Инициатива с монстрацией, прошедшей в Новосибирске 1 мая 2004 г. (около 80 участников), оказалась удачной. Акция привлекла внимание к художникам, и число участников монстраций в Новосибирске росло год от года

Креатив с Монстрацией

Питер Брейгель Старший. Пасечники. 1568
Питер Брейгель Старший. Пасечники. 1568
Питер Брейгель Старший. Пасечники. 1568

Лет 10 назад в Новосибирске появилось странное действо под названием «Монстрация». В 2004 г. художник Артем Лоскутов (1986 г. рождения) вывел на центральную площадь Новосибирска несколько десятков человек под абсурдными лозунгами «Ы-ы-ть!», «Крокодил, крокодю и буду крокодить!», «Таня, не плачь!», назвав это шествие «Монстрацией».

Возникает вполне резонный вопрос: откуда у 18-летнего молодого человека такая прыть? Вот как сам А. Лоскутов говорит об инициаторах этой акции: «У истоков стояла группа CAT (Contemporary art terrorism) — Макс Нерода, Катя Дробышева и я, а также круг их последователей — Ваня Дыркин, Миша Рубан, Оля Тээр, Слава Мизин, Костя Скотников и многие другие».

Взглянем на эту акцию и ее организаторов повнимательнее.

Творческое объединение CAT возникло в 2003 г. в Новосибирске на образовательных семинарах, проводимых городским общественным фондом Ю. Кондратюка, который финансировался фондом Форда (!).

Еще один автор идеи монстрации — художник Максим Нерода (1980 г. рождения) так объяснял появление странного слова «монстрация»: «На примере ДЕ-конструкции, ДЕ-монтажа и в конце ДЕ-струкции мы препарировали термин ДЕ-монстрация, оставив, таким образом, конструктивную составляющую. <...> Потом в интернете было опубликовано приглашение на монстрацию, суть которой состояла в том, что каждый участник приносит бессмысленный лозунг или лозунг, выражающий его простые эмоции».

Сам М. Нерода участвовал только в первой монстрации и вскоре вообще уехал в Германию, а Дробышева — в Мексику.

Вот что говорят другие участники этого процесса: «Идея у Макса Нероды и Кати Дробышевой была такая: постебаться над первомайской демонстрацией как событием пафосным и бессмысленным одновременно. Для этого — собраться с плакатами с бессмысленными лозунгами и посмотреть, как люди реагируют на бессмысленное собрание — демонстрацию «ни о чем».

С непривычки, окружающие реагировали на монстрацию с большим недоумением: «Это какие-то ненормальные, дурачки. Приучают молодежь к чему попало. Позор!» — делилась впечатлениями женщина лет 50. «Это, наверное, богема», — проявляла осведомленность ее подруга.

За молодыми выскочками — «креативщиками монстраций» — стояли «маститые» художники.

Вячеслав Мизин (1962 г. рождения), окончил Новосибирский архитектурный институт, ныне актуальный художник. В фонде им. Кондратюка руководил проектом «Новый дом культуры». Целью программы была «поддержка инновационных форм художественной деятельности». Вот как В. Мизин отзывался о том времени: «Весело было начинать современное искусство в Сибири. Что конкретно — уже не важно, а там много всего было — от «Живой воды» до арт-четвергов в музее Кондратюка. Можно было делать всё, что хочешь». («Живая вода» — международный фестиваль этнических культур, был организован фондом им. Кондратюка.)

Константин Скотников (1958 г. рождения), член Союза художников России, работал преподавателем кафедры рисунка, живописи и скульптуры в Новосибирской архитектурно-художественной академии. В фонде им. Кондратюка по проекту «Новый дом культуры» (НДК) организовывал в 2000–04 гг. скандальные выставки современного искусства «Прощай, молодость!», «Карнавал современного искусства «Летать!», «Игрушки» и др.

В рамках гранта К. Скотников проводил обучающие «Арт-четверги» и «НДК-тренажеры». На «Арт-четвергах» популяризовал практики современного искусства, обучал молодежь приемам визуальных и медиа-презентаций, которые доступны «творческим людям с любым образованием».

М. Нерода окончил Новосибирский государственный технический университет, а затем обучался на «Арт-четвергах» у К. Скотникова. Там же обучался и А. Лоскутов, будучи студентом первого курса того же университета.

Художник Скотников входил в группу «Синие носы», история которой тоже началась в фонде Кондратюка. Кроме него в эту группу входили Вячеслав Мизин, Александр Шабуров из Екатеринбурга. В 2007 г. скандальную фотокартину группы «Синие носы» «Целующиеся милиционеры» не пустили на выставку «Соц-арт» в Париж. Это творение тогдашний министр культуры РФ А. Соколов назвал «порнографией» и «позором России» и не рекомендовал к вывозу за границу. В результате эта фотокартина в парижской выставке не участвовала, но демонстрировалась в галерее Гельмана.

Инициатива с монстрацией, прошедшей в Новосибирске 1 мая 2004 г. (около 80 участников), оказалась удачной. Акция привлекла внимание к художникам, и число участников монстраций в Новосибирске росло год от года. При этом цепная реакция подобных мероприятий стала распространяться по городам России и ближнего зарубежья. Нельзя сказать, что распространение было успешным, но многие города испробовали это шествие (Красноярск, Курск, Омск, Хабаровск, Ярославль и др.).

И если изначально монстрации представляли собой «креатив ни о чем», то в дальнейшем, как водится, они приобрели отчетливый политический подтекст.

Иван Дыркин, новосибирский художник: «Изначально это было абсурдное шествие, некая пародия на остатки демонстраций советской эпохи. <...> Но постепенно монстрация из художественного акта превратилась в политический. Произошло это благодаря давлению властей, которые постоянно пытаются препятствовать проведению шествия».

М. Нерода: «Фактически перед монстрацией стал выбор: становиться или политической организацией, или художественной группой». Те, кто не хотел участвовать в политической жизни, просто уходили из группы, а М. Нерода так и вовсе уехал в Германию.

Лоскутов же был замечен «политическими креативщиками» и в 2005 г. приглашен в летний лагерь «Молодежного Левого фронта». В работе этого летнего лагеря, организованного в Краснодарском крае, принимал участие политик-оппозиционер И. Пономарев. Там готовили, в том числе и молодежные «ударные отряды» к будущей «оранжевой революции» в Москве.

После обучения в летнем лагере у И. Пономарева Лоскутов расширил круг деятельности. В 2006 г. он устроил в Новосибирске пикет, посвященный третьей годовщине ареста Михаила Ходорковского. На выставке «Равноудаление» в новосибирской галерее No Soap, посвященной «известным политзаключенным», он выставил свою картину с изображением Ходорковского.

Лоскутовские монстрации стали с благословления Пономарева и Ко носить всё более вызывающий, провокационный характер. Лоскутов откровенно шел на конфронтацию с властью. Власть отвечала ему тем же. Так, 15 мая 2009 г. Лоскутов был задержан в Новосибирске сотрудниками Центра по противодействию экстремизму. Впоследствии у него был обнаружен полиэтиленовый пакет с 11 граммами марихуаны. Однако дальнейшие экспертизы показали, что на пакете не было отпечатков пальцев Лоскутова, а в крови Лоскутова не обнаружили следов наркотиков.

В 2011 г. Лоскутов вместе с блогером Дмитрием Марголиным снял документальный фильм «Нефть в обмен на ничего». В фильме проводится мысль о том, что «Сибирь — колония Москвы», которая подкрепляется такими вопросами: «Почему в регионе, добывающем 90 % российского природного газа и 70 % российской нефти, не строятся нормальные дороги?». Фильм получился невнятным, скучным, занудным. Зритель на него не пошел, хотя просмотры были объявлены в ряде городов России: Красноярске, Иркутске, Омске, Барнауле, Москве, Санкт-Петербурге, а также в Одессе и даже в Стокгольме.

Надо отметить, что тема автономии Сибири, периодически поднимается деятелями искусства, а в последние годы благодаря некоторым сибирским художникам произошел всплеск популярности этой идеи. Художники это называют акцией, то есть художественной деятельностью, творчеством, перформансом и т. п. А что с художника возьмешь? Попытки власти поставить этому заслон, запретить их призывы как противоправное действие вызывают взрыв негодования «креативщиков» и обвинения в насаждении цензуры и мракобесия.

Еще накануне переписи населения в 2010 г. новосибирские художники и музыканты (такие как Константин Еременко и Артем Лоскутов) призвали жителей региона при переписи называться «сибиряками». Их призыву последовали 4116 человек, хотя во время предыдущей переписи в 2002 г., «сибиряков» по всей России было всего 10.

В 2011 г. жюри национальной премии в области современного искусства «Инновация» присудило Лоскутову Гран-при за «Монстрацию» в номинации «Лучший региональный проект». Лоскутов твердо усвоил простой тезис: делай что-то вызывающее и объявляй это художественной акцией.

Вот что говорил Лоскутов про заявленный им «Марш за федерализацию Сибири», который должен был состояться 17 августа 2014 г. под лозунгом «Хватит кормить Москву!»: «Как художник скажу, что это всё сразу и арт-провокация, и пародия, и гражданская инициатива, а как сибиряк — что это формулировка вопроса о будущем Сибири».

Мэрия Новосибирска запретила проведение «марша».

Но Лоскутов не сдавался. Его приколы и провокации продолжали привлекать к себе внимание. Но даже и они не сделали бы Лоскутову имя, если бы не монстрация, ставшая его драйвером в информационном и социальном пространстве.

Так в «Монстрации-2015» участниками акции были уже около 1,5 тысячи человек. Лозунги были следующие: «Расходитесь! Это всё не согласовано», «Че хмурые такие, будто вас в Сибирь сослали?», «Мы против однополых раков и черных бараков», «Хаос всегда побеждает порядок, поскольку лучше организован», «Господи прости!». Но заявку Лоскутова на проведение монстрации в мэрии не согласовали (так же, как и маршрут) и запретили идти в общей колонне с профсоюзами.

Тогда «монстранты» прошли по тротуарам вдоль главной улицы (Красный проспект), а к мэрии в центре города Лоскутов привел человек 200 с лозунгом «Господи прости!», устроив тем самым несанкционированный митинг. При этом в толпе «монстрантов» находилась группа неонацистов, хотя и без всяческих плакатов. Ждали провокаций. Здание мэрии оцепил ОМОН, которому удалось убедить митингующих разойтись. Сам Лоскутов был задержан на 10 суток. Суд признал его виновным в нарушении правил публичного мероприятия, неповиновении законным требованиям полиции и назначил наказание в виде 10 суток ареста и штрафа в 5 тыс. рублей.

И тут же международная организация Amnesty International назвала Лоскутова узником совести.

Интересно отметить, что на «Монстрацию-2015» Лоскутов приезжал в Новосибирск из Москвы. Поскольку с 2013 г. уже работал продюсером на телеканале «Дождь» (!) в Москве.

2 ноября 2015 г. Московская Хельсинкская группа присудила художнику Артему Лоскутову премию «За защиту прав человека средствами культуры и искусства». (Эту премию получил также Андрей Макаревич, а годом раньше — Лия Ахеджакова.)

В 2016 г. ситуация вокруг монстрации в Новосибирске развивалась по привычной схеме (главным лозунгом была фраза «Здесь вам не Москва»).

После шествия Лоскутова задержала полиция. Как оказалось, на разрешении на митинг, подписанном руководителем Департамента культуры, спорта и молодежной политики Анной Терешковой, не было подписи мэра города — Анатолия Локтя.

И всю неделю местные СМИ только и обсуждали эту ситуацию, твердили о репрессиях, о преследовании, о произволе...

6 мая Центральный районный суд Новосибирска признал А. Лоскутова виновным в организации несогласованного шествия и наказал штрафом в размере 20 тыс. рублей. Лоскутов обжаловал это решение.

11 мая, после двух недель накручивания шума вокруг монстраций, горячих обсуждений в СМИ и интернете, Октябрьский районный суд прекратил производство дела в отношении Лоскутова.

Вот так неповоротливые власти сначала сами провоцируют информационную войну, а потом проигрывают ее.

Но может быть дело здесь в ином? Например, в некоторых неотчетливых (латентных)«традициях», которые тянутся в регионе, аж из 1960-х гг. А еще и в связях участников «креативных скандалов» с небезызвестным Маратом Гельманом, «пометившим» ряд регионов своим провокационным «креативом».

Об этом — в следующей статье.