Никому, кроме нас, о науке думать незачем
Здравствуйте, дороге товарищи, здравствуйте, коллеги, здравствуйте, все неравнодушные граждане России, которые в этот день поддерживают Российскую академию наук.
Мы начали свои протестные акции с самого начала появления этого проекта. Мы последовательно выступали против этого проекта. Сейчас он стал законом, но мы не снимаем своего требования. Наша первоочередная задача — это минимизировать потери, которые уже нанесены в результате принятия этого закона, наложить мораторий. Как угодно, но приостановить действие самых одиозных пунктов этого закона. Не дать развернуться вовсю.
Естественно, вторая наша задача — это чтобы была принята нормальная программа развития науки, научно-технической политики в стране, чтоб был разработан закон о науке и государственной научно-технической политике, новый закон, обеспечивающий деятельность и государственных научных центров, и научно-исследовательских институтов, и вузовской науки, и академической науки, того, что нам — и я верю в это — удастся сохранить. Мы должны в это верить ради будущего этой страны. На митинге, который состоялся 10-го сентября, в день открытия Государственной Думы, мы призывали депутатов остановиться, но мы призывали их и задуматься о разработке этого закона — закона о науке, который обеспечит устойчивое развитие страны. Мы и сейчас остаемся на этих требованиях. Пускай нас не слушают, но мы будем стоять за это, авось, удастся все-таки переломить, мы надеемся, что здоровые части общества будут вместе с нами.
Закон несет угрозу прежде всего — и это главное — активно работающим группам. Не надо себя обольщать тем, что этот закон что-то решает в науке, он нацелен на то, чтобы уменьшить количество научных групп. Как вы думаете, кого легче поддерживать — имитаторов науки или тех людей, которые заняты делом, у которых есть конкретные потребности, которые знают, что им нужно? Вот их и не будут поддерживать. Они уже сейчас сталкиваются с огромными сложностями, потому что это им нужна и организационная поддержка, и материально-техническая — всё то, что стопорится.
Тут упоминалась ситуация со Всероссийским институтом химии и технологии элементоорганических соединений, ГНИИХТЭОСом. Недавно состоялась конференция кремнеоргаников страны. Это была конференция, на которой фактически горько шутили о том, что наша страна совершила два уникальных достижения в этой области, в области кремнеорганики: сначала с нуля была поднята отрасль, страна была выведена в мировые лидеры в этой отрасли, и потом в этой же стране эта отрасль была разрушена. Сейчас мы стоим на пороге того, что нам не удастся уже никогда ее возродить. Если будет потерян ГНИИХТЭОС, если будут потеряны остатки науки — нам никогда не удастся восстановить одну из важнейших отраслей. Кто об этом думает — неизвестно. Ну что теперь делать? Никому, кроме нас, об этом думать незачем. Я приветствую всех тех, кто думает об этом, и кто собирается брать в свои руки будущее этой страны.
Наш профсоюз, не могу не заметить, выступает и всегда выступал за то, чтобы сохранить Российскую академию наук в той тесной связи выдающихся ученых, академиков и трудовых коллективов. Мы выступали и выступаем за то, чтобы сохранить весь научный и хозяйственный комплекс Российской академии наук как единый кулак, нацеленный на решение государственных задач. И не надо скрывать — да, в этот комплекс входят и организации социальной сферы. Но что делать? Мы обязаны заботиться о своих работниках, потому что о них не заботится государство. О социальной сфере не заботится государство! Кому заботиться? Заботятся сами ученые, сами работники Российской академии наук. Мы будем отстаивать, конечно, и все позиции, сохранение штатного расписания, сохранение численности. Полное безобразие то, что нам не давали увеличивать штатную численность все эти годы. Вдумайтесь, государство ограничивало создание рабочих мест в науке! Даже для тех, кто имел для этого возможности, кто имел денежные средства. Был наложен мораторий на создание рабочих мест в науке! Нас выталкивали куда угодно.
Мы будем бороться за каждое рабочее место! Мы будем бороться за те крохи, которых нам удалось добиться, мы посмотрим, как удастся выполнить те обещания, которые выдавались представителями власти. Владимир Владимирович Путин на встрече с учеными, которую он проводил на острове Гогланд в июле, сказал, что работники науки ничего не почувствуют в результате реформ, они их не заметят. Ну что ж, посмотрим, как мы будем… хотя бы «не замечать». Уже сейчас можно предсказать, что вряд ли удастся «не заметить»: ведутся разговоры о массовом сокращении. Но мы, конечно, не «спустим» этих слов и будем проводить контроль! И мы возьмем с помощью неравнодушных граждан контроль за этим в свои руки. Мы обязаны это сделать ради будущего страны, еще раз повторяю. Спасибо! Все — вместе!
Сергей Кургинян:
Кто займется судьбой науки? Либо вы, либо Тимоти О'Коннор… Третьего не дано. Так готовы ли собравшиеся здесь люди организовать сопротивление так, чтобы победить? Здесь приехали люди из Брянска, из Рязани, из Тулы, из Ленинграда… с самых разных городов. Я знаю, как им трудно. И будет еще труднее! Но нужно мобилизоваться. Потому что в противном случае нам не простят ни мертвые, ни наши дети того, что произойдет с нашей наукой, а значит со всей страной! Мобилизоваться и победить!
Митинг: Ура!