Легионеры закричали свой девиз: «Да здравствует смерть!» Унамуно поинтересовался, услышав девиз легиона, как может смерть здравствовать, и заявил, что фалангисты могут победить, но не убедить. В итоге философу едва удалось избежать физической расправы

Лики примирения — 2

Каждое 10 февраля является памятным днем для испанских неофашистов. Потому что 10 февраля 1943 года в битве у Красного Бора под Ленинградом было разгромлено испанское добровольческое подразделение «Голубая дивизия». В очередной памятный день, 10 февраля 2015 года, на мадридском кладбище Альмудена Братство «Голубой дивизии» провело традиционную поминальную церемонию. Церемония состоялась у памятника, установленного в честь солдат «Голубой дивизии», погибших в России. В уставных документах Братства подчеркнуто, что целью организации является сохранение исторической памяти и изучение истории. То есть, по оценке Братства церемония в честь солдат «Голубой дивизии» — это мероприятие по сохранению исторической памяти.

Тут можно только отметить: члены Братства очень расширительно понимают, что такое сохранение исторической памяти. Так, в 2013 году в Испании прогремел скандал. На одно из мероприятий, приуроченных к празднованию 169-летия со дня основания Гражданской гвардии, член Братства «Голубой дивизии» пришел в форме Испанской фаланги. Представитель правительства Каталонии Мария де Льянос де Луна вручила ему почетную грамоту, что усугубило ситуацию. Представители Братства уверяли, что речь идет всего лишь о воссоздании исторического контекста. Но поведение Братства и представительницы Каталонии осудили почти все левые и левоцентристские политические силы в регионе, для которых произошедшее отнюдь не было простым воссозданием этого самого контекста. При этом поддержку акции Братства оказала правящая правая «Народная партия». Но опять же, вовсе не потому, что она ратует за какой-то там контекст, а потому, что ее правизна в чем-то созвучна правизне Братства. Так что не о контекстах речь идет, а о политике.

Появление представителей Братства в фалангистской форме ничем по сути не отличается от появления каких-нибудь немецких крайних правых в форме СС. Между тем, такое появление — это только один, и не самый значимый, эпизод работы Братства на ниве того, что они характеризуют — о, лукавство! — всего лишь как сохранение исторической памяти.

На кладбище Альмудена, неподалеку от памятника воинам «Голубой дивизии», находится могила Миляна Астрая — одного из самых одиозных деятелей франкистского режима. Память о Миляне Астрае особо чтится членами Братства «Голубой дивизии». Приведу несколько фактов — как доказывающих особое отношение Братства к Миляну Астраю, так и объясняющих, чем именно прославился Астрай в годы Гражданской войны.

12 января 2012 года, в честь годовщины со дня смерти Астрая, Братство устроило несколько памятных мероприятий. В 11:00 состоялся сбор дивизионеров перед могилой Астрая, и была проведена поминальная церемония. В объявлении об этом мероприятии также было обещано, что в 13:00 в церкви состоится поминальная месса по Астраю, а в 14:30 — праздничный обед, на котором дивизионеры споют «наш гимн» (имелся в виду гимн фалангистов «Лицом к солнцу»).

В этот же день состоялась церемония у памятника солдатам «Голубой дивизии». В объявлении о мероприятии эти солдаты были названы «героями».

В 2013 году каталонская пресса с возмущением писала о местных членах Братства «Голубой дивизии», каждый год приезжающих в Мадрид, чтобы отдать дань памяти Миляну Астраю.

В 2015 году обсуждение ежегодных поездок возобновилось с новой силой, так как была опубликована фотография, на которой члены Братства стоят, преклонив колени и склонив головы, перед памятником воинам «Голубой дивизии».

Так чем известен в Испании Милян Астрай?

Милян Астрай — основатель «Иностранного легиона» (1920 год), соратник Франсиско Франко и один из организаторов франкистского мятежа, начавшегося в июле 1936 года. Действия солдат «Иностранного легиона» отличались исключительной жестокостью, поощряемой командирами — Астраем и Франко (в Марокко Франко был заместителем Астрая по «Иностранному легиону»). Обычной практикой легионеров было отрубание голов пленникам. Так, приехавшего инспектировать легион диктатора Примо де Риверу наемники приветствовали, стоя в строю со штыками, на которые были наколоты человеческие головы.

Именно наемники-марокканцы из «Иностранного легиона» составили одно из ударных подразделений Франко во время Гражданской войны. В сентябре 1936 года они возглавили захват средневековой столицы Испании — Толедо. Легионеры устроили в городе бойню: пленных не брали, по узким улицам, заваленным телами убитых, текли реки крови. Закончилась расправа парадом: фалангисты и легионеры прошли по центральным улицам, исполняя гимн легиона «Женихи смерти» и песню фалангистов «Лицом к солнцу» (ту самую, которую исполняют на своих церемониях члены Братства «Голубой дивизии»).

Захват Толедо стал для Франко символическим событием. Ради похода на город он отложил наступление на Мадрид, дав, таким образом, республиканцам дополнительное время на укрепление столицы. В последовавшем за взятием Толедо походе на Мадрид (октябрь 1936 года) также приняли участие легионеры, проявившие свойственную им жестокость.

Обе стороны — и республиканцы, и франкисты — во время Гражданской войны апеллировали к средневековым событиям, главным образом, к реконкисте, когда средневековые правители отвоевывали Испанию у мавров. В известной республиканской песне времен Гражданской войны «Ай, Кармела» пелось о том, что идет война с «маврами, наемниками и фашистами». Наемники-марокканцы Франко воспринимались как средневековые мавры-завоеватели. Франко, в свою очередь, утверждал, что освобождает Испанию от республиканцев как настоящий христианин и средневековый рыцарь, как знаменитый Сид-освободитель. Франкистская пропаганда поддерживала этот миф. Так, газеты писали: «Генерал Франко вступит в Мадрид после церемонии, подобно той, которая состоялась в Средние века, когда Альфонс VI в сопровождении Сида взял Толедо».

Большую роль в укреплении авторитета Франко сыграла поддержка Ватикана: в сентябре 1936 года папа Пий XI назвал действия франкистов христианским героизмом и благословил Франко на крестовый поход против республиканцев, которые, по мнению папы, вели себя как дикие варвары.

Важным событием для пропаганды Франко стало прошедшее 12 октября 1936 года празднование Открытия Америки. Праздник прошел в Саламанке. От имени Франко на мероприятии председательствовал известный испанский философ Мигель де Унамуно, занимавший в тот момент место ректора университета в Саламанке. Событие это получило широкую известность благодаря произошедшему на нем скандалу, который я уже вкратце описывала. Теперь опишу его более подробно.

Мигель де Унамуно, какое-то время молча слушавший речи легионеров и фалангистов, отреагировал, наконец, на одно из выступлений. «Я — баск и посвятил всю свою жизнь преподаванию вам испанского языка, которого вы не знаете», — заявил философ. Астрай и его легионеры закричали в ответ свой девиз: «Да здравствует смерть!» А Милян Астрай, который в тот момент занимал пост главы министерства прессы и пропаганды, закричал: «Смерть интеллектуалам!» (по другим свидетельствам — «Смерть интеллектуалам-предателям!»).

Унамуно поинтересовался, услышав девиз легиона, как может смерть здравствовать, и заявил, что фалангисты могут победить, но не убедить. В итоге философу, как я уже говорила, едва удалось избежать физической расправы, он был заключен под домашний арест и через полгода умер. Излагая историю более подробно, я хочу сообщить читателю, кто такой господин Астрай, столь почитаемый Братством. А также кто такие эти самые фалангисты, в форме которых сегодня приходят на свои акции члены Братства.

Господин Астрай был настолько одиозен, что Франко пришлось в итоге снять его с должности министра пропаганды, так как его деятельность всё больше компрометировала каудильо. Например, один из помощников Астрая, капитан Гонсало де Агилера, граф Альба-и-Йелтес, рассказывал иностранным журналистам, что испанские массы — это животные, а Гражданская война началась по вине канализации: «Раньше отбросы общества уничтожались очень полезными болезнями, а теперь все выживают, и их слишком много».

Чем подобная риторика генерала Миляна Астрая и его приспешников, этих кумиров Братства «Голубой дивизии», отличается от нацистских человеконенавистнических заявлений (например, от известного высказывания о том, что при слове «культура» рука тянется к пистолету), понять, согласитесь, не легко. А при сохранении минимума объективности — невозможно.

После принятия в Испании в 2004 году социалистическим правительством «Закона об исторической памяти», предус­матривающего, в том числе, переименование улиц, названных в честь известных франкистов, а также избавление от других топонимов, героизирующих Франко и его сподвижников, в Ла Корунье — городе, где родился Милян Астрай, — переименовали улицу, названную его именем. А также сняли его памятник и лишили Астрая звания почетного гражданина города.

В противовес социалистам, Национальное братство «Голубой дивизии» настаивает на том, что памятники должны устанавливаться в соответствии с концепцией «толерантности», «примирения» и сохранения исторической памяти. То есть они должны ставиться обеим сторонам, участвовавшим в Гражданской войне, — и республиканцам, и франкистам.

Так, в 2012 году Братство выразило протест по поводу «варварского» обращения с памятником немецким летчикам из легиона «Кондор» (памятник стоит всё на том же мадридском кладбище Альмудена). 10 февраля 2012 года, в памятный для Братства день, на памятнике появилась надпись «фашисты и убийцы». Легион «Кондор» печально известен бомбардировками испанских городов, в том числе баскского города Герника, чьи руины стали символом зверств франкистов во время Гражданской войны.

Члены Братства с возмущением написали, что в то время как памятник «Кондору» подвергся нападению и было решено стереть с него памятную надпись, в Испании стоит памятный знак, установленный в честь советских летчиков, погибших во время испанской Гражданской войны. По их мнению, сохранение исторической памяти подразумевает установку мемориалов обеим сторонам. И надпись, сделанная на памятнике советским летчикам, гласящая: «В память о советских военных летчиках, погибших в Испании во время Гражданской войны 1936–1939 годов», имеет такое же право на существование, как и надпись на памятнике «Кондору» «Немецким летчикам, умершим за Бога и за Испанию». Предметом гордости Братства стала восстановленная от руки надпись на плите, посвященной легиону «Кондор». Представим себе, что кто-то в Германии потребует, чтобы рядом с памятником солдату-освободителю в Трептов-парке поставили памятник всё тем же эсэсовцам, верившим в величие Германии. Как посмотрит на это мировая общественность? Она тоже заявит о примирении?