О задачах РВС по направлению «Образование»

28 ноября 2015 года в Новосибирске состоялось Совещание сибирских региональных отделений РВС «Задачи восстановления ценностей отечественного образования». Кроме членов РВС, на встречу были приглашены представители учительской и родительской общественности, уже присоединившиеся к этой работе после II Съезда РВС. Целью Совещания было определение содержания и способов координации дальнейших шагов, намеченных II Съездом. И, прежде всего, переход от простого осознания негодности современной системы образования к созданию широкого компетентного родительско-учительского актива, способного сформулировать и отстоять нашу альтернативную концепцию.

За время, прошедшее после Съезда, сибирские отделения РВС провели в своих регионах пресс-конференции, круглые столы, дискуссии, на которых широкую общественность знакомили с Резолюцией Съезда и мнением населения о пагубности современных тенденций в образовательной сфере (АКСИО-6). Откликнулось немало учителей и родителей, готовых присоединиться к активу организации в этой деятельности. Задача продолжения и расширения такой работы остается важнейшей и в дальнейшем.

Как подчеркнула в приветственном слове к Совещанию Председатель РВС М. Р. Мамиконян, необходимо развивать родительско-учительское движение. Для этого на базе отделений РВС необходимо организовывать клубы, семинары, рабочие группы, чтобы они привлекали вдумчивых и деятельных людей для обсуждения живых проблем, встающих перед родителями и учителями. И вместе с тем, регулярно и системно рассматривать фундаментальные вопросы педагогики, организационные решения, юридические вопросы, исторический и современный опыт образования. Результатом должно стать, помимо решения конкретных проблем, создание всероссийского актива, мыслящего в единой парадигме, способного сформулировать тезисы альтернативной Концепции отечественного образования и отстаивать их.

На Совещании был подробно рассмотрен новый манифест либерал-реформаторов, представлен доклад о советском опыте восстановления отечественного образования, прошло содержательное обсуждение проблемы восстановления трудового воспитания в школе. Предлагались примеры актуальных тем для обсуждения в клубах и конкретные задачи, решение которых на данном этапе могло бы взять на себя РВС.

Одним из примеров актуального вопроса для сегодняшней повестки дня является изучение советской школы как комплексного феномена. Подчеркивалось, что обсуждение должно строиться не в оценочном режиме (восхваление и идеализация), а для поиска адекватного решения вопроса переустройства современной системы образования.

В качестве примера практической задачи на Совещании шла речь о создании новых школьных учебников. Мы считаем, что можно не только восстановить методические требования к предлагаемым учебникам, но и, выяснив возможность создания собственной линейки учебников, перейти к этой работе. Работе непростой, но необходимой, если мы хотим повлиять на процессы в образовании, а через них и на будущее наших детей.

Президиум РВС берет на себя координацию обсуждений насущных вопросов между регионами, обмен наработанными тезисами и решениями. Сроки, намеченные Съездом, у нас сжаты, успех зависит от того, как быстро и вдумчиво мы развернем работу.

Павел Расинский, член Президиума РВС, куратор направления «Образование»