Лобовая атака на... — 2
В 79 номере газеты «Суть времени» вышла статья «Лобовая атака на математику», где я рассказывал о том, что глава комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской думы предложил исключить математику из обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. В тот момент казалось, что это самая наглая лобовая атака на образование и что «лобовее» уже некуда. Ан нет, оказывается, можно набраться наглости и произвести еще более дерзкую, еще более лобовую атаку.
Но обо всем по порядку.
Для начала заглянем в учебник обществознания, который мы разбирали в прошлой статье, посвященной образованию, и который мы еще будем разбирать. Параграф 20 этого учебника называется «Государство и экономика». Этот параграф повествует о рыночной экономике и «невидимой руке рынка». В нем есть такие слова (которые, кстати, как мантра, повторяются в учебниках по основам рыночной экономики и прочих учебниках по бизнесу): «Еще в XVIII столетии А. Смит определил основные функции правительства: обеспечение национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества (выделено мной — П.Р.); сбор налогов для оплаты нужд государства».
Вы видите? Образованием юношества, даже согласно идолу западных экономистов Адаму Смиту, должно заниматься государство. Как и организацией работ, не выгодных бизнесу. А теперь посмотрим, как оно этим занимается у нас. Ведь мы же строим, как нас убеждают, рыночную экономику, не правда ли?
В августе 2014 года Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало на Едином портале раскрытия информации проект документа, который вносит изменения в Перечень профессий среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 года № 1199. Изменения эти касаются более ста пятидесяти специальностей, получаемых в техникумах и вузах страны. И они их не просто касаются, а уничтожают — эти специальности исключают из списка специальностей, которые будут получать выпускники учебных заведений.
Перечислю некоторые из этих специальностей, чтобы стало понятно, что указанные в перечне специальности не только какие-нибудь экзотические, которые вышли из употребления по причине развития науки и техники.
Итак, предлагается исключить следующие специальности (повторю еще раз: я выборочно указываю подразделы и в подразделах выборочно указываю специальности. В документе их, как вы понимаете, значительно больше):
в подразделе «Электро- и теплоэнергетика»:
— Электромеханик по испытанию и ремонту электрооборудования летательных аппаратов;
в подразделе «Машиностроение»:
— Наладчик холодноштамповочного оборудования;
— Наладчик кузнечно-прессового оборудования;
в подразделе «Промышленная экология и биотехнологии»:
— Аппаратчик производства сахара;
в подразделе «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия»:
— Вышкомонтажник широкого профиля (Вышкомонтажник; Вышкомонтажник-сварщик; Вышкомонтажник-электромонтер);
— Бурильщик морского бурения скважин;
— Машинист машин по добыче и переработке торфа;
в подразделе «Техника и технологии наземного транспорта»:
— Слесарь-электрик метрополитена (Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту металлоконструкций метрополитена; Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования метрополитена; Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту станционного и тоннельного оборудования метрополитена; Слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту эскалаторов);
в подразделе «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта»:
— Водолаз.
Интересно, что же побудило министерство сделать такое убийственное предложение? Ведь отсутствие в учебных заведениях как вышеперечисленных мной специальностей, так и тех, которые я не стал перечислять, так как перечислить 150 пунктов просто невозможно, — это фактически убийство специальностей. А вслед за ними и отраслей, которые связаны с этими специальностями.
Вот что пишет в пояснительной записке министерство: «Проект приказа разработан в связи с отсутствием или низким набором студентов на обучение по определенным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (далее — программа СПО), а также потребностью работодателей готовить обучающихся по основным образовательным программам профессионального обучения (далее — программа профессионального обучения), в том числе с целью быстрого реагирования рынка труда на экономические изменения региона».
То есть государство в лице Министерства образования и науки Российской Федерации предложило работодателям в лучшем случае взять на себя профессиональное обучение молодых людей. Это в лучшем случае. А в худшем (а именно худший сценарий обычно выбирался для реализации во всех известных нам случаях ведущейся войны с образованием, с экономикой, с промышленностью и так далее) — работодатели будут нанимать гастарбайтеров на все эти специальности. И все прекрасно понимают, к чему предложенный в бумаге министерства почин приведет. К резкому снижению качества выполняемых работ. И полной зависимости России от иностранных специалистов.
Отношение работодателей к самостоятельному обучению или переобучению специалистов можно показать на примере такой серьезной отрасли, как гражданская авиация. В этой отрасли переобучение специалистов на новые типы самолетов всегда лежало на плечах авиакомпаний. Процитирую часть интервью Игоря Дельдюжова, президента независимого Шереметьевского профсоюза летного состава, которое было размещено в научно-просветительском журнале «Скепсис».
«Вопрос: Компания не будет вас переучивать, притом что объективно не хватает командиров?
И. Дельдюжов: Командиров не хватает. Эта нехватка создана искусственно для того, чтобы протолкнуть через Госдуму поправки в Воздушный кодекс и разрешить приём иностранных пилотов в российские авиакомпании. Никто никого не держит, не уговаривает поработать, а с точностью наоборот — гнобят, создают невыносимые условия, цепляются по мелочам. Да, у нас за последние три года порядка 200 человек ушло из компании. <...>
Росавиация говорит, что сейчас на рынке находятся 1600 неустроенных выпускников лётных училищ, в каждого из которых вложено до пяти миллионов рублей бюджетных денег, а компании их не берут. Дело в том, что на конкретный тип самолета выпускников нужно доучивать в компании, так было всегда.<...>
Авиакомпании вообще хотели бы избавиться от доучивания. Они хотят брать готовых иностранных пилотов. Потому что не хватает именно командиров, вторых пилотов хватает».
Кто-то считает, что только авиакомпании не хотят обучать или переобучать персонал?
Кому-то кажется, что метрополитен будет с радостью открывать собственные техникумы для «слесарей-электриков метрополитена» — специальности, которую предлагают исключить?
Или корпорации, добывающие природные ископаемые, будут обучать своих «вышкомонтажников широкого профиля»?
Или компании, работающие под водой, будут открывать курсы водолазов? И заниматься получением многочисленных лицензий, необходимых не для проведения работ, а для обучения. Для того, чтобы иметь право выпускать специалистов с дипломами?
Бросьте! Это не выгодно. А как учил тот же Адам Смит — если это не выгодно бизнесу, бизнес этого делать не будет. Но только в этом случае государство почему-то в очередной раз отступает от учения А. Смита, который говорил, повторюсь, что в таком случае задачей государства является организация не выгодных для бизнеса работ.
Однако государство в лице министерских чиновников от всех невыгодных дел отказывается. И не прислушивается к мнению экспертов и специалистов. Почему же? Да потому что против отраслей производства, транспорта, против образования и науки ведется война. А на войне к противникам не прислушиваются.
Интервью, которое я привел выше, было дано осенью 2013 года. И несмотря на то, что эксперты и сами пилоты в большинстве своем высказывались против, правительство в декабре 2013 года одобрило проект закона, разрешающего российским авиакомпаниям нанимать иностранных пилотов. И вот уже в сентябре 2014 года СМИ бодро рапортуют, как распределена квота на иностранных пилотов среди авиакомпаний.
Заметьте, принят был не закон, который бы обязывал компании обучать специалистов, не закон, который бы вынуждал их к этому как-либо косвенно. Было разрешено нанимать иностранных граждан, оставляя наших пилотов за бортом в прямом и переносном смысле.
То есть произошло ровно то, что произойдет и со ставшими сегодня ненужными Министерству образования и науки Российской Федерации 150 специальностями — российских граждан заменили на гастарбайтеров!
Всё то же самое будет и в других отраслях. Только если в авиации есть какие-то нормы, и набрать недоученных пилотов не получится, то в метрополитене можно ожидать аварий и катастроф, связанных с тем, что электротехнические работы были выполнены некачественно из-за неконтролируемо набранных гастарбайтеров. Некоторые специалисты уже связывают нынешние аварии, которые происходят в метрополитене, с недостаточной квалификацией специалистов, обслуживающих сложный технический организм, которым является метрополитен.
В этом указе есть еще и скрытый социальный подтекст. Как цитирует зампреда экспертного совета думского Комитета по труду Андрея Разина «Московский Комсомолец», в списке исключаемых специальностей находятся «парикмахер, фотограф, часовщик, архивариус. А по ним раньше бесплатно готовили в ПТУ специалистов из числа детей-сирот. Теперь такой курс будет стоить до 3 тысяч долларов. И девочки-сироты, которые раньше шли на эти специальности, теперь будут на улице. А таких детей у нас около 100 тысяч».
Таким образом, указ бьет по сиротам и плодит не просто безработных, а людей без специальности — практически на пустом месте.
Вообще, отношение Министерства образования и науки Российской Федерации к проблеме низкой заинтересованности студентов в тех или иных специальностях сходно с отношением к низким результатам на ЕГЭ. Проблема решается не изменением системы обучения или экзаменов, а понижением планки (количества баллов, требуемых для того, чтобы экзамен был засчитан).
Аналогично и в нашем случае со 150 «ненужными специальностями». Проблема отсутствия желания студентов идти на те или иные специальности будет решаться не повышением престижа этих специальностей и не иными способами привлечения студентов, а методом лечения головной боли путем отсечения головы, — то есть методом исключения специальностей из списка существующих.
Но любому здравомыслящему человеку понятно, что это не решение проблемы. Это война. И война не ЗА специалистов, война СО специалистами. С образованием. А в отложенной перспективе — и с экономикой, промышленностью, сельским хозяйством, транспортом и так далее. Результатом этой войны станет полная деградация системы подготовки специалистов. По окончании военных действий, объявленных государственными институтами собственной стране, точка невозврата будет пройдена, и воспроизводство специалистов станет невозможным.