Государственная политика в области репродуктивного здоровья детей. Штрихи к портрету
14 октября 2013 года в городе Екатеринбурге прошел III конгресс акушеров-гинекологов Уральского федерального округа. Где собралось множество экспертов в области защиты материнства и детства. Интересно это мероприятие тем, что на нем обсуждались новые направления в защите репродуктивного здоровья граждан России. Судя по названию, конгресс должен был бы быть посвящен тому, как сделать, чтобы наши дети выросли здоровыми, подготовленными к рождению своих детей, верно? Но давайте познакомимся с содержанием поближе.
Вот, например, на конгрессе очень широко и подробно обсуждался Приказ Министерства здравоохранения РФ № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)». Этот законодательный документ определяет политику государства в области репродуктивного здоровья. Поэтому нам стоит присмотреться к нему повнимательнее.
Нас с вами интересует раздел VIII. «Порядок оказания медицинской помощи девочкам с гинекологическими заболеваниями».
В нем говорится, что медико-санитарная помощь девочкам включает:
а) профилактику нарушений формирования репродуктивной системы и заболеваний половых органов;
б) раннее выявление, лечение, в том числе неотложное, и проведение медицинских реабилитационных мероприятий при выявлении гинекологического заболевания;
в) персонифицированное консультирование девочек и их законных представителей по вопросам интимной гигиены, риска заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, профилактики абортов и выбора контрацепции;
г) санитарно-гигиеническое просвещение девочек, проводимое на территории медицинской организации, и направленное на усвоение стереотипа здорового образа жизни, приобретение навыков ответственного отношения к семье и своим репродуктивным возможностям с использованием эффективных информационно-просветительных моделей.
Присмотримся к пункту «а». Слово «профилактика» означает, что гинекологические осмотры касаются всех девочек, начиная с возраста трех лет. Надо сказать, что возможность профилактического осмотра девочек у гинекологов была и ранее, но, как правило, врачи прибегали к ней только в случаях серьезной необходимости. Почему на конгрессе этому вдруг уделили особое внимание?
Интересно также, в какой форме будут проходить такие осмотры? Главный акушер-гинеколог детского и подросткового возраста Минздрава России, заведующая отделом Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. И. Кулакова профессор Елена Уварова утверждает, что гинекологический осмотр будет визуальным. Но нигде в данном документе не написано, что осмотр будет только визуальным. А когда что-то написано туманно и двусмысленно, тогда есть простор для достаточно широкого толкования. Как далеко может зайти врач в своих действиях? Указ, утверждающий данный Порядок, — прямое руководство к действию для медицинских работников. И кто знает, как слепая государственная машина начнет реализовывать этот приказ? Бросятся ли теперь врачи осматривать всех девочек в обязательном порядке — неизвестно. Известно, правда, что за каждый такой осмотр медицинское учреждение получит финансирование. То есть чем больше осмотров — тем больше денег получит медучреждение.
Но самое важное, что в пункты «в» и «г» в документе указывают на принципиально новое явление: в стандарт оказания акушерско-гинекологической помощи встраивается сексуальное просвещение.
Вот что говорит госпожа Уварова, дающая пояснения по поводу этого Указа в «Медицинской газете»: «Очень большое значение придается консультированию по вопросам личной гигиены и полового развития. Из 20 минут, положенных на прием, 6 минут отводится на консультирование». Обращаем ваше внимание, что возраст детей — 3–17 лет.
Это вызывает очень много вопросов. Госпожа Уварова утверждает, что сексуальное просвещение необходимо всем детям. Как это будет сочетаться с профилактическими гинекологическими осмотрами? Невольно представляется картина: девочек-первоклашек классами сгоняют на профилактические гинекологические осмотры, затем проводят уроки сексуального просвещения, которые могут быть «индивидуальными либо групповыми», как говорит госпожа профессор. Увы, теперь эта безумная и чудовищная картинка вовсе не кажется такой фантастичной, учитывая рвение Уваровой — главного акушера-гинеколога детского и подросткового возраста Минздрава России.
В пунктах о половом просвещении нет никаких уточнений о возрастных различиях. Просто говорится о том, что такая «помощь» оказывается девочкам, начиная с трех лет. И пусть вас не обманывают формулировки «интимная гигиена» или «репродуктивные возможности». Чаще всего под этими программами имеется в виду именно сексуальное просвещение. На Западе все программы секспросвещения продвигались под флагом борьбы с нежелательными беременностями, СПИДом и инфекциями, передаваемыми половым путем. В Британии, например, пятилетним детям в рамках борьбы со СПИДом рассказывают про эрекцию, мастурбацию, проституцию, а также наглядно демонстрируют различные секс-позиции. И такие программы — не что-то из ряда вон. Это прописано в инструкциях по половому просвещению от официальных экспертных организаций. Вот и у нас теперь предполагается с малых лет вводить детей в нормы взрослой жизни, в которой присутствуют знания о сексе, проституции, а также осмотры гинекологов и андрологов.
Теперь организации, продвигающие сексуальное просвещение в Западной Европе и США, пришли к нам, они навязывают нашей стране ровно те же взгляды на репродуктивное здоровье граждан, что внедрили у себя. Делают они это как раз через таких вот «экспертов», как госпожа Уварова. Елена Витальевна, активно сотрудничавшая с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Агентством США по международному развитию (USAID), пропагандирует необходимость внедрения секспросвета в России давно и упорно. Вот, например, в газете «Трибуна» от 19 марта 2013 года она сообщает:
«Разумеется, сексуальное просвещение в школе необходимо. Может быть, назвать эту дисциплину нужно как-нибудь иначе — не половое воспитание, а обучение ответственному отношению к своему здоровью, — пишет она и дальше приводит исследования, якобы свидетельствующие об ужасающей распущенности наших детей. — Профессор Виктор Радзинский вместе с коллегами провел в Москве исследование репродуктивного здоровья молодежи. В результате обозначился среднестатистический портрет современного подростка, в котором есть, например, такие штрихи: начало курения — в 10 лет, употребление алкоголя — в 11 лет, наркотиков — в 12–13 лет, сексуальный дебют — в 14–15 лет, аборт — в 16–17 лет».
Уварова цитирует своего коллегу Виктора Радзинского, заведующего кафедрой акушерства и гинекологии с курсом перинатологии Российского университета дружбы народов, заслуженного деятеля науки РФ, доктора медицинских наук. Этот «исследователь» — известный идеолог сексуального просвещения. И он тоже неплохо сотрудничал с иностранными неправительственными фондами, в том числе с тем же USAID.
Напомним, что агентство США по международному развитию (USAID) было изгнано из России по причине явно антигосударственной деятельности на территории нашей страны. Но персоны, взращенные этой организацией, остались тут, они ведут активную деятельность в тех же самых направлениях и занимают достаточно ответственные позиции в системе здравоохранения РФ.
Однако вернемся к цифрам. Они и сами по себе вызывают большие сомнения, а уж явная ангажированность «экспертов» эти сомнения только усиливает. Да и разнятся они у разных исследователей.
Например, на ниве подобных исследований подвизалась и «Высшая школа экономики». Правда, сотрудники Центра молодежных исследований ВШЭ, признались, что «хотели попасть в школы, чтобы исследовать сексуальный опыт старшеклассников. Но когда доходило до согласования с чиновниками, вопросы по сексу из опросников вычеркивались. Впрочем, удалось провести исследование среди учащихся ПТУ 15–22 лет, среди молодых семей, несовершеннолетних мам». И вот на этой выборке сделан вывод: «Возраст сексуального дебюта снизился — как у мужчин, так и у женщин. В России сейчас он равен 16 годам». Можно ли считать, что выборка, состоящая из малолетних мам и студентов ПТУ, отражает реальные характеристики подросткового возраста? Сомневаемся. Но согласитесь, даже в такой выборке возраст дебюта составляет 16 лет, а не 14, как утверждает профессор Радзинский.
Замечательная картинка получается: эксперты в области здравоохранения, получающие финансирование от иностранных фондов, деятельность которых в нашей стране запрещена, проводят «исследования» и получают результаты, которые свидетельствуют о срочной необходимости введения секспросвета.
А главное, эти эксперты загоняют общество в очень хитрую идеологическую ловушку: дети становятся более распущенными. Так давайте же эту распущенность сделаем «цивилизованной», превратим ее в норму жизни. Подгоним под нее государственную политику. Стимулируем с помощью программ секспросвета раннюю сексуализацию и навяжем ее неразвращенным детям.
Очевидно, что рост сексуальной распущенности — результат постоянного и повсеместного развращения детей через СМИ, через культурную среду, продвигающую идеи абсолютной сексуальной свободы и стимулирующую раннюю сексуализацию детей. Но вместо того, чтобы остановить это развращение, защитить детей, секспросветители предлагают им саморазрушаться с комфортом.
Центры охраны репродуктивного здоровья подростков, массовое распространение которых инициируется этим законодательным актом, помогут подросткам делать аборты (а с 15 лет подростки, как говорит профессор Уварова, могут это делать и втайне от родителей) и использовать контрацептивы — то есть приучат детей к тому, что за свое поведение ответственность можно и не нести. Ну и, конечно же, сексуально просветят. Эти центры — благодаря нынешней системе медицинского страхования — тоже будут заинтересованы в максимально широком охвате подростков.
Понятно, что экспертов, сидящих на иностранных грантах и лоббирующих интересы крупных фармацевтических компаний, меньше всего интересует здоровье детей. Ведь исследования в области репродуктивного здоровья спонсируются, в том числе, фармацевтическими компаниями, которые и будут затем продвигать свои медикаменты в этих самых центрах. То есть детям будут рекомендовать употреблять именно те контрацептивы, «эффективность» и «безопасность» которых подтверждена исследованиями, сделанными на средства этих же компаний. Очевидно, что таким образом создается отличная возможность для разнообразных злоупотреблений и гигантского распила государственных средств, охрана же здоровья детей остается под большим вопросом.
Вот на такую политику: на детские абортарии, на детские гинекологические профилактические осмотры и массовое сексуальное просвещение маленьких детей — будут выделять огромные средства из бюджета. И это в момент, когда в стране идет процесс сокращения государственных расходов на социальные нужды!
Но одним коммерческим интересом объяснить происходящие изменения все же невозможно. Тут важно знать, что недавно Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы №201 «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений», фактически обязывающую нас включать в программы начального и среднего школьного образования уроки сексуального просвещения. Это вызвало бурю возмущения родительской общественности, и потому инициатива министра образования РФ Дмитрия Ливанова о введении в школе уроков полового воспитания пока не прошла. Введение сексуального просвещения в школах отложено на год. Попытка реализации предписаний Конвенции через Минобразования провалилась — значит, теперь их будут реализовывать через Минздрав. И появление Приказа №572н неслучайно. Это просто еще одно звено в цепочке. Что ж, мы можем с горечью констатировать: сексуальное просвещение детей в нашей стране официально узаконено!
А что же делать нам, обычным гражданам, коль скоро министерство здоровья запускает такие крайне нездоровые процессы? Пока еще родители могут от них защититься. Только придется теперь быть бдительными: в больницах и поликлиниках внимательно читать так называемые «информированные согласия» на обследование и лечение детей, в школах внимательно присматриваться к тому, что именно детям преподают на уроках по предметам типа обществознания и ОБЖ. Нам с вами пора понять, что красивые и важные слова вроде «просвещение» и «охрана здоровья» могут нести в себе совсем иной смысл, чем тот, к которому мы привыкли, порой прямо противоположный. Пришла пора защищать себя самим, потому что больше — некому.