Игорь Юдин. В борьбе за идею
Этот замечательный музей был открыт в 2012 году, в канун Дня Победы — 8 мая. Он расположен под мемориальным комплексом «Твоим освободителям, Донбасс» — главным памятником военной истории города Донецка и Донецкой области. Здесь ежегодно проходят торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы.
Идея создания подземного музея боевой славы появилась давно — еще в 1980-е годы, когда проектировался мемориальный комплекс в память обо всех частях и соединениях, внесших вклад в освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. Под грандиозным монументом, воздвигнутым в 1984 году, была сооружена огромная полость. Однако из-за сложных горно-геологических условий от идеи создания поземного музея в то время пришлось отказаться. Но в конце 2000-х годов к этой идее вернулись вновь. С 2010 года начались работы по укреплению фундамента, проводились внутренние и внешние отделочные работы. В 2012 году музей, наконец, открылся. Основу его экспозиции составили коллекционные собрания Донецкого областного краеведческого музея, а также общественных музеев истории завода «Точмаш», «Донбасс непокоренный».
30 марта 2016 года в музее отмечали первую годовщину молодежного клуба «Патриот». Участники этого клуба остро ощущают связь времен — они занимаются как поисковыми работами, связанными с периодом Великой Отечественной войны, так и сбором материалов о современной войне в Донбассе. Сотрудники музея пригласили бойцов отряда «Суть времени» на это мероприятие в качестве почетных гостей. Лом, Альфонсо и Техас рассказали собравшимся о боевом пути отряда и передали музею в дар копию Знамени Победы, развевавшегося на позиции «Кочегарка» во время зимних боев за донецкий аэропорт в 2015 году, панораму аэропорта с координатной сеткой для корректировки огня, фотографии, сделанные бойцами на передовой. На временное хранение были переданы личные вещи и награды наших погибших товарищей.
На следующий день, 31 марта, в музее был открыт стенд отряда «Суть времени». Есть что-то очень правильное в том, что экспонаты времен Великой Отечественной войны и войны сегодняшней хранятся в одном зале. Фотографии бойцов, защищавших Донбасс в 2014–2016 годах, размещены рядом с фотографиями героев, освобождавшими этот край в сороковые годы ХХ века.
Среди фотографий сегодняшних защитников Донбасса есть фото Игоря Юдина (Болгарина), погибшего при обороне позиции «Монастырь» в донецком аэропорту 17 января 2015 года. 8 апреля 2016 года Игорю исполнилось бы 30 лет.
10 апреля 2016 года родители Игоря приехали в Донецк и передали музею Великой Отечественной войны еще несколько вещей своего сына, а также его награды. Игорь Юдин посмертно награжден медалью «За мужество и отвагу» и двумя орденами «Георгиевский крест ДНР».
В музее корреспондент газеты «Донецкое время» Елена Фесенко взяла интервью у мамы Игоря, Надежды Александровны Юдиной. Рассказ Надежды Александровны о сыне был напечатан в газете 13 апреля 2016 (№ 14 (28)). С разрешения главного редактора «Донецкого времени» публикуем этот рассказ.
Знаки свыше
За год до начала мятежных событий в Донбассе Игорь спросил меня, к чему снится свастика. Обычно сны ему снились редко, потому что всегда был загружен.
«Утро. Смотрю, что-то образовывается вдали, нарастает и приближается. Потом с такой мощью и силой передо мной появился огромный немецкий крест. Я проснулся — по коже мороз...» — рассказал странное сновидение мой Игорек.
Сейчас уже понимаю, что тогда это было знамение и именно этот крест его погубит. Все-таки сны сбываются...
И мне снилось раза три, как входная дверь открывается и падает, а затем входят мужчины. Именно так Игоря и заносили в дом. Вот тогда я этот сон и вспомнила. Мухи снились. А за месяц до этого ко мне приходил Святой. Тоже под утро. Круглолицый, беленький, с коротенькой бородкой, такой красивый. И он погладил меня по голове и пленительным голосом сказал: «Наденька!» Это прикосновение незабываемо, такое наслаждение, которого я не испытывала никогда. Резко проснулась, а в квартире — аромат, схожий с цветением диких желтых тюльпанов. Да и имя свое я раньше не любила, но после явления Святого подумала, какое же оно замечательное! Вначале считала, что Он меня пожалел. Хотя чего жалеть, всё же было хорошо: сын устроен, дочь замужем... Но в церкви пояснили, что я получила благословение. Такое же никому не снится, а мне приснилось. Наверное, это заслужил Игорь.
Сейчас понимаю, что Святой дал мне силы, защиту. Потому что, когда узнала о гибели сына, думала, что не выдержу.
Потому что 17...
Уже после начинаешь всё сопоставлять. Вспоминаю, как за год до смерти Игоря начинала его оплакивать. Прям голосила! А оказывается, душа мне подсказывала...
Число 17... Сынок постоянно мне о нем говорил и погиб тоже 17-го. Еще со школьной скамьи и до последних дней всегда шутил: «А что, мамуль? Потому что 17!» Это не было его любимым числом, а на мой вопрос «почему 17» Игорь задумывался и ответа не находил. И дядя его тоже погиб 17-го, в сентябре, от вражеского снаряда.
Но 17 число подарило миру маленького Игоря. В начале января 2015 года во время зимней сессии школы «Сути времени» в Александровском мой сын познакомился с участницей этого движения из Нижнего Тагила Ольгой Перегуд. Женщина обладает уникальным даром видеть смерть в лице человека. Это и увидела она у моего сына. После гибели Игорька Ольга написала мне, что он ей приснился — худой, но улыбающийся.
Наверное, хороший знак. После этого сна девушка узнала, что беременна. Малыш должен был родиться 24 февраля, но появился 17 марта. Ольга написала: «Наш Игорек родился на свет».
Отстаивая идею
Я и понятия не имела о том, что Игорь стал участником «Русской весны». Он рассказывал, что в Донецке есть ребята, которые готовы дать отпор приезжим бандеровцам. Но о себе ни слова не проронил. Звонил каждый вечер, говорил, что дома, и желал нам с папой спокойной ночи. Уже потом я узнала, что ночами он находился в здании бывшей ОГА, был депутатом Верховного Совета 1-го созыва, не спал по 44 часа, готовился к референдуму, был председателем комиссии на одном из участков. Он верил, что всё получится.
А я рыдала и боялась, что его арестуют, ничего не выйдет, будет много жертв. Но Игорь стоял на своем и сказал, что не будет жить в оккупированном Донбассе, ненавидит бандеровское движение и, жертвуя всем, никогда не пустит его на нашу землю. Хорошо запомнила, как во время наших споров на кухне он поднялся, сжал кулаки, а его голубые глаза почернели. Никогда прежде такого не видела, только в кино. Тогда и поняла, что мой материнский долг — поддержать его.
«Нас много, мы все объединимся и не дадим врагу добраться до наших краев», — такими были слова моего сыночка.
Я, как и обещала, помогала, чем могла. Пекла и жарила пирожки, привозила их на блокпосты, к зданию бывшей ОГА. Делала всё ради сына.
Последний бой
О том, что Игорь воюет, я тоже не знала. Он был в Инфоцентре военным корреспондентом. Как-то приехал домой в форме. У нас какое представление — оружия нет, значит, не воюет. Я сделала комплимент, какая одежда у него красивая и как она ему к лицу. Сын рассказал, что его одели товарищи из «Сути времени».
Сослуживцы называли Игоря Болгарином. Не могу сказать, почему он выбрал именно такой позывной. Одноклассница Игорька рассказывала, что, будучи школьником, он мечтал заработать денег и поехать в Болгарию. Видимо, с этой мечтой и связан выбор.
Было уже холодно, когда ребята находились в Свято-Иверском монастыре. А я в ежедневных телефонных разговорах спрашивала, топят ли дома батареи. Он отвечал, что топят хорошо, тепло. Никогда не жаловался — такой был оптимист! Когда бы я ни позвонила, чтобы узнать, как дела, он всегда говорил: «Все прекрасно, всё о’кей!» Еще и петь начинал свою любимую песню группы «Мяч»: «Целая Вселенная внутри меня». Он говорил, что то, о чем в ней поется, ощущает у себя внутри.
О своих проблемах никогда не говорил. Хотя накануне смерти, 16 января, в 10 часов вечера, позвонил. Голос был совершенно не его, какой-то отрешенный. И я спросила, что с голосом. Он ответил, что просто устал и спросил о папе. «Я просто хочу сказать, что люблю вас и скучаю».
Я тоже сказала, что мы его очень любим и скучаем. Моя сестра позже рассказала, что считается плохой приметой, когда солдат начинает скучать по дому. Это означает, что в первом бою он погибнет. Так и случилось...
17 января 2015 года 9 человек из отряда «Суть времени» удерживали позицию «Монастырь» в районе аэропорта. В их числе был и мой сын.
Вооруженные силы Украины вели непрерывный обстрел, а вражеский танк находился очень близко. Командование спросило у Игоря, на каком расстоянии танк, он с точностью определил, что в 40 метрах. Сначала подумали, что он ошибается, но нет. Тогда сильное ранение получил боец с позывным Фельдшер. Позже он рассказал, что Игорь удивил его стойкостью и выдержкой. Сынок спокойно забрал у раненого сослуживца рацию и передавал информацию. Своим металлическим голосом он поддерживал раненого товарища. Напарник Альфонсо рассказывал, что стреляли по очереди из АГС. После очередного выстрела Игоря танк под желто-голубым знаменем нанес ответный удар. Игоря ранило. Ранение было тяжелым. Наложили жгут, сделали уколы. Даже будучи в тяжелом состоянии, сын больше двух часов помогал бойцам, давал координаты, говорил, куда и как стрелять. Продолжал сохранять стойкость и мужество.
Правильно говорят, что гибнут лучшие, потому что они впереди...
Тревога за родителей
Однажды невзначай сын сказал, что семьи погибших воинов получают хорошую сумму, это всё реально. «Так что ты имей в виду, мамочка». — «Ну и слава Богу».
Однако я очень удивилась, почему он так заговорил... Оказывается, он всё узнавал, чтобы в случае чего не оставить нас с папой без поддержки.
И снова в путь
Накануне годовщины со дня гибели Игорь мне приснился. Захожу в комнату, а он спит. А мне так хочется к нему прикоснуться! Знаю, что, если дотронусь, он проснется. Я не выдержала и слегка коснулась его головы. Почувствовала его волосы, он открыл глаза. А я говорю: «Сынок, прости, что потревожила». — «Мамочка, ничего страшного. Мне надо ехать, я уезжаю еще дальше».
Я отвлеклась на голос соседки, и Игорь исчез.
Истинный мужчина
Мой сыночек с детства рос спокойным, целеустремленным, любознательным и в то же время очень скромным. В 5 лет пришел из садика и сказал: «Мама, научи меня читать». — «Еще рано, сынок, зачем тебе читать?» — «Я хочу всё знать!»
Очень умным был, много читал. Я считаю, что он сам себя воспитал. В школе был в числе первых учеников. Обычно отличников недолюбливают, а вот Игорька все уважали, считались с ним.
Он никогда не зайдет домой, пока не погладит котенка, — любил животных. Воробушка хромавшего принес домой. Начал его лечить, откармливать, и птичка выздоровела. Я тогда сказала Игорю, что пора этого воробья отпустить. Прошло время. А он заходит в дом и плачет: «Кошка съела...»
Жалостливый был, компанейский, любил людей, всем помогал. Девушки считали его настоящим мужчиной, а парни — верным другом.
Заботился обо мне и о младшей сестре Тане. Как-то, когда дети были маленькими, мы втроем пошли копать сад. Я каждому дала по лопате. А Игорь подошел ко мне и говорит: «Мама, забери, пожалуйста, у Тани лопату. Дай ей другое задание: что-нибудь собрать, траву пощипать». — «Почему?» — «Это не женское дело, я тебя очень прошу».
Я забрала у дочери лопату и дала ей другую работу. А сама продолжила копать. А он опять: «Мамусь, мне бы очень хотелось, чтобы и ты не копала». — «Участок большой, сынок. Я хочу тебе помочь». — «Сколько надо будет, столько и буду копать! Только очень тебя прошу: делать это буду сам, а вы с Таней идите».
Сила воли
Когда Игорю было 13 лет, посмотрев на свою фотографию, он сказал: «Мам, я, оказывается, полный». — «Ну какой ты полный? Нормальный, щечки есть».
Но смотрю, он начал следить за питанием, уменьшил порции, каждое утро занимался спортом. Если задавался целью, то доводил дело до конца.
Помню, наготовила беляшей. А он заходит на кухню на их запах. Я говорю: «Бери, пока горячие!» Смотрю, глянул на часы и говорит: «Ладно-ладно, мамусь, я попозже».
И уходил. Это надо же такую силу воли иметь! Когда ехал домой, я всегда спрашивала, что приготовить. Игорь просил суп, меньше мясного и больше овощей. Вот я наставлю перед ним всего, а он поклюет — и наелся. Старался не объедаться. Всегда повторял поговорку, что живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить.
В нашем дворе Игорек был самым младшим. Тянулся, чтобы не отставать от ребят. У мальчишек была игра: ногами набивали мячик, чтобы он не коснулся земли. Так вот сын постоянно тренировался: позавтракает — и бегом на улицу. Больше всех выбивал мяч — более 300 раз.
Принципиальная жизненная позиция
Окончил Донбасский государственный технический университет в Алчевске, стал инженером-электронщиком. За годы учебы ни разу не заплатил ни за один экзамен. Даже преподаватели знали, что с Игоря ничего не возьмешь. Он всего добивался собственными знаниями.
Смотрю, его однокурсники уже приехали на каникулы, а мой сын что-то пересдает. Звоню ему: «Игорь, скоро каникулы закончатся, а ты всё сессию сдаешь».
А сын отвечал, что знает на большую оценку и будет добиваться этого принципиально. И о помощи никого не просил, всегда сам находил верные ответы.
В студенческие годы снимал жилье вместе с Димой Гамаюновым. Много было у сына хороших товарищей, но такого друга, как Дима, больше не было.
По специальности Игорек не работал. Когда-то в его блокноте нашла записку о том, что мечтает стать депутатом, возглавить партию. Почему-то меня это очень взволновало. Но мечта сына сбылась: весной 2012-го он стал членом общественного движения «Суть времени», осенью 2013-го — его координатором в Донецке, а весной 2014-го — депутатом.
Еще мечтал написать книгу, о которой узнает весь мир. Я спрашивала, о чем она будет, но Игорь так и не рассказал.
После окончания учебы Игорь уехал в Киев, думала, там и останется. Но его пригласили работать в Донецк. Занимался, хотел быть программистом, а потом решил поступать на правовой факультет Донецкого национального университета. На мой вопрос «зачем?» сын ответил, что хочет работать с людьми, поэтому законы должен знать досконально.
Много было планов, просто война не дала моему сыну пойти дальше.
Причина человеческих поступков
Ну хотел воевать! Натура у Игоря такая — он должен был быть впереди. Им давали сложные упражнения, Игорь с ног падал, но делал, старался. Весь в борьбе!
Сын всегда искал причину тех или иных человеческих поступков. Его командир рассказывал, когда обучали стрелять из АГС, Игорь уронил снаряд. Тогда командир его ударил. Игорь отошел, все подумали, что обиделся. А позже он извинился и поблагодарил за науку. У него была огромная досада на себя, что из-за него могли погибнуть товарищи. Потом 3–4 дня не отходил от АГС: разбирал, собирал, стрелял, учился, пока не освоил его досконально.
Заниматься спортом, читать и воевать!
Однажды, придя в казарму, Игорек спросил у сослуживцев: «Ребята, ну как вы живете?» Бойцы не поняли, что мой сын имел в виду. Тогда он достал из сумки гантели и книги, сказав: «Будем заниматься спортом, читать и воевать!» Гантели до сих пор остались там, в память об Игорьке.
Сынок верил в наше государство. Говорил: «Мы меняем историю!» У него глаза горели. А когда взяли Иловайск, я ему сказала: «Какие же наши бойцы молодцы! У вас получилось, а я не верила!» И попросила прощения.
Любовь на всю жизнь
Мы с ним не разговаривали на тему семьи. Знаю, что Игорь любил одну девушку, Яну. Ей пришлось уехать работать в Москву, и они расстались. Потом была другая девочка, но отношения так и не сложились. Игорь мне признался, что ему предсказали, что с Яной они встретятся в российской столице через 3 года и между ними вспыхнут былые чувства.
Признаться честно, тогда я подумала, что у сына к тому времени будет семья. Но всё произошло именно так, как предсказали.
В начале января 2015-го Игорь принимал участие в зимней сессии школы «Сути времени» в Александровском. На обратном пути он позвонил Яне и сказал, что на 2–3 часа они могут встретиться. Отношения действительно вспыхнули! Яночка до сих пор меня не оставляет, часто звонит, мы подолгу разговариваем. Вот как еще бывает в жизни.
Оказывается, тогда он опоздал на самолет. Яна беспокоилась, что Игоря накажут, ведь он человек военный и живет в военное время. Сын ответил, что не боится никакого наказания, всё выполнит. Стыдно, что товарищей подвел, это его очень тревожило.
Яночка говорит мне, что его опоздание на самолет было знамением, чтобы не отпускать его на войну. Но Игорь уехал бы всё равно. Перед смертью Бог дал ему такую радость и счастье, ведь он всегда любил эту девочку! Он это заслужил. Последний раз перед смертью сын написал Яне:
«Вообще, я трудный человек. Я живу идеями. За них готов на всё. В этом смысл всей моей жизни. Меня ждет колоссальная работа. Как подумаю — жуть. Мне есть ради чего жить, и поэтому я получаю истинное удовольствие от жизни, которая в борьбе».
Вечная жизнь
Я верю, что память об Игорьке будет жить очень долго, потому что его никто никогда не забудет. О моем сыночке все очень тепло отзываются. Уже больше года моральную и материальную помощь нам оказывает общественное движение «Суть времени». Огромное спасибо его лидеру Сергею Кургиняну и всем бойцам. Сергей Ервандович рассказывает, что не может забыть моего сыночка, думает о нем и считает, что он далеко бы пошел, если бы был жив...
На годовщину смерти Игоря к нам домой заехал Грэм Филлипс, британский журналист. Я рассказала, что у нас усопших поминают пирожками. На следующий день Грэм возил гуманитарную помощь в район аэропорта и эти пирожки раздал людям. А на своей страничке в соцсети написал, что эта гуманитарная помощь посвящена Игорю Болгарину.
Похоронен Игорек в родном городе Кировском, возле могилы своего дедушки, для которого был любимым внуком. Сынок вернулся домой...