«Ночь музеев» или арт-тусовка?
Папа Франциск в своей недавней речи перед собравшимися в Ватикане дипломатами заявил, что свободный рынок превратился в тиранию, в котором люди ценятся только как потребители, и призвал политиков положить конец культу денег.
Известный философ Жан Бодрийяр в своей книге «Общество потребления» (1970 г.) так охарактеризовал произошедшие с человечеством перемены: «Собственно говоря, люди в обществе изобилия окружены не столько, как это было во все времена, другими людьми, сколько объектами потребления… Отношение потребителя к действительному миру, к политике, истории, культуре не является отношением интереса, участия, принятой ответственности — но оно не является и тотальным безразличием: это отношение любопытства».
Вот это отношение бесплодного любопытства, несерьезного, поверхностного пробегания мимо в поисках все новых и новых впечатлений уже затронуло и наиболее важную сферу жизни человека, а именно — культуру.
В последние годы все больше стран поддерживает ставшую уже международной необычную акцию «Ночь музеев». Это когда одну ночь в году практически все музеи открывают свои двери для бесплатного посещения.
Идея проводить ночь в музее возникла в Берлине еще в 1997 году и быстро распространилась на другие европейские столицы. В 2001 году в акции приняли участие уже 39 стран Европы и Америки, и постепенно это мероприятие приобрело название «Ночь музеев».
В России впервые акция была проведена в 2002 году в музейном центре Красноярска, а в 2007 году к ней присоединилась и Москва. И если вначале в столичной программе участвовали несколько музеев, которые работали до 21.00, то в этом году для посещений были открыты более двухсот пятидесяти музеев, а сама акция собрала более миллиона участников.
Цель акции заявляется как культурно-просветительская: повысить (в первую очередь) у молодежи интерес к посещению музеев, привлечь внимание к музейным коллекциям, да и вообще сделать поход в музей интересной формой досуга.
Вместе с музеями в акции принимали участие и другие заведения, занимающиеся распространением культурного наследия: театры, концертные залы. В библиотеках и книжных магазинах прошла акция «Библио-ночь». Среди участников были магазин «Москва», «Библио-Глобус», книжный магазин «Фаланстер» и другие.
Для удобства передвижения всех участников «Ночи музеев» в Москве были введены специальные экскурсионные маршруты автобусов, от некоторых станций метро в музеи и усадьбы пущен дополнительный транспорт.
В общем, фестиваль «Ночь музеев» в Москве — это «культурная бессонница столицы». Казалось бы, — Ночь и Музеи — что может быть интереснее и поэтичнее?
Но что же в результате получилось?
Музеи бросились предлагать такие формы «интересного досуга», которые почему-то далеко выходят за рамки ознакомления с музейными коллекциями. Пример афиши-рекламы: «Ночь в музее» — единственное время в году, когда множество музеев открыто для посещений в вечернее и ночное время. Помимо экспозиций и выставок, посетителей ждут специальные мероприятия: арт-проекты, видеоинсталляции, концерты классической и джазовой музыки, мастер-классы и многое другое».
В этом году акция начиналась и проходила не столько в выставочных залах, сколько за их пределами. Поход в Музей изобразительных искусств имени Пушкина начинался с шоу оживших скульптур на ступеньках здания. В Третьяковской галерее посетителей сопровождали разные этнические ансамбли. Популярный музей «Винзавод» привлекал посетителей обещанием запуска воздушных шаров.
Министр культуры Владимир Мединский, присоединившийся к музейному марафону, посетил 8(!) музеев и предложил такие ночи проводить чаще — «четыре (!) раза в год», потому что «важно, чтобы молодежь привыкала ходить в музей,… как дети приходят в Диснейленд».
Ну, а если министр сказал про «Диснейленд», то все и стали действовать в этом направлении! И как-то очень быстро все скатилось к банальной развлекаловке.
Ну, допустим, все это подойдет для времяпрепровождения молодежи, но причем тут музеи? Ведь этот праздник называется «Ночь музеев», а не ночь приколов, дизайна, современного искусства, дискотек, веселья и пр. Акцию задумывали и организовывали для того, чтобы привлечь внимание к музеям, вызвать интерес к ним, увеличить их посещаемость, и даже духовно развить посетителей, заставить задуматься. Но не тут-то было.
В отличие от подавляющего большинства музеев, продливших время своей работы в «Ночь музеев» до 23 часов, Центр дизайна Artplay, (в котором регулярно проходят выставки современного искусства, концерты альтернативной музыки, мастер-классы и др.) объявил гулянье на всю ночь. Здесь было представлено все: музыка, игры, перформансы, фотовыставки, молодежь веселилась, работали клубы и рестораны. Одним словом, Artplay провел классическую тусовочную ночь и отвлек на себя значительную часть той самой молодежи, ради которой все затевалось.
В Парке Горького тоже шла веселая гульба, концерты, прогулки под луной, так сказать, много веселья и радости. Это тоже к музеям отношения не имело.
Получилось так, что задуманное как культурно-познавательное, мероприятие «Ночь музеев» превратилось в очумелое метание по городу шумных толп молодежи (отчасти нетрезвой), которые ломились во все открытые ночью музеи, пустующие в дневное время суток.
Кто-то, может быть, помнит стихотворение для детей Сергея Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей! –
Сказала мне сестра».
Здесь все, как и положено: день, музей, торжественность, искусство.
Но «ночь в музее» — это нечто другое. Все опять, как и многое в современном мире, перемешивается: белое (день) меняется на черное (ночь). В темноте возникает мистика, всевозможная эзотерика, могильные сюжеты. Молодежь и без таких «ночей в музеях» уже празднует пришедший к нам с Запада Хэллоуин, день зомби и другие черные праздники всевозможных субкультур (одни готы чего стоят!).
Можно сказать, что интерес к ночным походам в музеи был подогрет сначала книгой Дэна Брауна «Код да Винчи», а потом и одноименным фильмом. Все разборки между представителями тайных орденов происходят в Лувре, рядом с портретом Моны Лизы. Создаются и поддерживаются странные суеверия, что ночью в музее время течет вспять, что там появляются привидения и двойники. И, похоже, именно на это щекотание нервов устроители действа и привлекают посетителей.
Однако крупные государственные музеи в Москве закрылись в 23.00. А в Санкт-Петербурге в этом году от участия в акции отказались Эрмитаж, Петропавловская крепость, Русский музей и др. Из-за огромного наплыва желающих посетить музеи именно ночью некоторые петербургские музейщики называют «Ночь музеев» — «Ночью кошмаров на берегах Невы».
Зато в Санкт-Петербурге неожиданно возник новый музейный маршрут: Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры, где похоронены М. Ломоносов, Н. Карамзин, Ф. Достоевский, П. Чайковский. Там ночью можно было пройтись среди могил в компании «великих людей» (актеров в бутафорском гриме) и послушать стихи.
А в Москве бешеной популярностью пользовался «Музей Булгакова», расположенный неподалеку от не менее популярного ночного клуба «Б2». Одним словом, можно и в музей, можно и в ночной клуб, лишь бы «прикольно было». Очередь в «нехорошую квартиру», где когда-то проживал Воланд, растянулась по улице на сотни метров, а потом множество людей металось по Патриаршим прудам, выглядывая на парковых аллеях черных котов и летающих ведьм.
В Новосибирске галерея «Респект» совместно с Музеем погребального искусства предъявила выставку о человеческих страхах.
Впечатление от «Ночи музеев» описывает блогер под ником Катюша Мельникова: «Была выбрана выставка «Мифы и страхи»… ждал нас спуск в подвал, стены, исписанные граффити, на каждом повороте возникал… то маньяк-татуировщик в кожаном переднике мясника, то стены в черепках, то вампиры с гробами…».
Но что было делать музеям провинциальных городов, которые представляют собой традиционные «храмы культуры»? Поскольку завоевывать посетителей на ночь было тоже необходимо, то каждый «спасался» как мог.
Например, в Краснодаре «Ночь музеев» была посвящена спорту и здоровому образу жизни.
Новосибирские музейщики в Музее СССР в торжественной обстановке принимали посетителей в пионеры. А рядом, в ретро-ателье дамы примеряли шляпы с перьями, а мужчины — мундиры времен Первой мировой.
Темой «Ночи музеев» в краеведческом музее Тольятти стала «Игра с реальностью». Посетителю выдавали символическую рамку, через которую надо было смотреть на происходящее в музее. Устроители объясняли выбор рамки тем, что «с одной стороны, это суживает пространство осмысления, а с другой — значительно расширяет внутреннее пространство зрителя».
В Перми в этнографическом музее «Дом Мешкова» организаторы оживляли картинки прошлого, посетители танцевали вальс и рок-н-ролл. А дети и многие взрослые интересовались обмундированием немецких и советских солдат времен Второй мировой войны (немецкими даже больше). И рвались подержать в руках немецкий «шмайссер» или сфотографироваться на память с ряженым «немецким офицером».
Всероссийская ночная музейная тусовка уже приносит свои плоды. И плоды эти — все более легкомысленное отношение к музеям как таковым, музейным раритетам, памятникам, и в целом — к исторической памяти народа.
И вот уже 19 мая (кстати, на следующий день после «Ночи музеев») в Тольятти у Вечного огня павшим в Великой Отечественной войне несколько молодых людей почтили память людей, умерших от СПИДа(!). В частности, лидера группы Queen — Фредди Меркьюри.
В миску, которую поставили перед Вечным огнем эти, с позволения сказать, граждане, (в которых местные жители опознали представителей тольяттинской ЛГБТ-тусовки, т. е. защитников прав сексуальных меньшинств), положили презервативы. Один из активных участников действа, Константин Голава, руководитель местной организации политической партии «Западный выбор», прояснил, что «презервативов мы не возлагали…просто поставили миску… Мы их потом раздали населению в парке…». Ну да, конечно, это же «западный выбор», право на свое мнение! Эти друзья в Тольятти не видят ничего особенного в своих действиях. Это всего лишь продолжение всеобщего перформанса. Этакий хэппенинг…
Описав, что именно происходит, давайте поразмышляем с общих позиций. Хотим воспитывать людей, усилив привлекательность музеев и... И превращаем музеи... Во что? В дискотеки с мистическим налетом? В места глумления над историей? А почему бы тогда не превратить их в пивбары? Или в бардаки? Во как привлекутся-то «воспитуемые»!
Тебе это ничего не напоминает, читатель? Перестройку, например, тебе это не напоминает? А почему? Хотели спасти социализм. И ненароком устроили такое... Уже двадцать лет разобраться не можем... А под каким лозунгом все это устроили? Под лозунгом большей привлекательности обновленного социализма... Для кого? Для воров в законе?
Теперь говорится о большей привлекательности культуры... В частности, музеев, но ведь и не только. Подчеркиваю, привлекательной культура для антикультурного элемента может быть только в случае, если антикультурному элементу позволят разрушить культуру. Такое вот печальное размышление... Главное, чтобы кому-то не захотелось увеличить привлекательность Российской Федерации, ну, я не знаю, для Аз-Завахири и его «Аль-Каиды»... Или для американских оккупационных войск. Вы скажете, я перебираю? Ой ли!