Крым и интеллигенция
21 марта вечером в Москве, Севастополе и Симферополе в честь воссоединения России и Крыма был дан праздничный салют. Тридцать залпов фейерверка символически завершили процедуру приема в состав РФ двух новых субъектов Федерации: республики Крым и города Севастополя. Все необходимые законы подписаны, опросы говорят, что более 90 % россиян поддерживают присоединение Крыма к России.
Последние события, связанные с Крымом вызвали неоднозначную реакцию современной российской интеллигенции: одни одобряют действия президента Путина, другие, наоборот, осуждают. Одни говорят, что присоединение Крыма станет триумфом российской внешней политики. Другие говорят, что экономические и политические последствия могут быть катастрофическими для России, российская экономика не выдержит западных санкций.
11 марта на сайте Министерства культуры России было опубликовано «Обращение в поддержку позиции президента Путина по Украине и Крыму», свою поддержку выразили более 500 деятелей культуры. В документе говорится: «В дни, когда решается судьба Крыма и наших соотечественников, деятели культуры России не могут быть равнодушными наблюдателями с холодным сердцем... Мы хотим, чтобы общность наших народов и наших культур имела прочное будущее. Вот почему мы твердо заявляем о поддержке позиции президента Российской Федерации по Украине и Крыму».
Подписи под обращением поставили актеры А. Баталов, О. Табаков, В. Лановой, М. Боярский, С. Безруков, музыканты В. Спиваков, Ю. Башмет, В. Гергиев, танцовщик Н. Цискаридзе и др. Некоторые подписавшиеся под обращением деятели культуры сразу подверглись критике своих зарубежных коллег. Например, ученый совет Львовской национальной музыкальной академии лишил Ю. Башмета звания почетного профессора, в Киеве отменили концерты пианиста Дениса Мацуева. В Германии Партия зеленых заявила, что дирижера В. Гергиева за его позицию по Крыму не стоит приглашать в Мюнхенский оркестр.
Помимо зарубежных коллег на письмо откликнулась и российская пятая колонна. Вечером 13 марта девяносто российских деятелей культуры, правозащитников и журналистов выступили с инициативой проведения «конгресса интеллигенции»: «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма».
На сайте «Новой газеты» было опубликовано обращение к российской интеллигенции с приглашением принять участие в работе конгресса: «Под лозунгом «Защитим русских в Крыму, а также всех украинцев от новой нелегитимной фашистской власти в Украине!» уже произошла фактическая аннексия Крыма. Россия стремительно скатывается к холодной войне с Западом, тяжелейшие последствия которой невозможно предсказать. Во всех государственных СМИ России льются безудержные потоки лжи и дезинформации, а также развернута оглушительная пропагандистская кампания против всех, кто пытается поставить под сомнение правомерность действий властей, указать на их пагубные последствия для страны, для народа. Все несогласные огульно шельмуются, называются «пятой колонной» и «фашистами». А несогласных немало».
Среди подписавших это обращение — правозащитница Л. Алексеева, аниматор Г. Бардин, писатели А. Битов и Л. Улицкая, актеры М. Ефремов и А. Филиппенко, актриса Л. Ахеджакова, музыкант А. Макаревич, режиссер Э. Рязанов.
Через несколько часов последовало второе «антивоенное» обращение, на сайте «Новой газеты», которое было озаглавлено «Не прогибаться. Не поддаваться лжи». Его авторы выступили против «вторжения России на территорию Украины» и вражды с мировым сообществом. Письмо подписали 150 человек, среди которых Л. Улицкая, Б. Гребенщиков, В. Мирзоев, А. Звягинцев, А. Макаревич, Ю. Шевчук, И. Прохорова, М. Чудакова.
А уже 19 марта 2014 года в здании Библиотеки иностранной литературы состоялась первая сессия Конгресса «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма». Совсем не враждебные собравшимся участникам Конгресса журналисты «Нью таймс» назвали его конгрессом пятой колонны. По тому, сколько раз были повторены слова «пятая колонна», агенты и даже «предатели», чувствовалось, что участники Конгресса уже не боятся «негативных коннотаций», не испытывают неудобств от подобных определений, наоборот даже бравируют ими.
Ну чисто «Бобок» Достоевского, как там? «Проживем эти два месяца в самой бесстыдной правде! заголимся и обнажимся!».
Перед кем же так «обнажилась» наша интеллигенция? Перед Западом? Мол, не оставьте своим вниманием наше рвение...
И вот уже популярная писательница Л. Улицкая заговорила о расколе внутри российской интеллигенции, который «произошел не по линии Майдана... а гораздо глубже. Интеллигенция (если мы будем с оговорками пользоваться этим историческим термином, который сам по себе сегодня устарел) расколота по другой линии, в отношении к действующей власти. История с Крымом, которой предшествовала история с Олимпиадой, подвела общество к расколу, который маскируется сегодня народными гуляньями и празднованием по поводу присоединения Крыма».
Можно, конечно, спросить у Л. Улицкой, не путает ли она оппозиционность по отношению к действующей власти с оппозиционностью по отношению к собственной стране?
И поинтересоваться у нее, как у представителя оппозиционной интеллигенции, каким образом образованный по ее инициативе специальный детский проект «Другой, другие о других», призванный воспитывать толерантность с детства, способствует объединению общества? В регионах обеспокоенные родители и учителя приходят в замешательство и ужас от такого «прогрессивного» культурно-идеологическое начинания. Ну зачем нашим детям, воспитанным в традиционных ценностях, еще в школьном возрасте узнавать всё разнообразие форм браков и интимных отношений (от гомосексуальных до инцеста)? Но будем считать это личным мнением «необразованных граждан», не усвоивших, по мнению Улицкой, современные западные ценности.
А теперь хотелось бы уточнить, что «раскол внутри интеллигенции», о котором пишет Улицкая, был проявлен гораздо раньше сегодняшних событий. Здесь стоит вспомнить события 1993 года и небезызвестное «письмо 42-х», известное как обращение творческой интеллигенции к Б. Ельцину, требовавших силовых мер воздействия по отношению к Верховному Совету Российской Федерации. Поразительно, но среди тех 42-х подписантов встречаются сегодняшние участники пятой колонны.
Например, М. Чудакова в октябре 1993 года подписала «письмо 42-х», которое в народе назвали «Раздавите гадину!». Правда, в самом письме слова «гадина» не было, призыв этот выкрикнул на радио «Эхо Москвы» писатель Юрий Черниченко (один из 42-х): «Ребята, хотите жить — раздавите гадину!».
В обращении 42-х подписанты требовали от правительства и президента решительных действий: «Мы «жалостливо» умоляли после августовского путча не «мстить», не наказывать», не «запрещать», не «закрывать», не «заниматься поисками ведьм». Нам очень хотелось быть добрыми, великодушными, терпимыми. Добрыми... К кому? К убийцам? Терпимыми... К чему? К фашизму? И «ведьмы», а вернее — красно-коричневые оборотни, наглея от безнаказанности сладострастно объясняя, как именно они будут всех нас вешать... Хватит говорить... Пора научиться действовать. Эти тупые негодяи уважают только силу». (Кроме М. Чудаковой среди подписавшихся были также Д. Лихачев, Р. Рождественский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина).
В июле 2012 г. на вопрос журналиста, не жалеет ли она о том, что подписала «Письмо 42-х», М. Чудакова ответила не задумываясь: «Подписала бы и сегодня!». Среди подписантов были и те, кто получал удовольствие от расстрела Белого дома. Так, Б. Окуджава говорил: «Для меня это был финал детектива. Я наслаждался этим. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним совершенно не было».
А теперь М. Чудакова выступает за «мирное решение проблем Крыма». Но разве референдум — не самое мирное решение этих проблем?
Другая участница тех событий Лия Ахеджакова, которая в 1993 году истерически кричала в телеэфире: «Вот смотрят на эти оскаленные, озверевшие морды и разделяют их гнев… А где наша армия? Почему она не защищает нас от этой проклятой Конституции?», теперь восхищается событиями на киевском Евромайдане. Подписывает письма против политики России, и считает, что в Крыму орудует российский спецназ. В интервью журналистам в декабре 2013 года она рассказала: «Я всей душой болею за Майдан… Пусть учится Россия у Украины, как люди до последнего стоят… Ну как же дорого достается демократия».
Лия Меджидовна, почему вы считаете, что Майдан имеет право диктовать свою волю всему народу Украины? Что только боевики «Правого сектора», которые жгли автомобильные покрышки, закоптили пол-Крещатика, творили и творят бесчинства по отношению к мирным гражданам, имеют «право на выбор». А волеизъявление жителей Крыма, 96,6 % которых проголосовали за воссоединение с Россией, учитывать не стоит? Вы как-нибудь уж придите к единой оценке происходящего!
Известный отечественный музыкант Андрей Макаревич, который 15 марта принял участие в так называемом «Марше мира» в Москве, заявил, что он «против циничного присоединения Крыма к России и войны с Украиной». Музыкант, в свое время задорно распевавший «Новый поворот — что он нам несет?», написал в «Фейсбуке»: «Просто поразительно, как одним решением можно сделать плохо всем. Украине — у них отняли часть территории. России — мы при и так тяжелой экономической ситуации вешаем себе на шею территорию, не имеющую даже воды, и граждан, ничего не производящих. Их надо кормить. Крымчанам — они скоро поймут, что золотые горы, которые им наобещали — пустые слова. Российскому обществу — его окончательно раскололи на „патриотов“ и „предателей“ (названия условные)».
Правда, блогеры уже ехидно отметили, что у Макаревича в Крыму есть свои меркантильные интересы: в Севастополе у него яхт-клуб и винодельня, а пока неизвестно, что будет с его собственностью после смены власти на полуострове, вдруг как национализируют? Мол, именно этим и объясняется его позиция по Крыму.
А чем объяснить позицию правозащитника Л. Пономарева, который на прошедшем Конгрессе продолжал настаивать: «Мы даже уже результат (референдума) знаем, но это не значит, что Россия должна включать Крым в свой состав». Очевидно, что Крым стал для части нашей интеллигенции непреодолимым рубежом.
Культуролог И. Прохорова, по совместительству являющаяся сестрой одного из богатейших людей России, говорила на Конгрессе интеллигенции о том, что сегодня помимо аннексии Крыма главная трагедия — это «то, что власти удалось расколоть российское общество, которое до этого времени успешно сопротивлялось подобным попыткам власти. Разрушаются дружбы, союзы, личные отношения — это самый страшный симптом социальной болезни».
Она предложила поход в массы: публичные лекции, выступления, просветительское дело. В общем, время «комфортной самоизоляции интеллигенции прошло. Нужно действовать!».
Участники Конгресса говорили о том, что хорошо бы поехать на Украину, чтобы показать украинцам, что есть в России интеллигенция, которая их поддерживает. В общем, главный месседж Конгресса был в том, что они — пятая колонна — что делать пока что еще не знают, но действовать готовы.