Наш путь (продолжение — 7)
Для начала нужно было признать, что шансы на выживание микрогруппы под названием ЭТЦ в условиях разгула дикого капитализма (они же — «лихие 90-е») очень невелики. И уж тем более невелики шансы на то, чтобы как-то влиять с помощью маленькой, почти беспомощной группы — этой щепки в море бандитизма, корысти, отчаянья, спецслужбистских интриг, игр Запада. Но ведь именно позитивное влияние на что-то было тогда единственным вариантом искупления случившегося. А без искупления было, во-первых, невыносимо тоскливо. И, во-вторых, было ясно, чем всё это скоро кончится — окончательным крахом.
«Так в чем же хоть какие-то шансы?» — спрашивал я себя, накапливая материал, позволяющий дать ответ на этот очень сложный вопрос, и анализируя этот материал. Сразу же бросалось в глаза некое чудовищное несоответствие между колоссальными материальными возможностями, которыми обладали крупнейшие деструктивные элитные группы, и ничтожностью возможностей руководимой мною структуры. И, естественно, возникал вопрос: «Можно ли что-то противопоставить таким гигантским экономическим, да и политико-административным ящерам в условиях, когда мы не располагаем и тысячной долей их материальных возможностей?»
Однако более глубокий и тщательный анализ ситуации показывал, что гигантские экономические возможности этих ящеров не используются для того, чтобы вклиниться в политический процесс вообще и уж тем более — в патриотический политический процесс. Ящеры были очень активны в том, что касалось освоения некоего пространства Х (нефть, золото, наркотики, бюджет и так далее). А то, что мы делали, находилось в пространстве Y. В это пространство ящеры не вкладывают и миллионной доли своих возможностей — они просто так устроены. И эта их специфическая черта выявлена нами на большом экспериментальном материале.
Всё это, как вы понимаете, справедливо не только для 90-х годов прошлого века. Сегодня господин Прохоров имеет наглость получать гранты от Кремля на свою политическую деятельность. Эти гранты исчисляются какими-нибудь жалкими миллионами долларов. У господина Прохорова состояние составляет миллиарды долларов. Он ни копейки своих денег не хочет потратить ни на свои политические дела, ни на политические дела своей сестры. Это какая-то специфическая жадность, граничащая с психопатологией. А вот собрать самолет проституток и привезти в Куршевель господин Прохоров готов, на этом он не будет экономить.
Это касается многих. Один наш знакомый сочно рассказывал, как именно обладательница многомиллиардного долларового состояния стремилась заставить его — тоже долларового миллиардера — купить ей белья на тысячу долларов (они не находились в интимных отношениях, дама была женой его друга и благодетеля). Этот знакомый сослался на то, что ему срочно надо съездить по делам, и улизнул. Обладательница многомиллиардного долларового состояния терпеливо прождала знакомого в магазине больше двух часов. И дождалась. И добилась, что он заплатил эту тысячу долларов. Рассказывавший эту историю потерпевший обычно точен и в цифрах, и во всем остальном.
Другой знакомый — еще более точный во всем, что касается цифр и фактов, — сочно повествовал собратьям, как одна выдающаяся политическая телеведущая взяла с него за ночь в постели десять тысяч долларов, а после этого повела в магазин (дело происходило в Сардинии) и вымогала сумочку за 4 тысячи долларов. Но ему удалось ограничиться покупкой сумочки за 2 тысячи долларов. В связи с этим знакомый предупреждал братву, что если кто-то из них «снимет» эту телеведущую, то ни в коем случае нельзя потом соглашаться идти в магазин.
Это всё излагается не для того, чтобы создавать каталог чужих трат и моделей поведения, а для того, чтобы пояснить вкратце, что сфера Y, в которой мы работаем, очень скудно финансируется. И что это финансирование никак не сопоставимо с капиталами тех, кто должен был бы это финансировать.
Данный парадокс касается не только так называемых олигархов, но и политиков с неограниченными возможностями. Ничего не создают ни Зюганов, ни Жириновский. Создал кто-нибудь из них учебный центр? При этом они и щедро финансируются из бюджета, и собирают огромные деньги с бизнесменов, которых включают в списки, и занимаются лоббированием, позволяющим получить еще большие деньги. Один Зюганов, безусловно, имеет состояние как минимум в десять раз большее, чем мы, но он не даст на политическую работу даже крохи из своих денег. Хотя он не олигарх, а политик. То же самое — Жириновский. И так далее.
Это означает следующее.
Надо совершать чудеса. Сказав себе «надо», я и совершил чудо, сохранив организацию под названием ЭТЦ, превратив актеров в аналитиков, обеспечив организацию определенными возможностями, материальными в том числе, и так далее. Как именно это всё делалось и на каком судорожном накале, я рассказывать не буду — люди очень мало спали, безумно много работали, стремительно осваивали профессии, к которым они были не слишком пригодны. Но главное — они всего этого хотели и они внутренне пережили вот эту необходимость искупления. Это дало им силы. Потому что когда вы искупаете, вы, помимо всего прочего, как это вам ни покажется странным, связываетесь с мертвыми. Реально. И у вас возникает другая энергия.
Словом, люди осуществляли что-то, что находится за пределами возможного. Они делали это долго, в ущерб тому, что называется обычной жизнью. Это должно было сочетаться с рядом моих особых способностей. А также с определенными чудесами, то есть с тем, что необходимые нам события, имевшие очень малую вероятность, случались. Причем в нужной последовательности, одно за другим. Но разве не такие же чудеса имели место в Донецке?
«Мне приказано было вас арестовать, — сказал мне один человек, — но вы для меня были героем, победившим Сванидзе и Млечина, а тот, кто мне это приказывал, — пустым местом. Я, зная, что вы находитесь на Базе А, поехал на Базу Б и там вас очень долго искал, пока вы не уехали из Донецка». А другой человек рассказывал, что ему приказали перехватить меня по дороге из Донецка в Ростов. Но он перехватил сопровождавшую меня машину, и, прекрасно зная меня в лицо, долго разбирался, кто из кавказцев, находившихся в машине сопровождения, является кавказцем Кургиняном.
А еще нужно было, чтобы пять или семь маловероятных событий совершились в нужной последовательности. Но они совершились.
Вот так же и в жизни ЭТЦ: за двадцать лет, предшествовавших созданию «Сути времени», случилось до сорока странных, маловероятных событий, без которых мы бы не выжили. Но они совершились. Не это главное. А то, что помимо этих сорока событий, без которых мы бы ничего не сделали и которые можно отнести к числу странных, нужно было еще двадцать тысяч обычных, героически-трудовых, обыденных деяний для того, чтобы ЭТЦ выжил. И без этого никакие сорок странных чудес ничего бы не дали. Главное чудо — это всегда труд.
Ну выжил ЭТЦ, и что?
А ничего, кабы не особая жадность олигархов, которые ничего не вкладывали в создание нужных им интеллектуальных центров. И потому наш центр вскоре оказался основным. Нужно было работать и не бояться браться за то, за что остальные боялись браться. Делая при этом ставку на тупость ящеров, на их вопиющий антиинтеллектуализм, на разболтанность тех, кого они развращают деньгами, и на многое другое. Мы сделали эту ставку, и через несколько лет ЭТЦ стал незаменим в ключевых вопросах. И нам удалось начать влиять. А это для нас тогда и было чем-то сродни искуплению.
Еще раз вдумаемся в сделанную тогда ставку и сопоставим это с тем, что происходит теперь.
Мы имеем шанс на то, чтобы повторить свершение ЭТЦ. Потому что, конечно, возможности нашей организации (я сейчас имею в виду уже союз ЭТЦ и «Сути времени») несопоставимо меньшие, чем у олигархов и ключевых политиков. Но те ничего не вложат своего. И даже по отношению к чужому большая часть этих героев по большей степени будет заниматься экспроприациями в свою личную пользу. А поскольку это так, то положение не абсолютно безвыходное, а почти безвыходное. Как в Донецке 5 июля 2014 года. Как в 90-е годы. Потому что может оказаться, что наши возможности совсем не так малы по сравнению с бредово-минимальными возможностями, которые отпускают на политику те, кто вообще-то располагает неизмеримо большим. И мы эти возможности будем расходовать одним способом, а они — другим. Шанс только в этом. Скажете, что он минимален? Но других шансов у меня для вас нет. Мои ближайшие соратники этот шанс использовали.
Вам предстоит сделать свой жизненный выбор. Я на него влиять не хочу. Я просто повествую о прецедентах. И о том, как малые шансы используются. А также о природе этих шансов. Вы в свои шансы вдумайтесь. У них ведь та же природа. Налицо чудовищный факт, свидетельствующий о том, что ящеры сочетают финансовое могущество с абсолютной бесплодностью и бездарностью во всем, что касается нематериальных активов.
Я уже говорил о газете «Завтра» и о том, что кроме нее есть только «Суть времени» как хоть какая-то левопатриотическая газета, отличающаяся в лучшую сторону от листка. Это же бред, таких газет должно быть два-три десятка! А их нет. И в этом — шанс движения «Суть времени». Такой же малый, как и у ЭТЦ. Мы свой шанс, что называется, отжали досуха — и выиграли. Будет ли так отжимать свой шанс «Суть времени» — не знаю. А если не отожмешь досуха — ничего не получишь. И отжимать надо всем вместе.
А ведь что такое газета «Суть времени»? Это же не «Московский комсомолец», на который тратятся миллиарды. И не «Эхо Москвы». Это полный аналог ЭТЦ в масс-медиа. То есть печатный орган, создаваемый почти без экономических возможностей не очень крупной группой людей. И выпускаемый регулярно более двух лет. А также распространяемый регулярно.
И тогда у меня возникает один вопрос: если речь действительно идет об искуплении, которое требует соответствующей мобилизации, и если фактическая победа движения заключается всего лишь в удвоении тиража — то почему нет этого удвоения? Потому что не идет речь об искуплении! Не идет речь о том, чтобы включить мозги. Не идет речь о том, чтобы перестать быть вахлаками и начать всё делать чуть-чуть по-другому. Нет той уверенности, о которой я говорю. Нет понимания своей специфики... И тогда получается, что досуха — не отжато.
Я убежден, что удвоения тиража нет только потому, что актив, от которого это зависит: а) не понимает цены вопроса, б) работает с гораздо меньшим напряжением, чем я и мои соратники по ЭТЦ. Что у актива «Сути времени» хватает сил на одну десятую того напряжения, которое годами реализовывал актив ЭТЦ. Если бы актив ЭТЦ напрягался так, как напрягается актив «Сути времени», ЭТЦ бы рухнул в 1995 году. Генерал Лебедь реально пришел бы к власти в октябре 1996-го, дальнейшее описывать не буду. Но ЭТЦ не рухнул, потому что актив его определенным образом работал. А работал он так, потому что действительно речь шла об искуплении. Потому что действительно была особая энергетизирующая связь с источниками высших смыслов. Она позволяла творить чудеса.
Я никого не осуждаю, я, напротив, восхищен активом «Сути времени». Я никоим образом не хочу сказать, что этот актив состоит из плохих людей — он состоит из замечательных людей! Я не хочу сказать, что он состоит из лентяев, — он состоит из людей, в достаточной степени ориентированных на работу, восхищающих своей способностью бескорыстно трудиться и так далее. Мне просто кажется, что тогда каким-то чудом актив ЭТЦ подключился к чему-то сверхнормативному и потому проявил сверхнормативные качества. А подключился он потому, что для него идея искупления и другие идеи были невероятно значимы. Они ужасно согревали в том холодном мире, который нас окружал.
Соответственно, я обсуждаю не людей, а фундаментальные обстоятельства, связанные с ответственностью за что-то очень большое, с предельной возмущенностью историческим предательством этой самой КПСС и иже с нею, верой в возможность и необходимость искупления.
У меня нет сейчас уверенности в том, что актив «Сути времени» все эти фундаментальные обстоятельства переживает так, как это переживал актив ЭТЦ. И что он под этим углом зрения читает основной текст «Сути времени», хотя основной текст «Сути времени» написан именно под этим углом зрения. Там ничего нет, кроме этого, с точки зрения пафоса, то есть сверхзадачи, внутреннего чувства, диктующего строки («Когда строку диктует чувство...»).
Хотя всё, что связано с этими обстоятельствами как вызовом, и всё, что создается как ответ на этот вызов, и есть главное в тексте «Сути времени». Мне было чертовски стыдно за произошедшее в 1991 году. И мне сейчас стыдно не в меньшей, а в большей степени.
Снова повторяю: на патриотическом фланге есть «Завтра», исчерпавшая запас какой-то новизны, и есть газета «Суть времени». Всё! И ничего соразмерного на патриотическом политическом поле почему-то нет. Огромные деньги копошатся где-то рядом, как и интриги. А на патриотическом политическом поле царит такая скудность, которая делает наши возможности далеко не нулевыми, а нас самих несоразмерно большими по отношению к этой скудности. Подчеркиваю еще раз — вообще-то мы очень малы. Но скудность такая, что мы становимся большими. Именно по отношению к этой скудности.
Я всё время возвращаюсь к примеру с газетой по той причине, что он прост, масштабен и очевиден одновременно.
Но мне хочется провести более глубокую параллель с ЭТЦ.
У ЭТЦ было 5 % на то, чтобы выжить. У «Сути времени» — тоже. Если процессы повернутся не в ту сторону, которая отвечает нашим мечтаниям, то возымеют место макро- и микрособытия.
Макрособытием станет крах страны. А микрособытием — наш крах. Потому что в этом случае наша известность и уровень накопленных по отношению к нам раздражений, порожденных этой известностью и нашими реальными деяниями (почему-то вспоминается Евтушенко «невинно растоптанным быть — не достоинство, уж лучше — за дело растоптанным быть!»), не оставляют для нас никаких шансов избежать приезда к нам тех или иных погромщиков.
ЭТЦ избежал микрособытия под названием «крах ЭТЦ» и макрособытия под названием «крах страны». «Сути времени» нужно сейчас сделать то же самое. Вероятность выживания ЭТЦ и возможности позитивного воздействия ЭТЦ на ситуацию в стране была 5 %. У «Сути времени» та же вероятность выжить и воздействовать. Только речь идет о большем. Это — во-первых.
А, во-вторых, у других нет даже этих 5 % на то, чтобы осуществить то, о чем я говорю.
Еще одна параллель с ЭТЦ. Я предложил актерам театра, своим друзьям по геологоразведочному институту, стать в короткие сроки стратегическими аналитиками, способными переигрывать генералов, которых собрал Гусинский, и других аналогичных персонажей. Я сказал им, что у них на это — полтора года. Они меня спросили: «Ты сошел с ума?» Я сказал: «Может быть, но других шансов у нас нет. А эти есть». Они загрустили и стали работать так, что я всё время вспоминал одну присказку «Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус». Через полтора года у них всё получилось — я имею в виду стратегическую аналитику.
Сейчас у «Сути времени» стратегической аналитики нет. Потому что эти «мыши» не едят кактус. Они его в лучшем случае облизывают. Причем так, чтобы не уколоться. А нам нужна стратегическая аналитика. Она нам до зарезу нужна.
И я вам расскажу один конкретный пример. Для того чтобы выжить, ЭТЦ нужно было уже в 1994 году показать, что он знает нечто, что другим не известно. Мы созвали разного рода корифеев на конференцию «Социокультурная экспансия и безопасность России». Корифеи были потрясены. Один из таких корифеев сказал совсем-совсем молодой тогда Марии Подкопаевой: «Девушка, спасайте отечественное востоковедение». У Марии в тот момент еще не было высшего образования. Короче, мы потрясли и выжили. Чем сегодня будем потрясать?
Элита другая. Время совсем другое. Мы не тихая аналитическая структура, а очень шумная партия, надававшая пинков много кому и много кого разозлившая. Нужно придумать, как это сделать. И реализовать. Но для этого мыши должны начать плакать, колоться и есть кактус. Можно даже не плакать, но есть кактус надо обязательно. Не буквально, а метафорически.
Ответ «можем то, что другие не могут», данный на вызов, ответ во всем, что касается аналитики, понимания ситуации, — вот первое чудо, которое совершил ЭТЦ. Собирается ли это делать «Суть времени»? Книга «Стрелков и другие» — это хороший зачин, но не более. Нам нужно интеллектуальное чудо, аналогичное тому, которое было тогда.
Я не ропщу. Я всем доволен. И этот доклад, и созданная инфраструктура доказывают, что я говорю правду, а не специально глажу по головке. Но правда состоит в том, что можно быть довольным одной десятой частью необходимого, а для чудес нужно десять десятых. И даже девяти десятых недостаточно. ЭТЦ выдал тогда «на гора» все десять десятых. Что теперь сделают «Суть времени», поселение, Школа высших смыслов? Масштаб задач другой, масштаб ответственности другой. Но ситуация аналогичная. И основные слова тут — «мотивация», «искупление» и «досуха». Отжать шанс досуха.
Помимо интеллектуального чуда нужно еще и чудо психологическое. Ну возникнут у нас новые возможности. И что? Если люди останутся чуть-чуть малахольными (к вопросу о травме Иакова, которую я уже обсудил), то ничего для России эти новые возможности не дадут. Да и для самих людей тоже — потому что они навернутся вместе с Россией.
Значит, надо менять людей. И не просто за счет того, что они, уехав из своих городов, все соберутся в коммуну и в ней начнут честно трудиться.
Во-первых, они этого не смогут сделать по разным объективным причинам.
Во-вторых, нужна была огромная работа для того, чтобы даже 50 человек сплотились по-настоящему.
В-третьих, и на поселении удалось получить только промежуточный результат. Нужна будет другая работа, в другом объеме, чтобы этот результат стал окончательным. Преждевременный численный рост поселения за счет так называемой второй или третьей волны может погубить качество.
В-четвертых, что значит, съехаться всем и оставить регионы? Даже если бы это было возможно, это сильно напоминает капитуляцию. Одно дело — иметь поселение как самую большую группу, работающую только на «Суть времени», строящую модели будущего, создающую инфраструктуру для движения, способную в перспективе выполнять роль какого-то информационного фокуса, коллектора и переработчика. И другое дело — всё свести к поселению. Это можно сделать, только потерпев поражение в той борьбе за качество, которую мы начинаем на этой сессии Школы высших смыслов. Надо выигрывать эту борьбу. У нас, повторяю, нет теперь другой возможности реализовать цели и даже просто выстоять в новых условиях. Нам надо только выигрывать.
И еще одна параллель между «Сутью времени» и ЭТЦ. ЭТЦ очень много работал, но он это делал в каком-то смысле весело. И это было очень важно. Мыши весело плакали, весело кололись и весело атаковали кактус. Всё время поддерживая друг друга.
Травма Иакова, о которой я постоянно говорю, порождает уныло-малахольный тип движения по намеченному пути. Движение идет. Те, кто идут, — герои. Но при том, что они действительно идут, налицо недостаточная энергийность, недостаточная вера в свои силы, недостаточная боевитость. Налицо недостаток упорной боевой злости. И неточное понимание того, чем вера в свои силы отличается от веры в силы руководителя. В ЭТЦ всё это было. И очень помогало победе.
Продолжение следует.