С «уходом государства» с Дальнего Востока очередной шанс появится у местного криминалитета, а также у сепаратистов из региональной элиты. Только все эти шансы будут довольно скоро сведены к нулю нарастающей с каждым годом экономической экспансией Китая

О сепаратистских тенденциях на Дальнем Востоке

Незначительная часть наших соотечественников, поддержавшая Евромайдан и все дальнейшие преступные действия киевской хунты, восприняла трагические события на Украине как сигнал для реализации своих сепаратистских проектов в России. В предыдущей статье мы уже начали рассматривать подобные случаи на Дальнем Востоке. Продолжим этот анализ, так как речь идет об очень глубоких процессах, затрагивающих местную элиту.

Во время белоленточных акций 2011–2012 годов во многих российских регионах наметился союз между КПРФ и молодежными организациями коммунистов — с одной стороны и либеральной внесистемной оппозицией и националистами — с другой. Такой «политический расклад сил», угрожающий серьезной дестабилизацией в стране, был зафиксирован и на Дальнем Востоке.

Например, 4 февраля 2012 года в Хабаровске прошел белоленточный митинг «За честные выборы!», в котором приняли участие КПРФ, «Союз коммунистической молодежи» (СКМ), «Справедливая Россия», партия «РПР-ПАРНАС», сторонники «Гражданской платформы», местные националисты и члены учрежденной месяцем позже сепаратистской организации «Дальневосточная Альтернатива». Главные лозунги протестной акции: «Правительство Путина — в отставку!», «Фальсификаторов выборов к ответу!», «Россия без Путина!».

Обратим внимание на то, что белоленточники выстроили тогда вокруг мифа о «массовых фальсификациях на выборах» целую протестную кампанию в российских регионах. И тогда же сформировались устойчивые связи между оппозиционными партиями и движениями разной идеологической направленности и с разным видением будущего России.

Так, 23 марта 2013 года на митинге в Хабаровске, организованном КПРФ и СКМ «против повышения тарифов ЖКХ», присутствовали сторонники Дальневосточной Республики (ДВР) со своим флагом и лозунгами «Хватит кормить Чечню и Москву», «Независимость Дальнему Востоку».

Интересен комментарий 1-го секретаря СКМ Д. Нечаевой относительно наличия на «коммунистическом митинге» сепаратистской атрибутики: «...Есть один человек с плакатом за независимость Дальнего Востока. Его мы, правда, не приглашали, это не наша инициатива, но раз полиция не реагирует, то и мы не считаем нужным это делать».

То, что сотрудники правоохранительных органов не среагировали на появление на публичном мероприятии сепаратистских лозунгов, — это, конечно, очень странно. Но не менее странным является и то, что местные «комсомольцы» допускают на свои митинги членов «Дальневосточной Альтернативы», выступающих за «отделение Дальнего Востока». На самом деле, СКМ устраивает совместные акции с националистами из хабаровской региональной организации Этнополитическое объединение «Русские», заявляющими о необходимости «создать Русское национальное государство» с упорством, заслуживающим лучшего применения.

Так что местная КПРФ уже не контролирует свою молодежь? Или коммунисты хотят очередного развала страны?

О членах общественно-политического движения «Дальневосточная Альтернатива» (ДВА), являющихся сторонниками ДВР, мы рассказывали в предыдущей статье.

При этом, необходимо подчеркнуть, что лозунги, выдвигаемые ДВА, уже давно популярны и имеют негласную поддержку не только у местной оппозиции, но и среди части региональной управленческой элиты.

Обратим внимание на то, что один из лидеров ДВА Д. Ковальчук не раз с большой симпатией отзывался о бывшем хабаровском губернаторе В. Ишаеве, руководившим краем с февраля 1991-го по апрель 2009 года. В дальнейшем В. Ишаев был назначен полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), а с мая 2012-го по август 2013-го он еще и выполнял функции министра по развитию Дальнего Востока.

Так вот, Ковальчук, мечтая весной 2013 года о своих первых шагах в случае победы на губернаторских выборах, заявил в интервью буквально следующее: «Пойду за советом к Виктору Ивановичу Ишаеву. Он человек с большим управленческим опытом и стратегическим мышлением. Поэтому его совет будет очень ценен... Все самые ценные кадры из правительства края уже ушли в аппарат полномочного представителя Президента России в ДФО и Минвостокразвития».

Такая комплиментарность лидера ДВА по отношению к «команде Ишаева», как считают некоторые эксперты, адресует к тому, что бывший губернатор Хабаровского края был в свое время сторонником ДВР. А Ковальчук является «рупором» той части дальневосточной элиты, которая поддерживает обособление региона от Москвы.

Обратимся к одной статье в газете «Хабаровский экспресс» (от 01.04.1995), написанной неким писателем-бизнесменом А. Полищуком к 75-летию «со дня рождения Дальневосточной Республики». В начале этого материала говорится о том, как органично вписалось новое «буферное» государство (ДВР, просуществовавшее с весны 1920-го по осень 1922 года) «в хозяйство стран Тихого океана» и как оно успешно развивалось. Далее, после этого пропагандистского вступления описывается уже имеющая отношение к реальности картина «деградации Дальнего Востока... за десять лет перестроечной истории России». Здесь и массовое закрытие предприятий, и рост безработицы, и миграция населения из края, и разрушение социально-экономических связей с Центром.

(Подчеркнем, что в таком бедственном положении в результате преступных «либеральных реформ» 90-х гг. оказались практически все дальние регионы России.)

Вывод автора статьи, выражающего, по мнению экспертов, интересы части региональной элиты, следующий: «Мы, дальневосточники, не нужны сегодня никому... Выход в том, чтобы сесть за круглый стол всем шести краям и областям Дальнего Востока, чтобы обсудить создание Дальневосточной республики, пока в рамках Российской Федерации. Со своим бюджетом, банком, налоговой службой, МИДом и прочее... Мы должны организовать Движение «ДВР», которое сможет объединить все наши малочисленные... партии самой разной политической ориентации».

(Обратим внимание на то, что часть этого плана и было реализовано весной 2012 года при создании «Дальневосточной Альтернативы».)

Рассмотрим теперь давнее интервью губернатора Хабаровского края В. Ишаева, опубликованное в газете «Известия» 29 ноября 1995 года: «В свое время я был не только активным борцом против создания Дальневосточной республики, но и ярым противником даже разговоров об этом. Весной 1992-го присутствовал у нас на заседании ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации Дальнего Востока (я – председатель совета) тогдашний вице-премьер В. Махарадзе. Сказал, что правительство и президент весьма обеспокоены участившимися высказываниями официальных лиц о создании Дальневосточной республики... Главы администраций дальневосточных территорий тогда искренне ответили, что мы-де занимаемся реальной экономикой... И эта сумасбродная идея выдумана политиканствующими чиновниками... Мы дружно подписали обращение к президенту, в котором заверяли, что и не помышляем об отделении от России. Минуло три года, и я с болью... должен признать, что Москва делает всё, ...чтобы оторвать от себя регионы дальней России».

Корреспондент «Известий» спрашивает: «И выход вы видите в создании Дальневосточной республики?» На это В. Ишаев отвечает: «Пожалуй, и в этом... Сепаратизм — отделение. Мы отделяться от России не помышляем. Добиваемся одного: если центр не помогает нам развивать экономику, решать социальные проблемы, пусть не мешает».

Тогда, в конце 1995 года, Москве удалось остановить регионалистские процессы в дальневосточной элите. (На это сыграла и продолжавшаяся уже почти год война с чеченскими сепаратистами. К тому же еще были свежи воспоминания о том, как российская власть пресекла попытку создания Уральской республики Э. Росселя осенью 1993-го.)

Лишь 31 августа 2013 года в рамках «плановой замены» В. Ишаев был освобожден со всех постов. Кадровые перестановки коснулись и значительной части его команды. Однако, «политиканствующие чиновники», которым по-прежнему близка идея создания ДВР, а также обсуживающие этих управленцев эксперты еще занимают в дальневосточном регионе серьезные позиции. И эти позиции позволяют им оказывать влияние на общественное мнение.

Рассмотрим, к примеру, деятельность завкафедрой философии и культурологии Тихоокеанского государственного университета, профессора и политолога Л. Бляхера. Весной 2014 года этот яркий представитель «ишаевской элиты» начал вести по хабаровскому телевидению еженедельную передачу, содержащую в себе неприкрытую пропаганду обособленческих идей. Логика построения телепередачи «История Дальнего Востока с Леонидом Бляхером» основана на достаточно спекулятивной интерпретации жизни российской провинции в постсоветское время, а также на противопоставлении «москвичей» и «дальневосточников». Вот основные тезисы одного из выступлений политолога:

Тезис № 1. В 1990-е и даже в начале 2000-х в регионе «сложились устойчивые виды деятельности (малые частные предприятия), которые кормили население».

(При этом, ведущий «забывает» рассказать про разгул криминального капитализма в России в «лихие 90-е». И Приморье здесь не было исключением. Более того, на июнь 2014 года уровень преступности в ДФО остается почти в два раза выше общероссийского. Так что, бандиты в 90-е были уж точно сыты, если, конечно, оставались живы.)

Тезис № 2. С 2008 года на Дальний Восток вместе с «федеральными ресурсами потекли толпы контролеров и нахлебников». «Дальневосточники вытесняются из экономики... и начинают покидать регион... Москвичи скупили всё, выделяемые бюджетные деньги осваивают они же, т. е. госкорпорации».

(Как-то странно, что конец «эпохи местного благоденствия» маркируется введением ограничений на ввоз в Россию поддержанных иномарок. То есть, ударом по сильно криминализованному «теневому бизнесу» приграничных регионов. Именно тогда эксперты обратили внимание на специальное разжигание в дальневосточном регионе сепаратистских настроений сторонниками ДВР, участвовавшими потом в создании общественного движения ТИГР. На самом деле, стагнация местной экономики и миграция трудовых ресурсов «на запад» начались еще в 90-е годы. И достаточно скромные федеральные ресурсы, специфически осваиваемые, в том числе и местной криминальной элитой, эту тенденцию переломить так и не смогли. По различным оценкам, с 1989-го по 2012 год население субъектов ДФО сократилось более, чем на 20 %.)

Тезис № 3. Если _«федеральные деньги просто исчезнут, ...то исчезнут и контроллеры [из Центра и тогда появится шанс у [местного] предпринимательства... Выживать придется самостоятельно... Уход государства почти никак не скажется на жизни основной массы людей... Бизнес переориентируется на страны АТР»_.

С «уходом государства» с Дальнего Востока очередной шанс действительно появится у местного криминалитета, уже сильно интегрированного в экономику и политику, а также у сепаратистов из региональной элиты. Только все эти шансы будут довольно скоро сведены к нулю нарастающей с каждым годом экономической экспансией Китая. И здесь не поможет создание «буферного государства» ДВР, за что агитируют в своих интервью политолог Л. Бляхер и другие представители «ишаевской элиты».