецкий «орднунг» — стремление к порядку и готовность его соблюдать (признаваемые всеми серьезными исследователями как массовая черта немцев), — стали той «второй стороной» народного характера, которая должна была компенсировать бурлящую и конфликтную мистическую сторону этого характера.

Но при этом, как известно по множеству научных и популярных публикаций о нацизме, мистичность никуда не делась.

Она, в частности, постоянно ощущалась в литературе и искусстве, в бытовой мифологии, а также в «полустихийно» создаваемых крестьянских и городских сообществах (так называемых «ферейнах»), — от кружков по изучению народных легенд и мифов до певческих хоровых ассоциаций, от театральных ансамблей до устройства ежегодных празднеств в честь какого-либо значимого местного исторического события.

Однако у этой низовой «полустихийности» быстро появились организаторы. Одним из первых таких «коллективных организаторов» стал созданный в 1890–1891 гг. «Пангерманский союз». Который начал активно соединять массовую мистическую коллективность ферейнов с политическим радикализмом, милитаризмом и военным экспансионизмом. Основатели Пангерманского Союза Альфред Гугенберг (радикальный националист, политик, бизнесмен), Фридрих Ратцель (один из основателей геополитики и антропогеографии), Эмиль Кирдорф (крупнейший угольный промышленник, крайний националист и сторонник военного «территориального расширения» Германии) назвали целями Союза «оживление патриотического немецкого сознания», «содействие энергичной немецкой политике» и «поддержку немецких интересов за рубежом» (в первую очередь, в Австро-Венгрии с ее большим немецким и немецкоязычным населением).

Наибольшую пропагандистскую активность Пангерманский союз развернул в направлении ускоренной милитаризации Германии (строительство мощного военного флота, перевооружение и реорганизация армии и т. д.), а также в борьбе с национальными меньшинствами (евреями в Германии и в мире в целом, французами в Эльзас-Лотарингии, поляками в Силезии и Западной Пруссии). В частности, во многом именно благодаря активности Пангерманского союза в Германии получили широкое распространение идеи теоретиков расизма и «арийской избранности немцев», а также идеи геополитики о необходимости расширения германского «жизненного пространства» за счет «расово неполноценных соседей».

Возвращаясь к ферейнам, подчеркнем, что в конце XIX — начале ХХ веков они — опять-таки, во многом благодаря активности Пангерманского Союза — стали основой очень широкого и вполне организованного культурного движения «фелькише» (от немецкого «народность»). В центр мировоззрения «фелькише» его организаторы — вполне в духе мистики немецкого романтизма — ставили индивидуальную человеческую душу. Которая, якобы, есть воплощение отличительных свойств определенного народа, выросшего на определенной исторической, географической и культурной «почве», и имеет свое отражение в специфике крови, где и сосуществуют душа и тело индивида.

На начальной стадии своего развития движение в основном усваивало, «переваривало» и присваивало расизм, антисемитизм и германское «арийство» Гобино и Чемберлена, и формировалось как подчеркнуто антииудейское и антикатолическое. Главным лозунгом «фелькише» в начале ХХ века стала строка из стихотворения Георга фон Шенерера «Без Иуды, без Рима строим мы собор Германии». Но затем за окормление «фелькише» взялись такие фигуры, как Гвидо фон Лист (исследователь скандинавских рун, автор мифа о происхождении германцев с древнего континента Арктогея со столицей Туле и один из основателей мистико-эзотерического «Общества Туле») и Йорг Ланс фон Либенсфельс (эзотерический гностик и основатель «Ордена нового храма»).

Во-первых, они, не отрицая важнейшего мистического значения немецкой крови и немецкой почвы, перенесли акцент немецкой отличительности с «души» на воинственный и героический «немецкий арийский дух».

Во-вторых, под их идеологическим и политическим руководством ферейны «фелькише» обретали достаточно жесткую внутреннюю дисциплину, последовательно сдвигались от изначального лютеранства к якобы «исконному» древнегерманскому язычеству, а также дополняли деятельность спортивно-боевой подготовкой. И заражались политическими целями завоевания сначала внутригерманского, а затем и мирового господства.

Ферейны «фелькише» играли большую роль в мобилизации германских масс в период Первой мировой войны, и вовсе не рассыпались после поражения Германии в войне. К моменту создания Веймарской республики в крупнейшей организации «фелькише», «Немецко-фелькишском союзе обороны и наступления», состояло около 200 000 членов.

При этом, по утверждениям многих исследователей, «фелькише», как массовая народная мистико-эзотерическая организация «экспансии германского духа», всё прочнее ставилась под неявный контроль закрытых элитных организаций орденского типа. Именно эти организации создавали тот концептуальный и идеологический контент, который, наряду с официальной деятельностью Пангерманского Союза, управлял поведением «фелькишских» масс.

В 1912 г., незадолго до начала войны, Гвидо фон Лист, Герман Поль и Теодор Фрич создали мистико-эзотерический «Германенорден», ключевыми концептуальными принципами которого стали антихристианство, гностический расизм и антисемитизм, а также цели реализации мирового господства высшей древней арийской расы, в этот исторический момент, якобы, наиболее полно воплощенной в германцах.

В 1913 г. барон Рудольф фон Зеботтендорф, исследователь масонства и эзотерического исламского суфизма, вошел в Германенорден и вскоре получил титул «Орденмейстера» (главы регионального отделения ордена) в Баварии. В 1918 г. Зеботтендорф основал, при поддержке Гвидо фон Листа, новый «дочерний» орден — «Общество Туле». Эта оккультно-мистическая организация, как и Германенорден, занялась политическим окормлением не только «фелькише», но и других националистических германских групп. И не только в крестьянской и мещанско-буржуазной социальной среде, где преимущественно действовали ферейны «фелькише» и Пангерманский союз, но и в пролетарских массах.

В том же 1918 г. (утверждается, что членами Общества Туле) была создана Немецкая рабочая партия, НРП. В 1919 г. в НРП вступил ефрейтор рейхсвера Адольф Гитлер.

О жизненном пути Гитлера написано слишком много. Даже сжатое изложение написанного привело бы к существенному отклонению от нашей темы. Тем не менее, без некоторых биографических фактов становление ключевой фигуры нацизма понять нельзя.

Адольф Гитлер родился 20 апреля 1889 г. в деревне Рансхофен в Австрии, вблизи границы с Германией, в семье среднего государственного чиновника Алоиза Гитлера. Учился в основном плохо, в том числе потому, что из-за служебных переездов отца ему пришлось не раз менять школу. Любил историю, географию и в особенности рисование. В 1903 г. испытал большое потрясение в результате внезапной смерти отца.

В 1907 г. недоучившийся Адольф пытался поступить в художественную школу в Вене, но провалился. В конце того же года умерла его мать, и в 1908 г. 19-летний Адольф переехал в Вену. Пытался поступить в Венскую художественную академию, и вновь провалился на экзамене. После чего зарабатывал на жизнь написанием и продажей картин, а также прятался от призыва в австрийскую армию. По свидетельствам его знакомых того времени, «не хотел служить в одной армии с чехами и евреями и воевать за государство Габсбургов», но в то же время «готов был умереть за германский рейх».

Как мы видим, уже тогда Гитлер чутко относился к пропаганде Пангерманского общества. Кроме того, в этот период Гитлер начал проявлять интерес к политике и усиленно занялся самообразованием: читал много книг и учил французский и английский языки.

В мае 1913 года Гитлер переехал из Вены в Мюнхен, где устроился работать художником и жил до начала Первой мировой войны.

В первый же день войны Гитлер испросил и получил разрешение служить в баварской армии, а в октябре был направлен на фронт. Воевал всю войну, получил чин ефрейтора и несколько наград, включая Железные кресты 2-й и 1-й степени и Крест с мечами «за боевые заслуги» 3-й степени. В октябре 1918 г. от близкого разрыва снаряда получил отравление газом. Вскоре, находясь в госпитале, узнал о капитуляции Германии и свержении кайзера.

В марте 1919 г. Гитлер вернулся в Мюнхен, в свой полк, а в июне был направлен на курсы агитаторов. Там познакомился с Готфридом Федером (будущим экономическим теоретиком НСДАП). А также произвел своим ярким антисемитским выступлением такое впечатление на главу отдела агитации Баварского командования рейхсвера, что через несколько дней был назначен «офицером просвещения» Баварского командования.

В сентябре 1919 г. Гитлер получил от командования задание участвовать в заседании Немецкой рабочей партии, НРП, недавно созданной железнодорожным слесарем Антоном Дрекслером (как мы уже отметили, с поддержкой Общества Туле). Во время дискуссии Гитлер убедительно разгромил с пангерманских позиций своего противника, сторонника восстановления независимости Баварии и реставрации династии Виттельсбахов. Дрекслер тут же предложил Гитлеру вступить в партию.

После консультаций с военным начальством Гитлер принял это предложение, уволился из армии и стал членом НРП. Но не простым членом. Гитлер сразу потребовал и получил пост руководителя партийной пропаганды.

24 февраля 1920 года Гитлер организовал первую большую «публичную презентацию» НРП, и в своем выступлении объявил программу партии — составленные совместно с Федером и Дрекслером «Двадцать пять пунктов». В программу входили требование отмены Версальского договора, признающего вину Германии за войну и обязанность выплачивать репарации победителям, тезисы о пангерманизме и установлении сильной центральной власти, требования социалистических преобразований в экономике и воинствующий антисемитизм. В этот же день по предложению Гитлера НРП была переименована в Национал-социалистическую рабочую партию (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei, НСДАП).

В июле 1920 г., после конфликта в руководстве партии, Дрекслер был смещен на пост почетного председателя партии, а Гитлер был избран председателем НСДАП с почти неограниченными полномочиями. И на этом посту начал свою политическую карьеру.