«Кто не скачет, тот москаль!» — 4
В 1980-е годы у Советского Союза появились сведения о том, что американцы создали-таки технологии психического воздействия заданного типа на большие человеческие массы (толпу).
До этого момента сама идея создания технологий такого рода представлялась советским специалистам сомнительной. При этом одни скептически относились к возможности применения «всей этой чепухи» (экстрасенсорики, психоэнергетики и пр.). А другие высказывали соображения морально-этического свойства: мол, даже если нечто подобное и возможно, то этим нельзя заниматься, потому что такие занятия противоречат гуманизму, свободе воли. И равноценны недопустимому разрушению человеческой личности.
Антисоветская пропаганда подчеркивала аморальность советских специалистов, готовых на всё, дабы управлять массовым поведением. Но на самом деле аморальны были именно американцы и все те, кто шел у них на поводу. А советские специалисты, напротив, налагали разнообразные, прежде всего моральные, ограничения на проведение разработок, ориентированных на негуманистическое управление массовым сознанием, — управление, отрицающее свободу воли и всё, что с нею связано.
Однако в связи с необходимостью «дать ответ американцам» ряд ограничений был снят. Следует оговорить, что запоздалое снятие этих ограничений не спасло советское общество. И что единственным настоящим ответом на американский вызов могло стать вовсе не уподобление американским манипуляторам, а форсированное освоение методов противодействия манипуляторам. Но куда там! В разгар перестройки и в постперестроечный период можно было только копировать американские манипулятивные методы. А это естественным образом привело к тому, что украинские, да и иные наработки на данном направлении были обращены против собственного населения.
В 1989 году по центральному телевидению началась регулярная трансляция передач с участием Анатолия Кашпировского, в то время — руководителя Республиканского центра психотерапии в Киеве. «Сеансы Кашпировского» решали сразу несколько задач. Они позволяли сделать замеры по силе и эффективности его воздействия на многомиллионную аудиторию. Они снимали критическое отношение массового зрителя к «нетрадиционной медицине» (притом что эту, возникшую в годы перестройки, нишу заняли по большей части не серьезные специалисты, а эскулапы-шарлатаны). Наконец, они популяризировали тему сверхвозможностей человека, «загоняя» зрителя, увлекшегося этой идеей, в расплодившиеся эзотерические и парапсихологические секции (где его якобы могли обучить «работе с кундалини», «достижению измененного состояния сознания» и пр.).
Отдельную лепту в «сведение советских граждан с ума» вносили религиозные и квазирелигиозные организации, в огромном количестве устремившиеся в СССР из-за рубежа на волне так называемого религиозного возрождения, сменившего эпоху атеизма. Помимо зарубежных, появились и секты «местного» происхождения — например, «Белое братство» (на нем мы остановимся особо).
Заметим, официальные представители традиционных для нашей страны конфессий довольно быстро заговорили о том, что восторги по поводу наступившей религиозной свободы нужно умерить, ибо начавшийся «религиозный бум» несет в себе много негатива. Были ли они озабочены только тем, что их паства «растаскивается» всевозможными иноконфессиональными проповедниками? Или же их беспокоил и печальный исторический прецедент? Ведь концепция «религиозного возрождения», когда населению предлагается выбрать «веру по вкусу», а при этом набор предложений чрезвычайно велик, — не нова. Гитлер предлагал запрещать «устройство единых церквей для сколько-нибудь значительных русских территорий», раскалывать традиционные церкви на части, добиваться изменения характера верований населения. «Нашим интересам, — указывал он, — соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».
Но вернемся к позднесоветским разработкам методов воздействия на массы. Существует версия, согласно которой вышеупомянутое «Белое братство» — это проект, при реализации которого разработки такого рода были опробованы на практике. Напомним вкратце историю этой секты.
«Белое братство» было основано в марте 1990 года Юрием Кривоноговым, кандидатом технических наук, на базе им же созданного «Центра самопознания и высшей йоги «Атма». Кривоногов стал «патриархом» общины, нарекшись Юоанном Свами. Его жена Марина Цвигун (они познакомились после одной из лекций Кривоногова) почиталась в общине как «живой бог», «матерь мира» Мария Дэви Христос.
«Белое братство» стремительно распространилось на Украине и в России. Утверждается, что в зените известности численность «белых братьев» достигала 100 тысяч человек. На раннем этапе эта организация, впоследствии очень закрытая, взаимодействовала с другими нео- или квазирелигиозными структурами: «Богородичным центром», кришнаитами и т. д. (Сам Кривоногов с конца 1970-х годов увлекался оккультизмом, психологией, теософией, йогой, учением Рерихов, а в конце 1980-х занимался кришнаитскими духовными практиками.) Практиковалось даже взаимное посещение радений.
В секту входили представители всех слоев общества — от малоимущих многодетных семей до обеспеченных интеллигентных дам, от бывших работников гуманитарного направления до бывших военных. Особый акцент был сделан на вовлечение в «Белое братство» молодежи.
Членов секты настраивали на то, что конец света неизбежен и близок — Марии Дэви Христос отпущено провести на земле три с половиной года, чтобы собрать в погрязшем во зле мире 144 тысячи «верных». В соответствии с учением «Белого братства» ожидалось, что конец света (он был «назначен» на осень 1993 года) ознаменуется убийством Юоанна Свами и Марии Дэви Христос. Но через три дня, воскреснув, они начнут вершить Страшный Суд. Спасутся только члены «Белого братства» — после «преображения» они окажутся в раю, который «воцарится на земле». А все остальные — «неверные», «дети сатаны» — отправятся в ад.
С лета 1993 года в «Белом братстве» начались дисциплинарные ужесточения: педалировалась тема необходимости отказа от имущества и от участия в общественной жизни (то есть от учебы и работы), расширился список запрещенных продуктов, стали практиковаться изматывающие многочасовые ночные «радения».
То, что описывает один из участников этих радений, удивительно напоминает технологию, примененную на майдане («Кто не скачет, тот москаль!»): «Радения проходили в нескольких вариантах. Основу составляли кружащиеся и прыжковые движения под речевку «молитвы». «Молитвы» были двух основных видов: обращение к богу с упоминанием лидеров секты Юоанна Свами и Марии Дэви Христос (переделанная Иисусова молитва) — и противопоставление себя окружающему «не избранному» миру (внимание!): «Кто не прыгает — клипот!» (В Каббале, мистико-философском учении иудаизма, словом «клипот» названы демонические силы или даже миры («ады»), которые питают бытие «злого» материального мира — Авт.) Этот вид «молитвы» сопровождался синхронными прыжками. После того как община изнемогала, выходил проповедник (старший общины) и монотонным голосом давал установку на «спасение».
Осенью 1993 года приверженцы «Белого братства» начали стекаться в Киев. «Конец света», объявленный на 24 октября, был затем «перенесен» на 10 ноября. В этот день СБУ и МВД Украины провели спецоперацию — массово арестовывали «белых братьев» прямо на вокзалах, на улицах. Наиболее настырных задерживали уже на подходе к Софийскому собору, где забаррикадировались 25 «белых братьев» во главе со своими «богами». Опасались их самосожжения, опасались массовых самоубийств, хотя сами «братья» отрицают, что готовились к этому... Итог: лидеры секты были приговорены к тюремным срокам, многих членов секты пришлось реабилитировать на протяжении нескольких лет — не всегда успешно.
Споры о том, с какой целью было создано «Белое братство», не утихают по сей день. Биография создателя секты Кривоногова полна «белых пятен». Известно, что в 1978 году он защитил кандидатскую диссертацию в харьковском Институте радиоэлектроники. Дальше начинаются множественные версии разной степени достоверности.
По одной из них, он являлся сотрудником Украинского НИИ неврологии и психиатрии (история этого харьковского экспериментального института ведет отсчет с 1920-х годов; в 1988 году было открыто его киевское отделение)...
По другой, Кривоногов почерпнул знания и навыки, касающиеся управления поведением человека, в Институте клинической и экспериментальной медицины в Новосибирске.
По третьей, он еще с 1980-х годов в рамках сотрудничества с закрытым профильным институтом в г. Николаеве занимался «методами воздействия на биологические объекты». В СМИ этот институт часто фигурирует под названием «Николаевский центр психотроники» — считается, что там готовился «наш ответ» на американские разработки по контролю над поведением человека. А свои работы Кривоногов якобы отсылал профессору Артуру Жашкову, работавшему в этом центре.
Данную версию озвучил, в частности, Юрий Степанов — сопредседатель украинской общественной организации «Порятунок». (Судебный процесс над Кривоноговым и Цвигун начался во многом именно благодаря усилиям этой организации, созданной в 1993 году родителями, чьи дети оказались вовлечены в «Белое братство». Представители «Порятунка» свидетельствовали, что Кривоногов и Цвигун оказывали на психику своих последователей воздействие с помощью специфических приемов.) По словам Степанова, материалы Кривоногова, которые тот в свое время направлял Жашкову, были «очень разумные, лаконичные... Буквально на нескольких страницах описывалась кривоноговская концепция мира и биологических объектов — человека, общества, семьи, методы блокирования каналов связи между ними».
Версию Степанова фактически подтвердила Анна Мулюн, государственный обвинитель на процессе «Белого братства», заявившая, что прокуратура Украины проверяла на достоверность информацию о Жашкове еще в 1992 году («Он очень серьезный специалист по вопросам внушения»).
Так или иначе, но имя Артура Жашкова вновь всплыло в 1993 году, когда он вошел в состав экспертной комиссии, комплексно изучавшей состояние адептов «Белого братства». Комиссия пришла к выводу, что члены «Белого братства» подвергались воздействию «психоэнергетическими средствами, в результате чего в структурах личности... произошли существенные изменения». У «братьев» были подавлены «механизмы выдвижения и критической проверки гипотез, интуиция, пластичность поведения, активность и способность сопротивляться стрессам». Комиссия констатировала, что лица, подвергшиеся подобному воздействию, «самопроизвольно не способны выйти из измененного состояния сознания и психики».
Михаил Корниенко, генерал-полковник милиции, утверждает, что угроза массового самоубийства «братьев» была вполне реальной, а потому секту начали «разобщать». «Участвовала в этом не только милиция, но и СБУ, а также ученые — психологи, психиатры, психотерапевты... Я беседовал с этими ребятами, которых мы задерживали, и видел, что они полностью отрешены от жизни. В основном, это были интеллектуальные люди... Они жили в благополучных семьях... Ученые после бесед с ними выходили просто измочаленные...»
В потоке сообщений о «Белом братстве» вскользь прозвучало, что «по некотором данным» Кривоногов имел отношение к структуре, занимавшейся «моделированием социальных кризисов»... Имел... Не имел... Бабка надвое сказала.
Но вот спустя десять лет после ареста лидеров «Белого братства» гособвинитель Анна Мулюн сделала неожиданное заявление. Она сообщила, что «события ноября 1993 года — не что иное, как жуткий эксперимент по массовой обработке сознания с применением конкретных психотехнологий». Однако неожиданность — не в этом (сходные соображения высказывались и раньше). А в том, что, как указала Мулюн, «по первоначальному замыслу эти события планировались в Москве». Напомним, дата «конца света» долгое время называлась очень неопределенно: «осень 1993 года».
Этот поворот сюжета мы рассмотрим уже в следующей статье.