Нормы и принципы
Часть I. От чего к чему мы переходим
В марте 2011 года был создан виртуальный клуб «Суть времени» (сокращенно — ВКСВ). За прошедшие 22 месяца ВКСВ осуществил целый ряд важнейших политических акций, существенно повлиявших на ситуацию в России, а значит, и в мире.
Итак, ВКСВ на деле доказал свою высокую эффективность. И потому продолжает оставаться для нас основной — наиболее широкой, гибкой и динамичной — формой организации работы «сутевцев».
Но ВКСВ не смог бы эффективно функционировать и развиваться, если бы уже на начальном этапе не началось формирование первичных организаций (ПО), в которых «сутевцы», собираясь небольшими группами по месту жительства, договаривались о проведении пикетов и митингов, опросов и выставок, обсуждали материалы передач «Суть времени». Члены этих ПО вместе ходили в походы, справляли праздники. ВКСВ и ПО — именно гармоничное сочетание этих форм работы дало те результаты, которыми мы гордимся.
Поначалу ПО были очень рыхлыми. Но постепенно они приобретали все большую внятность. Внутри ПО сформировалось ядро активистов. Активистами не назначают, ими становятся по доброй воле те «сутевцы», которые де-факто переводят свою деятельность на профессиональные рельсы. Ленин говорил: «Дайте нам организацию профессиональных революционеров — и мы перевернем Россию».
Переход на профессиональные рельсы не имеет ничего общего с получением зарплаты. Он означает определенный подход к общественно-политической деятельности. Переходя де-факто на профессиональные рельсы, активист посвящает этой деятельности фактически все свободное время, он обучается деятельности, берет на себя определенные обязательства, начинает осуществлять деятельность планомерно, последовательно, продуманно — то есть РЕГУЛЯРНО.
Иногда на эти рельсы переходит отдельный активист. Но чаще это одновременно осуществляет группа активистов, уже поработавших в ПО. В этом случае активисты естественным образом делят обязанности, согласуют деятельность, координируют ее, создают те или иные формы управления деятельностью. То есть то, без чего регулярная деятельность невозможна.
Осуществляя все это, активист не противопоставляет себя всем остальным «сутевцам». Ведь все «сутевцы» понимают, что кто-то должен брать на себя эти функции. Понимают они и то, что каждый из них может стать активистом, по доброй воле взвалив на себя определенную ношу.
В любой общественно-политической организации всегда происходит разделение на ядро и периферию (а точнее даже — периферии), то есть на соратников, сторонников, сочувствующих и так далее. Гармонизация отношений между теми, кто сам себе определил одну из этих ролей, — важнейшая задача организации.
Группы активистов сложились уже давно. И уже давно они, осуществляя деятельность, принимают коллективные решения, избирают координаторов, договариваются о том, кто именно осуществляет тот или иной вид работ, анализируют ошибки, планируют будущую деятельность и так далее.
Региональные школы, проведенные Политическим центром в Приморье, Сибири, на Урале, в Поволжье и в Петербурге, показали, что одним из самых актуальных вопросов является вопрос о том, кто именно является активистом, то есть кто именно участвует в принятии решений, в выборах координаторов, планировании деятельности, анализе ошибок и так далее.
Ведь все понимают, что в этих выборах не могут участвовать люди, случайно заглянувшие на огонек. Что выбирать координатора должны именно активисты. Но кто является активистом? Какими ПРИНЦИПАМИ должны руководствоваться местные активы, принимая «сутевцев» в свои ряды и исключая их из актива? Ведь тут не может быть места произволу. Вместе с тем, регулярная деятельность невозможна без осуществления процедуры принятия новых членов в актив, исключения из актива тех, кто разрушает коллективную деятельность.
Ничуть не менее важны и НОРМЫ, на основе которых функционируют местные активы. Как сочетаются централизм и демократия? Как разрешаются противоречия, неизбежно возникающие при любой регулярной деятельности?
Первичные организации справедливо исходили из того, что должен быть дан единый ответ на вопрос о нормах и принципах. Что тут нет места местничеству, вкусовщине. Именно поэтому были проведены многочасовые мозговые штурмы в разных регионах России. Эти штурмы активисты проводили вместе с С. Кургиняном и представителями Политического центра.
Перед тем как изложить «сутевцам» результаты, предъявить нормы и принципы, на основе которых возможно построение сначала регулярных первичных организаций «Сути времени» (РПО СВ), а затем и регулярной общероссийской организации «Суть времени» (РОО СВ), мы еще и еще раз подчеркнем, что ВКСВ по-прежнему является базовой структурой «Сути времени». Что создание РПО СВ — это закрепление и оформление того живого процесса, который идет в давно существующих первичных организациях. Что двери для новых членов регулярных первичных организаций всегда открыты. Что ПРИНЦИП ГАРМОНИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОРАТНИКОВ, СТОРОННИКОВ И СОЧУВСТВУЮЩИХ — ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
И наконец, что «сутевец», который МНОГО и РЕГУЛЯРНО трудится на информационной ниве (создает фильмы, ролики, ведет пропаганду, контрпропаганду, модерирует сайты, ведет блоги, участвует в издании книг и газет и так далее), является таким же активистом, как и человек, который МНОГО и РЕГУЛЯРНО работает, организуя митинги, пикеты и другие мероприятия, требующие личного присутствия в определенном месте в определенное время.
Мы восхищаемся деятельностью «сутевцев», ведущих подвижническую работу на информационной ниве, но не имеющих по состоянию здоровья возможности постоянно участвовать в митингах и пикетах. Такие «сутевцы» для нас, конечно же, являются активистами в высшем смысле этого слова. Мы с глубоким уважением относимся к подвижнической деятельности «сутевцев», которые так работают, проживая в других странах и даже на других континентах. Они для нас — такие же активисты. Ибо определяющим является именно решение отдавать деятельности «Сути времени» все силы и время, вести эту деятельность ответственно, эффективно и регулярно. Это и только это.
Однако подвижническая деятельность людей, имеющих серьезные медицинские ограничения, и людей, находящихся далеко от России, — относится к исключениям из правил. Оговорив эти исключения, мы переходим к изложению правил. То есть к тому, как именно мы должны в 2013 году дооформить наши РЕГУЛЯРНЫЕ (и именно регулярные!) ПЕРВИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Жизнь требует от нас этого. Это вытекает из поставленных нами перед собой задач. И мы с намеченного пути не сойдем.
По существу, мы здесь обсуждаем проблему членства в партии и методов осуществления партийной деятельности. Подчеркиваем — именно по существу. Партия — лишь одна из форм осуществления общественно-политической деятельности. Те же «Братья-мусульмане», очень эффективно ведущие политическую деятельность сразу в ряде стран, не являются, как мы знаем, партией. При необходимости они создают партии, но являются чем-то большим.
Не проводя никаких идеологических параллелей между нами и этой организацией, обращаем внимание «сутевцев» на то, что какие-то, пусть очень условные, параллели все же существуют.
Одна из параллелей: «Братья-мусульмане» стремятся снова собрать распавшийся халифат, а мы стремимся собрать Советский Союз.
Другая параллель: «Братья-мусульмане» очень много занимаются гражданской социальной деятельностью.
Никоим образом не абсолютизируя эти параллели, мы всего лишь обращаем внимание «сутевцев» на то, что партия в XXI веке не является высшей формой осуществления общественно-политической деятельности. А значит, адресация к членству в партии, к нормам партийной жизни важна прежде всего потому, что именно эти вопросы обсуждались на судьбоносном II Съезде РСДРП, привели к созданию РСДРП(б) и всему, что за этим последовало. А эти параллели являются для нас намного более важными, нежели параллели с «Братьями-мусульманами».
Мы уже подчеркивали, что проводя подобные параллели, необходимо быть крайне скромными. Что «Искра» породила великие исторические деяния. И, проводя параллель между нею и газетой «Сутью времени», мы всего лишь оговариваем, что являемся не обычной газетой, а газетой, предназначенной для решения отнюдь не только классических масс-медийных задач. То же самое — с вопросом о членстве в партии и нормах партийной жизни.
Как мы знаем, именно вопрос о членстве в РСДРП расколол в 1903 году РСДРП на меньшевиков и большевиков. Благодаря «Искре» Ленин добился солидарности делегатов II Съезда РСДРП по основным программным вопросам, но при обсуждении уставных положений, определяющих членство в РСДРП, натолкнулся на огромные препятствия. Проявив максимализм в этом вопросе, Ленин построил именно ту организацию, которая затем сумела осуществить великие исторические деяния.
Нам никакие расколы по этому вопросу не грозят. Потому что на протяжении последних нескольких месяцев во всех мозговых штурмах, проведенных нами, говорилось об одном и том же. О том, что нужны жесткие, внятные и именно разумно максималистские нормы и принципы, позволяющие полноценно работать регулярным первичным организациям (РПО СВ). И полноценно строить общероссийскую регулярную организацию (РОО СВ).
Активисты «Сути времени» категорически настаивали на том, что они действительно хотят крупных исторических свершений и понимают, насколько трудно будет осуществить оные.
Что гибкость норм и принципов, положенных в основу ВКСВ, и жесткость норм и принципов, положенных в основу РОО СВ, прекрасно будут дополнять друг друга.
Что никто не собирается умалять значение ВКСВ.
Что регулярные первичные организации в рамках ВКСВ уже сложились.
Что весь вопрос в том, как именно они будут функционировать и развиваться. То есть каковы будут нормы и принципы, положенные в основу их функционирования и их развития.
Что не чей-то произвол, а твердые и понятные нормы и принципы должны регулировать все, что касается вопроса о членстве сначала в РПО СВ, а потом и в постепенно выкристаллизовывающейся на этой основе РОО СВ.
Мы предлагаем те нормы и принципы, которые уже были обсуждены на региональных школах. И подчеркиваем, что эти нормы и принципы на всех школах были поддержаны даже не большинством участников, а именно единогласно. Мы будем и далее проводить региональные школы. И наконец, на летней общероссийской школе мы не просто вернемся к этому вопросу, а придадим ему совершенно новое качество. В существенной степени наш новый политический год будет посвящен именно этому.
Мы дооформим регулярные первичные организации. Мы создадим сильный учебный центр. Мы обеспечим за счет этого новое качество нашего политического актива.
Все произойдет именно так, как это было заявлено в цикле передач «Суть времени». Мы неуклонно идем по выбранному пути. Для кого-то он оказывается слишком тяжел, но таких немного. По пути к нам присоединяются новые «сутевцы». А главное — те, кто уже прошел часть пути, становятся другими. Во всем этом — залог того, что нам и впрямь суждено сыграть существенную роль в судьбе Отечества нашего, а значит, и в мировой судьбе.
Новый шаг на нашем пути предполагает четкое описание тех норм, сообразно которым должны жить наши регулярные первичные организации, и тех принципов, в соответствии с которыми следует принимать новых членов в РЕГУЛЯРНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ.
Давайте вместе сделаем этот шаг.
Часть II. Нормы, на основе которых осуществляется функционирование и развитие регулярной организации
В основе всех норм, обеспечивающих правильное функционирование и развитие нашей строящейся регулярной организации, — демократический централизм. Именно демократический. И именно централизм. Мы не имеем права допустить разброда и шатаний. Но принцип обратной связи между первичными организациями и Центром тоже носит для нас неотменяемый характер. В силу этого необходимо введение следующих норм, которые являются достаточно очевидными и, тем не менее, должны быть сформулированы и должны неукоснительно соблюдаться.
Первая норма. Решения по осуществлению конкретных действий регулярной первичной организации «Суть времени» (РПО СВ), выбору руководства, вопросам управления и другим жизненно важным вопросам принимают члены РПО СВ.
Вторая норма. Каждый член РПО СВ имеет один голос.
Третья норма. Решения принимаются открытым голосованием в условиях кворума, то есть при участии в голосовании более двух третей членов РПО СВ.
Четвертая норма. Принимаемые решения обязательны для всех членов РПО СВ.
Пятая норма. Все члены РПО СВ могут свободно дискутировать вплоть до принятия решения. После принятия решения — меньшинство подчиняется большинству.
Шестая норма. Те, кто оказался в меньшинстве, не только не имеют права уклоняться от работы по осуществлению решений, принятых большинством. Напротив, по этическим и иным соображениям именно они должны находиться в первых рядах, осуществляя принятые решения. Ведь в противном случае они могут быть неверно поняты, что приведет к разрушению товарищеской атмосферы, являющейся основой деятельности каждой регулярной первичной организации «сутевцев».
В свою очередь, большинство не имеет права упрекать своих товарищей, оказавшихся в меньшинстве, в том, что они развернули дискуссию по важному и неочевидному вопросу, касающемуся жизни первичной организации.
Седьмая норма. Никаких привилегий при принятии решений не имеет ни один из членов РПО СВ.
Восьмая норма. Каждое решение РПО СВ утверждается Политическим центром (ПЦ).
Девятая норма.При численности РПО СВ свыше 30 человек возможно создание из членов одной РПО СВ двух РПО СВ (решение о создание новых РПО СВ должно быть утверждено Политическим центром).
Десятая норма. Раскол (то есть разделение по причинам «несовместимости» членов РПО по любым основаниям: идеологическим, политическим, стилевым, характерологическим и пр.) РПО СВ категорически запрещен. Не может быть на одной территории двух РПО СВ, находящихся в конфликте друг с другом, как не может быть в одной РПО СВ двух групп, категорически не приемлющих взгляды друг друга. При угрозе раскола Политический центр обязан принять самые жесткие меры для обеспечения единства регулярной первичной организации.
Часть III. Принципы, на основе которых осуществляется принятие в регулярную первичную организацию
Первоначальный список членов каждой РПО СВ формируется уже сложившимся в каждой первичной организации кругом активистов, в соответствии с желанием активистов и на основе обсуждения их личностных и деловых качеств, проявленных за время работы в ВКСВ, их соответствия принципам и нормам СВ. Созданный первоначальный список членов РПО СВ должен быть утвержден Политическим центром.
Членом РПО СВ можно стать, проявив на деле верность определенным принципам. Поскольку эти принципы отнюдь не сводятся к элементарной активности, то проверка на верность этим принципам осуществляется следующим образом. Кандидат проходит соответствующую подготовку в первичной организации, демонстрирует свои качества самоотверженного и скромного активиста, рекомендуется первичной организацией, и после этого развернуто анкетируется и проходит собеседование в Политическом центре.
Без рекомендации первичной организации стать членом регулярной организации нельзя. Решение о рекомендации РПО, данной конкретному активисту, должно быть принято не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов РПО, о чем составляется (и затем отсылается в Политический центр) специальный протокол, который подписывают все члены РПО, проголосовавшие «за». Член РПО, подавший голос за рекомендацию активиста, считается с этого момента его рекомендателем и несет за него персональную ответственность.
Равно невозможно стать членом РПО СВ без прохождения собеседования в Политическом центре. Именно в этом — сочетание централизма и демократии.
Принципы, на соответствие которым проверяется кандидат, таковы.
Принцип №1. Постоянная активная работа в организации
В РПО СВ может быть принят только тот, кто как минимум в течение шести месяцев постоянно и активно участвует в работе организации.
Что же входит в понятие «постоянное активное участие в работе организации»? Начнем с присутствия на больших общефедеральных мобилизационных мероприятиях. Все мы понимаем, насколько важно это присутствие. Понимаем мы и другое. Что для членов организации, проживающих крайне далеко от Москвы и не имеющих материальных возможностей для приезда в столицу, должны быть сделаны некоторые, не слишком кардинальные, послабления. Они же должны быть сделаны и для тех, кто имеет крайне весомые основания для неучастия в данных мероприятиях (состояние здоровья, например: у нас есть блестящие активисты, скованные в том, что касается переезда с одного места на другое и физических нагрузок).
Регулярная первичная организация имеет право вынести решение о том, что данное лицо, принимаемое в организацию, отсутствовало на общефедеральном мероприятии по крайне уважительной причине. Но расширительное толкование такой причины недопустимо.
И уже совсем недопустимы ссылки на подобные причины в случае, если речь идет об активном участии в мероприятиях РПО СВ по месту жительства. Неучастие в подобных мероприятиях в течение длительного срока без наличия не просто уважительных, а исключительных причин (причем причин, чья исключительность признается не менее чем двумя третями, то есть абсолютным большинством членов РПО) приводит к потере членства в РПО СВ.
Принцип №2. Идейная зрелость
Членом РПО СВ может стать только тот, кто проявляет идейную зрелость. Как нельзя было стать членом РСДРП, не понимая и не разделяя идей марксизма, так нельзя стать членом РПО СВ, не понимая и не разделяя идей, изложенных в книге «Суть времени», не врастая глубоко и серьезно в те идеи (и даже в то смысловое поле), на основе которых создана наша организация. Для вхождения в РПО СВ необходимо и осознание, и принятие основополагающих идей СССР 2.0, коммунизма 2.0 и так далее. Все эти основные идеи сформулированы в работах, положенных в фундамент нашей организации («Суть времени», «Манифест», «Школа сути», «Исав и Иаков», «Актуальный архив», «Смысл игры»).
Принцип №3. Историческое достоинство
Членом РПО СВ может стать только тот, кто обладает историческим достоинством и готов отстаивать его. И для светских, и для религиозных людей существует этос — священное содержание своей истории, драгоценный покров, сплетенный из мук и свершений, из подвигов и ошибок. Это — высший смысл, историческая миссия, историческая судьба. Нет этого — нет народа, нет государства.
Принцип исторического достоинства мы распространяем на всю историю России — как советскую, так и досоветскую. Но поскольку нынешний образ жизни во многом основан на отрицании именно советских завоеваний и ценностей, то для членства в РПО СВ необходима мужественная готовность отстаивать эти ценности. А также хотя бы минимальная компетенция в этом вопросе.
Круг минимальной компетенции очерчивается передачами «Суд времени» и «Исторический процесс». Мы не требуем от человека, вступающего в РПО СВ, безудержной апологетики советского периода, равно как и других периодов жизни нашего Отечества. Но без готовности отстаивать величие нашей истории, единство нашей истории, трагическое благородство нашей исторической судьбы, — стать членом РПО СВ нельзя.
Религиозность никоим образом не является препятствием для членства в РПО СВ. Но эта религиозность не должна сочетаться с ненавидяще-негативным отношением к нашей истории. Как советской, так и досоветской. Мы не принимаем тех, кто на основе ложного понимания классического православия проклинает советскую историю. Но мы не принимаем и тех, кто на основе язычества отрицает православный период истории. Или на основе староверчества отрицает имперский, послепетровский период.
Мы допускаем критику всех периодов нашей истории. Но мы не допускаем неуважительного отношения к любому из периодов. Мы гордимся всей своей историей — и не хотим видеть в своих рядах тех, кто этой гордости не разделяет, даже если это относится хоть к одному из периодов. Не может быть патриотом и державником тот, кто не имеет исторического достоинства.
Настаивая на том, что мы патриоты и державники, мы не можем этим ограничиться. И потому говорим об историческом достоинстве как о чем-то большем. Ведь порой патриотами и державниками называют себя люди, которые неудержимо проклинают советский период, не понимая, что, присваивая этому периоду статус «черной дыры», они признают неполноценность своего народа и необходимость внешнего управления.
Принцип №4. Неприятие регресса
От кандидата требуется не просто несогласие с нынешней политикой. Это, конечно, необходимо. Но этого недостаточно. Есть много людей, которые говорят, что они не согласны с этой политикой, и не определяют до конца, с чем именно они не согласны. Такие люди не готовы к тому, чтобы стать членами нашей регулярной организации. Для вхождения в члены нашей регулярной организации необходимо глубокое осознание того, что нынешняя жизнь — это движение в потоке деградации. Это отчуждение от всего, что ты считаешь благом. Это «жизнь наизнанку», инволюция, регресс. Может быть, плывя по этому течению, ты можешь воспользоваться теми или иными материальными возможностями, но ты не будешь счастлив. Ты не обретешь подлинно человеческого бытия.
И наконец, нужно осознавать, что поток ЭТОЙ жизни волочет страну к катастрофе. Все аналогии условны. Но в каком-то смысле «сутевец», входящий в регулярную организацию, должен относиться к окружающей его жизни так, как ранний христианин относился к жизни позднего Рима.
Это отношение должно быть твердым, внутренне органичным, серьезным. Мы спрашиваем тех, кто хочет вступить в нашу организацию: а вы хотите того успеха, который предлагает нынешняя жизнь? Он для вас соблазнителен? Вы протестуете против наличествующего только потому, что вам не достался жирный кусок? Тогда идите в другие организации.
Мы этот порядок вещей, весь порядок в целом, не приемлем — не потому, что нам нет места на этом «празднике жизни», а потому что нам этот порядок вещей отвратителен. Мы считаем подобный подход принципиально важным. В это нельзя играть. Это надо ощутить в себе — и тогда входить в ряды нашей регулярной организации. Кстати, большинство выступающих на региональных школах говорит именно об этом. Так что мы данный принцип не конструируем — мы извлекаем его из той реальности «Сути времени», которая уже сформировалась.
Мы исходим из того, что наше нынешнее бытие глубочайшим образом повреждено. Что без исправления этих повреждений Россия погибнет. Однако данный подход не имеет ничего общего с пренебрежительным отношением к нынешнему государству.
В РПО СВ не могут входить люди, именующие нынешнюю Россию «эрэфией» и призывающие к ее распаду. Единство и неделимость нынешней России — для нас неотъемлемое условие восстановления ее величия в будущем.
Принцип №5. Политическая зрелость
Член РПО СВ должен проявить минимальную осведомленность в том, что касается политической жизни страны и мира. А также своего региона. Он должен знать, какое место занимает его организация на политической карте, как она строит отношения с другими организациями. Членство в РПО СВ несовместимо с политической наивностью, дезориентированностью, безграмотностью. Никто не собирается завышать требования на начальном периоде, ибо в дальнейшем предстоит интенсивное обучение. Но определенный политический минимум уже должен быть освоен, хотя бы в объеме передачи «Смысл игры».
Принцип №6. Соборность
Хотя это слово слишком часто использовали всуе, мы считаем необходимым его использовать, заполнив очень конкретным содержанием. Говоря «соборность», мы имеем в виду коллективизм, альтруизм, трудолюбие, скромность. Это и только это. Наличие этих качеств у человека, вступающего в организацию, могут оценить только члены первичной организации, работающие с ним плечом к плечу в течение долгого времени. Необходимо подчеркнуть, что в нашей организации плечом к плечу работают атеисты и верующие. И потому принцип соборности не может трактоваться сугубо религиозно. Но как же он должен трактоваться тогда? Кто может быть авторитетом, дающим необходимую нам трактовку?
Великий русский режиссер Станиславский писал: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Именно это мы и вводим в понятие «соборность»! Заменяя, конечно же, искусство, которое было общим делом для Станиславского, нашим ПОЛИТИЧЕСКИМ общим делом. Но не зря Станиславский говорил, что Художественный театр — это его служение России. «Суть времени» для нас — это наше служение России. России, а не себе.
Тот, кто слишком любит себя и недостаточно любит наше общее дело, не должен быть членом регулярной организации. Подчеркнем еще раз — вердикт по этому вопросу выносит именно первичная организация. Обращение к политическому центру тут никоим образом не является нормой. Но в качестве крайнего случая оно допустимо. И, тем не менее, решение первичной организации в этом вопросе абсолютно приоритетно.
Принцип №7. Нестяжательство
Членом регулярной организации «Суть времени» не может быть человек, подверженный всему тому, что Ленин называл «комчванством». Интриганство, высокомерие по отношению к товарищам, упоение властью — все это должно быть вырвано с корнем еще до того, как активно работающий «сутевец» вступает в регулярную организацию. Скромность и трудолюбие — это то, чего мы требуем от всех наших товарищей. Но мы особо требуем этого от тех, кто выдвигается даже на самые скромные руководящие позиции.
В противовес «комчванству» мы выдвигаем нестяжательство, оно же принцип подвижничества, то есть готовности к самоотверженному исполнению любой, самой черновой работы. Белоручкам у нас не место. Равно как и лицам, стремящимся сосредоточиться исключительно на руководящей работе и утверждающим, что в этом состоит их подлинное призвание. Уважая организационно-административный талант, мы будем всячески искоренять властолюбие и спесь из жизни нашей регулярной организации.
Принцип №8. «Ни элитариев, ни плебеев»
Для нас крайне важны братство и равенство. Поскольку речь по определению идет о братстве и равенстве людей, обладающих разными материальными возможностями, то мы считаем необходимым категорически исходить из того, что материальные возможности не являются для нас ничем. Мы не реагируем позитивно на наличие этих возможностей у члена нашей организации. Мы не реагируем негативно на отсутствие этих возможностей. Но и противоположная логика нами тоже отвергается. Человек, имеющий материальные возможности, может входить в организацию ровно на тех же основаниях, что и человек, их лишенный.
То же самое касается и иных возможностей. Люди, обладающие разными нематериальными капиталами (как образовательными, так и иными), — равны, коль скоро они переступают порог нашей организации. Регулярная организация «Сути времени» не башня из слоновой кости, не высоколобый интеллектуальный клуб, не сообщество преуспевающих людей, от пресыщенности возмечтавших о коммунизме.
На первоначальном этапе некоторые «сутевцы» (иных уж нет, а те далече) восхищались: «Надо же, приезжают люди на дорогих машинах и страстно обсуждают коммунизм!» Но то, что можно терпеть в пределах виртуальной организации, категорическим образом неприемлемо в организации регулярной. Нам абсолютно наплевать на то, кто в каких машинах приезжает. Для нас любой «сутевец» дорог тем, что он делает. Мы исключаем не только социальную, но и интеллектуальную спесь. Человек без высшего образования для «Сути времени» так же дорог, как доктор наук.
Мы ориентируемся на скудность материальной жизни членов нашей организации. Но мы не дискредитируем тех, кто живет иначе. Просто они должны подчиниться общей логике нашей жизни.
Категорически отвергая элитарную высокомерность разного рода, мы столь же категорично отрицаем и высокомерность обратную, плебейскую. Мы раскрываем объятия людям, не получившим образования, но желающим учиться. Но те, кто держится за необразованность, не должны быть членами нашей организации.
Мы изгоним из своих рядов любого, кто заикнется на тему об «анчоусах» или «лузерах». Но тем, кто станет разыскивать в наших рядах «буржуев», тоже у нас не место. Социальная спесь наизнанку — это то, что мы не можем допустить в наши ряды. Это же касается и интеллектуальной спеси наизнанку. Человек может быть необразованным. Но в этом случае он должен стремиться получить образование. Так, как стремился к этому рабочий Павел Власов, герой романа Горького «Мать».
Наша страна оказалась предана своей интеллигенцией. Но без интеллигенции борьба с врагом Отечества невозможна. А значит, нам нужна новая интеллигенция. Она будет создана — сколь бы ни были велики необходимые для этого усилия.
Но это категорически исключает нытье, капризы, апелляцию к чрезмерной сложности рассматриваемых идей. Враг победил, сделав ставку на сложность. Он и дальше будет побеждать, если мы не окажемся более вооруженными, нежели он. Ставка на простоту, сделанная коммунистической номенклатурой, оказалась бита. И мы за это заплатили позором распада СССР, невероятными лишениями, унижениями постсоветского периода.
В народе говорят, простота хуже воровства. Презирая кривляния рафинированных интеллигентов, пустые умствования, болтовню, выдаваемую за игру ума, интеллектуальное высокомерие, — мы с глубочайшим уважением относимся к подлинному знанию о мире. Мы рассматриваем это знание как оружие. И мы намерены и создавать это оружие, и овладевать им ради победы в войне. Пусть об этом помнит каждый вступающий в нашу регулярную организацию. «Учиться, учиться и учиться» — тот, кто настроен иначе, не перешагнет порога нашего Дома.
Принцип №9. Культ труда
Мы уже вспоминали Станиславского, одного из мудрейших людей Отечества нашего, когда говорили о том, что надо любить дело больше, чем себя. И к самому себе относиться, исходя из любви к делу. Пусть вступающий в регулярную организацию вдумается, перед тем как принять решение, в то, как именно отвечал Станиславский тем, кто спрашивал: «Сумеете ли вы меня научить?» Он отвечал: «Научить нельзя. Научиться можно». Пусть от нас не ждут волшебных рецептов. Мы дадим те знания, которые изменят человека, подымут его на новую ступень, вооружив его для борьбы. Но платой за эти знания будет страстный самоотверженный труд. Только он творит чудеса. Он — и ничто другое.
В нынешней российской действительности, проникнутой презрением к труду, «Суть времени» строит себя как регулярную организацию, исходя из метафизической веры во всесилие такого товарищеского, умного, братского, самоотверженного труда. Опираясь на него — все овладеют наукой побеждать. Но мы не будем этому учить. Мы будем помогать этому научиться. И это важнейший принцип деятельности нашей регулярной организации.
Принцип №10. Катакомбность
Катакомбность не имеет никакого отношения к сектантству, уходу в леса, к ориентации на внутреннюю изоляцию и эмиграцию. Но мы твердо знаем, что враг делает ставку на соединение негативного — поврежденного регрессом — сознания с негативным же социальным бытием.
При вступлении в нашу организацию следует отряхнуть с ног своих прах этого негативного социального бытия. С его криминальностью, зацикленностью на себе, небрежностью, неряшливостью, дезорганизованностью и прочими антисоциальными проявлениями. Если идеалы «Сути времени» зажгли ум и сердце, породив позитивное сознание, то пусть они вступят в прочнейшую связь с позитивным социальным бытием, с нормами советского и досоветского коллективизма, порядочности, самоотверженности, товарищества. С той человечностью, которую враг стремится у нас отнять.
Далеко не только в монастырях настойчиво говорят об этом. «Священнодействуй — или убирайся вон», — говорили создатели МХАТа, поразившего весь мир новым уровнем знаний о человеке. Знаний, воплощенных в новую великую образность. Этот принцип справедлив для любого по-настоящему крупного проекта. Проекта, осуществляемого людьми, которые понимают, как легко все обрушить, не соблюдая высоких норм человеческого общежития.
Мир гибнет из-за мелочей, говорил Чехов. Пусть те, кто вступает в регулярную организацию, знают, что им придется отряхнуть с ног своих прах всех этих мелочей. Отказаться и от негативного сознания, насажденного врагом в мозги наших соотечественников, и от той социальной негативности, которую враг посеял в нашу реальную жизнь.
Высшей формой такого отказа является орден. Но до ордена еще далеко. Именно потому мы ссылаемся на гораздо более скромные нормы и принципы. Но их мы твердо намерены реализовать в своей общественно-политической практике.
Принцип №11. Стратегическая бескомпромиссность
Абсолютным врагом для «Сути времени» являются внешние силы, посягающие на целостность и независимость нашей Родины, и их «пятая колонна» в России. Наша оппозиционность — жестко задана именно этой «рамкой бескомпромиссности». Не отрицая частные компромиссы и ситуационные союзы в целом, мы отвергаем их, коль скоро речь идет о врагах России.
Лица, заявляющие, что Россия должна быть расчленена при участии и под давлением внешних сил, — наши абсолютные враги. Мы никогда не будем заключать с ними союз, даже если они будут проявлять оппозиционность в тех или иных вопросах. Из того, что власть осуществляет неприемлемый для нас курс, не вытекает возможности объединяться с такими силами. А также с теми, кто станет тяготеть к подобному объединению под разными предлогами.
Демагоги и провокаторы говорят о том, что большевики заключали союз против царя с иноземцами, боролись за поражение России, содействовали ее разрушению, не чурались никаких союзов и так далее.
Во-первых, это не так.
Во-вторых, если бы это было так, то мы осудили бы это.
И, в-третьих, «теперича не то, что давеча». Нынешняя глобальная ситуация не позволяет нам ни на йоту отступить от великого якобинского принципа, согласно которому борьба с роялистами (то есть идейными внутренними врагами) не отменяет борьбы с иноземцами и сепаратистами (то есть врагами внешними).
На компромисс с врагом Отчизны мы никогда не пойдем. И каждый, кто встанет в этом вопросе на иную позицию, будет исключен из нашей организации — не только регулярной, но и виртуальной.
Этот же принцип бескомпромиссности справедлив и по отношению к «коллективному Сванидзе», то есть к осквернителям нашей истории. В вопросе об оценке истории мы будем сочетать трезвость с бескомпромиссностью. То есть не будем закатывать истерик по поводу безупречности всего, что было. Но, добиваясь правды, отстаивая ее, чтя ее, — мы будем верны своим предкам, положившим голову за Отечество, верны своей великой, трагической исторической судьбе.
Принцип №12. Особая святость Великой Отечественной войны
Мы долго и тщательно обсуждали все, что связано с метафизикой. Символ нашего движения — Солдат-Победитель. Великую Отечественную войну мы рассматриваем как войну метафизическую, священную войну со зловещими темными силами. Предателей (Власова, Краснова, полицаев и пр.) — именно как прислужников Тьмы.
Мы обращаемся к «сутевцам», призывая их доформировывать в 2013 году регулярные первичные организации, принимая в них только тех, кто на деле докажет свою верность изложенным выше принципам.
С Новым политическим годом, товарищи! До встречи в СССР!