Концерты в Крыму
Михаил Демин:
21, 22 и 23 июня 2014 года состоялись концерты в Крыму. Инициатором проведения этих концертов была тверская ячейка движения «Суть времени».
Ольга Кислякова:
У нас был уже в течение двух лет опыт концертной деятельности. В прошлом году прошел ряд концертов: сначала в Липецке, потом в Твери, в Туле у Сергея Тимофеева (мы помогали ему с выборной кампанией). В Курске тоже прошла успешная акция. И поэтому мы, уже имея этот опыт, набрались смелости, в некотором смысле даже наглости, и, как только произошло присоединение Крыма, сразу решили: а давайте проведем концерт в Крыму.
То есть эта акция сама по себе была задумана, конечно, не ради того, чтобы съездить в Крым и спеть там советские песни. Это само по себе, может быть, и прекрасно, но этого совершенно недостаточно.
Мы преследовали три цели.
Микроуровень (уровень ячейки) — испытать себя. Ехали мы на автомобилях. Например, от нашей Твери до Керченской переправы — 1900 километров. То есть провести постоянно впятером в маленькой, достаточно тесной машине (восемь дней мы в итоге провели вот в такой компании) — это в каком-то смысле испытание себя. Было интересно понять, как члены ячейки будут себя чувствовать в таких достаточно стесненных обстоятельствах. Итак, первый уровень, микроуровень — ячейка.
Второй уровень, уже более высокий, более обширный — это координация в рамках региона Центральная Россия. Ведь весь нынешний год объявлен годом создания региональных бюро. И вот внутри этого бюро Центральной России мы старались несколькими областями соединиться и осуществить конкретный проект. В итоге в проекте приняли участие три региона Центральной России (перечисляю не по значимости, а по отдаленности): это Тверь (организатором тут выступила я, Ольга Кислякова), Рязань (Михаил Демин) и Воронеж (Николай Ганибаев).
И в этом же проекте участвовал еще один регион — Брянск. Александр Лебедев заранее привез в Москву изготовленные брянской ячейкой стенды выставки по нашей актуальной проблематике. Мы заехали в Москву, забрали их, отвезли и в итоге подарили крымской ячейке. И эти стенды, естественно, там во время концерта были развернуты, активно использовалась, люди читали, приобщались, и это сыграло свою роль. То есть четыре ячейки в этом участвовали. Это второй уровень.
Михаил Демин:
Дополню. Дело в том, что еще одна ячейка Центральной России принимала участие в подготовке концерта. Ярославская ячейка сделала макеты наших задников. На сцене был больший задник. На нем был изображен Херсонесский, так называемый Туманный, колокол, отлитый, кстати, из трофейных турецких пушек, и написаны слова:
«Единство, — возвестил оракул наших дней, — Быть может спаяно железом лишь и кровью...» Но мы попробуем спаять его любовью, — А там увидим, что прочней...
Ольга Кислякова:
Теперь о третьем уровне... Ячейка — первый уровень, регион Центральная Россия — второй. А третий — страна. Мы старались этой акцией концертной закрепить, подчеркнуть, продемонстрировать единство страны. Крым присоединился, вернулся. Крым — это теперь уже российская, наша общая территория. И вот через концерты, через песенное искусство, через эмоциональную включенность зрителей мы достигали этой цели.
Хорошо ли, плохо ли (мы знаем свои недостатки, знаем, что нам не удалось сделать, мы учимся на своих ошибках), но все три поставленные задачи в целом были нами выполнены.
Николай Ганибаев:
Как только мы узнали о том, что 22 июня планируется поездка в Крым, связанная с выступлениями перед беженцами, связанная со взаимодействием с крымскими ячейками «Сути времени», мы отложили свои запланированные дела и решили поддержать этот проект.
Взаимодействие с крымчанами по факту оказалось необыкновенно сильным эмоциональным переживанием. Мы повстречались там с удивительными людьми. С бабушкой-партизанкой. С человеком, который много лет занимается поисковыми работами, связанными с Великой Отечественной войной. Все они — с душой. И когда они подходили к нам после концерта и говорили, что это было как глоток свежего воздуха — как у них глаза горели! Очень яркие впечатления.
Сама поездка в Крым была... Честно скажу, даже если бы не было самих концертов, это всё равно стоило бы сделать, потому что это было такое переживание совместное... Мы и друг друга узнали лучше, мы вместе пережили многие интереснейшие моменты за эти дни. Переживание удивительное.
Когда мы выступали, люди воспринимали очень хорошо, в том числе благодаря хорошей технической подготовке. У нас был замечательный задник, о котором уже было сказано. У нас были замечательные стенды с фотовыставкой, подготовленные брянской ячейкой. Люди воспринимали эту фотовыставку на ура. Мы размещали ее и в фойе, и на открытых площадках — там, где семьи гуляют. Проводилось всё не в самых главных городах, не в Севастополе и не в Симферополе, а в Балаклаве. Так что люди там эту фотовыставку еще не видели. И она произвела просто потрясающее впечатление. Ну и наши артисты, конечно, честь им и хвала. Спасибо им огромное.
Ольга Кислякова:
Первый концерт, в Балаклаве, состоялся 21 июня, второй концерт, в поселке Красный Мак, — 22 июня.
Михаил Демин:
Общая идея концертов — то, что в ночь с 21-го на 22-го июня произошло прямое соприкосновение, а точнее нападение сил зла на силы добра. И потом мы уже увязали то, что происходило 73 года назад, с тем, что происходит сегодня, в наши дни. А происходит то же самое: силы зла ополчились и вступили в противодействие силам добра.
Концерт как бы связывал между собой два периода времени: период начала Великой Отечественной войны и период тех событий, которые происходят в Новороссии. Собственно говоря, сам концерт структурно был разбит на отдельные блоки.
Вначале был блок, который дает общечеловеческое, коммунистическое восприятие мира.
Второй блок — это приход зла в 1941 году на нашу землю, противостояние и победа над злом.
Третий блок — Советский Союз, который после Победы начинает восхождение вверх. А потом вдруг начинается опять падение, то есть повторяется вот та самая история 1941 года.
И последний блок, он был посвящен у нас Крыму. Тому, что с Крыма мы опять начнем возрождение нашей страны.
То есть идея была достаточно простая. Всё это было изложено и в тексте, который Ольга читала, и в музыке, естественно...
Ольга Кислякова:
Мы исполняли и общеизвестные, и несколько подзабытые песни. Вначале был такой позитивный посыл — песни «Этот большой мир», «А есть на крыше, а есть на крыше», то есть такие вот позитивные песни. Во втором блоке всё было драматизировано: «Горячий снег», «Эх, дороги», песни о ратном труде наших героев, воевавших в Великой Отечественной войне. Конечно, были песни, посвященные Крыму, Севастополю: «Севастопольский вальс» и другие.
Кирилл Сизиков, Севастополь:
Хочу добавить, что это был не просто саундтрек, когда звучит песня за песней. Это было действительно художественное произведение. Не вполне спектакль, но со стороны это смотрелось потрясающе. Между блоками были текстовые вставки и стихи. То есть это не было просто набором советских хороших песен.
Михаил Демин:
Еще один момент. Дело в том, что после прошлогоднего липецкого концерта это был наш второй концерт-митинг... Чем он отличается от обычного концерта? Тем, что в рамках концерта мы еще давали слово нашим ребятам, чтобы, во-первых, ребята привыкали к сцене, чтобы они учились общаться с большим залом. И ребята из ячеек, они не просто так выходили вместе с нами на сцену, они полноправно принимали в концерте участие.
И еще такой момент. Когда исполнялась последняя песня, все участники концерта и все ребята, которые нас принимали в Крыму, вышли в красных куртках. Этим выходом мы соединяли 1941 год и 2014-й, то есть замыкали всю эту композицию воедино.
Кирилл Сизиков, Севастополь:
Мне как координатору Севастопольской ячейки «Сути времени» хотелось бы поделиться своими наблюдениями, как формировалась организация всего этого действия. Все вы помните, наверное, схему нашего регионального бюро. Концерт планировался как некое турне по региону «Юг». То есть по ячейкам Севастополя, Симферополя, ну и дальше по ячейкам на юге России.
Как всё это формировалось, какие элементы Южного бюро были подключены?
Информбюро. Это и пресс-релизы, оповещающие о концерте, это и релизы, вышедшие уже после концерта.
Студия визуального контента. То есть изготовление роликов, фотографий.
Отдел технической поддержки. В каждом городе, в каждой ячейке был создан один чат, в который вошли представители разных отделов. Отдел технической поддержки обеспечивал на местах аппаратуру и всё остальное.
Отдел межрегиональных связей. Очень было полезно налаживать связи, контактировать с другими ячейками.
Отдел по внешним связям. Это и работа с администрациями, работа с площадками, на которых было запланировано провести концерты, и работа с Министерством культуры. Нужно было договориться о местах проведения концертов.
Отдел по связям с ВКСВ. Мы приглашали людей на встречи, на сам концерт.
Отдел культурных программ. Здесь работала и собственно сама труппа, и все, кто от Южного регбюро входит в этот отдел.
В перспективе есть еще один элемент — региональный архив. То, куда уйдет весь результат нашей работы, чтобы другие ячейки могли с ним знакомиться, перенимать опыт и внедрять у себя.
Константин Парубин, Симферополь: Мы сначала планировали провести концерт в Симферополе, но потом с связались с Михаилом Деминым и решили проводить в Красном Маке. Мы сотрудничаем с Красномакским сельским советом с 2013-го, и у нас сложились очень теплые отношения. Там совершенно никаких препятствий не было. Мы пришли к председателю сельского совета. Она нас знает, помнит, потому что мы восстанавливаем памятники Скорбящей матери в Красномакском сельском совете (в самом селе Красный Мак) и в Холмовке. Так получилось, что 21 июня, перед самым концертом, мы проводили восстановление Мемориала погибшим воинам в первые дни обороны Севастополя. Это Бахчисарайский район, в непосредственной близости от Севастополя.
И на следующий день, 22-го числа, мы провели концерт, который привел в ДК не только всё село, но даже соседние села. Был действительно фурор, люди шли с цветами, малышей приводили с цветами. Было замечательно. Позвольте зачитать благодарность всему коллективу и отдельно каждому из выступавших.
«Председатель Красномакского сельского совета Бахчисарайского района республики Крым Львова Светлана Николаевна.
Благодарность.
Организаторы концерта-реквиема «О добром человеке», посвященного 73-й годовщине начала Великой Отечественной войны, выражают сердечную признательность Арсению Иванову за яркое самобытное выступление, Андрею Алексееву, Егору Шимакову, Татьяне Лоза, Юрию Горячеву, Александре Поповой».
Хотелось бы сказать, что мы планомерной скрупулезной деятельностью на протяжении двух лет завоевали в Красном Маке сердца... И то, что у нас Красномакский сельский голова фактически стал членом «Сути времени» — это бесспорно. И мы будем продолжать дальше так же работать.
Кирилл Сизиков:
У нас в Севастополе тоже по внешним связям получилось наладить контакты с Балаклавской администрацией, председатель Балаклавского районного совета и председатель Балаклавской районной государственной администрации тоже подписали благодарности артистам. Просили передать.
Константин Парубин:
Еще мы согласовывали документ в городе Симферополе по проведению концерта. Там необходимо с полицией согласовать, с другими органами, с горсоветом. И, безусловно, мы уже настолько намозолили им всем глаза, что делалось всё в большом темпе. Мы уже со многими знакомы, и многое решается на личных контактах. Мы проводили уже другие мероприятия. И поэтому нас уже узнавали, встречали с улыбкой, как можно быстрее согласовывали документы.
Кирилл Сизиков:
Добавлю, что концерт проходил еще и в рамках общерегиональныой (регион «Юг») акции по сбору гуманитарной помощи. То есть мы, во-первых, во время митинга-концерта анонсировали, что производится сбор гуманитарной помощи. А также стояли стенды нашей «Сути времени». А также люди могли читать письма с фронта. После концерта подходили очень активные люди, очень эмоционально благодарили артистов. Мы оформили несколько подписок на газету «Суть времени».
Ольга Кислякова:
В Красном Маке Дворец культуры, где был наш второй концерт, находится в безумном запустении. Но люди всё равно пришли и говорили нам, что в этом Дворце культуры наш концерт — первый за последние 20 лет. И они уже надеются, что с этого момента появилась какая-то точка, с которой начнется рост. Мы очень надеемся, мы даже уверены, что крымские ячейки, конечно, используют этот ресурс для дальнейшего роста.
Михаил Демин:
В поселке Красный Мак на концерте было примерно 200 человек, зал был забит, люди стояли в проходах. Мы планировали дать концерты для беженцев. К сожалению, этого не случилось по объективным обстоятельствам. А вот на концерте в Красном Маке беженцы действительно присутствовали. Они прибыли из Луганска.
Люди очень хорошо реагировали. Пожилые, среднего возраста — для них все эти песни знакомы, и они очень эмоционально себя вели, у многих блестели на глазах слезы. Для более молодого возраста мы сознательно в концерт включили современные песни. Среди них — немного тех, что отражают нашу действительность, но они есть.
Ольга Кислякова:
Когда, например, слышат первые аккорды и узнают «Севастопольский вальс», то просто сразу начинают хлопать. Или, например, песня из репертуара группы «Любэ» «Там, за туманами». Тоже хлопают мгновенно практически.
Очень важно было, что мы там не просто пели, мы ж там общались с людьми. Было несколько очень интересных, совершенно уникальных знакомств. Например, в городе Балаклава, где мы выступали, мы познакомились с совершенно замечательным человеком — Валентином Алексеевичем Ломовым, который руководит группой «Подвиг» большого движения «Долг». Они поисковики. А в Крыму ведь происходили невероятно серьезные и страшные бои, причем с самого первого дня Великой Отечественной войны. Валентин Алексеевич про Балаклаву рассказывал такое, что невозможно было бы никогда узнать.
Михаил Демин:
И еще об одной встрече хотелось бы рассказать. Эта встреча действительно уникальна. Идет подготовка к концерту, я сажусь за звукорежиссерский пульт. Входит бабушка. Подходит, кладет мне руку на плечо и говорит: «А можно с вами поговорить?» Ну я, естественно, встаю, и она говорит: «У меня есть газета 41-го года». Я смотрю на нее и понимаю — вот сейчас я что-то увижу. Я говорю: «А где она?» — «Здесь». — «А Вы можете мне ее на минутку дать, у нас начинается концерт». Она говорит: «Не дам».
Понимаете, для нее это реликвия. Это и для меня — святое. А для нее-то насколько! После этого Ольга спустилась, подошла к краю сцены. Мы с бабушкой все-таки поговорили, она рискнула — отдала газету Оле. И наш концерт именно в Красном Маке начался с краткого зачтения фрагмента из передовицы газеты 1941 года.
Бабушка действительно уникальная, она с семи лет была связной в партизанском отряде. Пережила парализацию и саму себя вылечила усилием воли. То есть она заставляла, чтобы у нее пошевелился сначала один пальчик, потом второй пальчик, потом третий пальчик. И вот так, потихоньку-потихоньку, себя сама своей волей восстанавливала. Ребята сейчас готовят к выпуску большое интервью с этой бабушкой. Мы надеемся, что в ближайшее время все вы сможете его увидеть.