Нужна связь школы, высшей школы и академической науки

Здравствуйте, товарищи! Я работаю в РАН, но помимо этой работы, я также преподаю в московском Физтехе. Я считаю эту деятельность очень важной, поскольку нормальное развитие, успешное развитие науки и научной деятельности невозможно без привлечения молодых кадров в науку, без воспитания и обучения молодежи. Сейчас реформируют не только РАН, но и систему образования, и эти процессы идут вместе и согласованно. Нам предлагают фактически ликвидировать Академию как организацию, которая способна принимать решения, которая обладает полномочиями по определению развития науки и научной деятельности. А вместо этого науку предлагают делать в университетах. Под эту идею уже проведены программы придания ряду вузов статуса научно-исследовательских университетов — как раз по тому самому образцу, как это реализовано в Штатах. Однако такие реформы противоречат всему опыту развития и организации науки, который имел место в нашей стране.

Очень важна связь школы, высшей школы и академической науки. Один из примеров решения этой задачи, обеспечения этой связи я могу привести — это система Физтеха, которая реализовывалась в МФТИ. МФТИ был создан в середине XX века для решения как раз тех самых задач развития, прежде всего, конечно, индустриального, но и научного. Система Физтеха представляет собой примерно следующее. Студенты первые 3 года получают фундаментальное базовое образование, начиная с 4-го курса посещают базовые кафедры. Базовые кафедры — это кафедры, которые локализованы в институтах Академии, находящихся в Москве и Московской области. Придя на такую базу, студент уже не только слушает лекции по некой своей специализации, но и прикрепляется к лаборатории. То есть постепенно вовлекается в актуальную научную деятельность, и к концу обучения, после 6-го курса, он может продолжить работу в лаборатории, уже имея некоторый задел. Такая система в советское время показала высокую свою эффективность, и на нее ориентировались в том числе и за границей. Сейчас же, с ликвидацией Академии, фактически будет также нанесен удар и по этой системе. То есть фактически ликвидируется не только Академия, но и разрушается один из эффективных каналов, по которому молодежь может приходить в науку. Поэтому я обращаюсь не только к научному сообществу, к людям, которые заняты в науке, но и к тем, кто работает в высшей школе, системе высшего образования. Без объединения усилий в противодействии этой реформе успеха не достичь. Только общими усилиями мы сможем победить. Спасибо за внимание.

Сергей Кургинян:

Либо все вместе, либо каждого по очереди будут ломать, и будете тогда сидеть у обломков всего,

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Мы хотим быть этими промотавшимися отцами или нет?

Митинг: Нет!