Обострение мировой «газовой войны». Часть XIV
Сообщение о готовности частных компаний Китая и Таиланда начать строительство «Тайского канала» через перешеек Кра между Андаманским морем и Южно-Китайским морем — вызвало, по понятным причинам, чрезвычайно высокий интерес мировой прессы.
Появились в прессе и некоторые подробности проекта. В частности, оказалось, что партнеры по «Тайскому каналу» выбрали не самый короткий «северный» вариант канала через наиболее узкое место перешейка Кра длиной около 50 км, а более длинный «южный» маршрут протяженностью около 100 км.
Этот вариант лучше тем, что, во-первых, может пройти через долинный проход в тянущейся вдоль перешейка Кра горной гряде недалеко от границы с Малайзией и не требует столь огромных объемов горных работ. Во-вторых, такой маршрут канала почти не затрагивает уязвимые природно-ландшафтные зоны перешейка. И позволяет надеяться на то, что не вызовет резких протестов международных экологов.
При этом газета Oriental Daily уточнила, что прокладка канала глубиной 25 м и шириной около 400 м займет не менее 10 лет, а необходимые инвестиции составят около $28 млрд.
Стало ясно, что такой канал сможет пропускать самые крупные суда с большой осадкой, и что этот альтернативный маршрут из Индийского океана в Тихий океан — почти на 1200 км короче, чем путь через предельно перегруженный Малаккский пролив. Также стало ясно, что Китай при необходимости сможет пропускать через этот канал практически весь свой газовый и нефтяной танкерный импорт, а также существенную часть своего экспортного морского грузопотока в Индийский океан.
Знаменательно, что на следующий день после сообщения Oriental Daily, 19 мая, официальный Пекин вполне демонстративно дистанцировался от проекта «Тайского канала». Представитель МИД КНР Хун Лэй на ежедневном брифинге заявил, что «официальная власть республики узнала о подписании предприятиями Китая и Таиланда меморандума о сотрудничестве по указанному проекту из прессы», и что МИД КНР «неизвестно о намерениях правительства участвовать в данном проекте». В этот же день представитель посольства КНР в Таиланде подчеркнул, что «на данный момент в исследованиях, связанных с проектом канала через перешеек Кра, или какой-либо конкретной совместной работе китайские правительственные ведомства участия не принимали».
Отметим, что такая китайская тактика не нова. Например, Панамский канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны (и целый век находившийся под управлением и контролем США), полтора десятилетия назад оказался под контролем частной китайской компании Hutchison Whampoa гонконгского миллиардера Ли Кашина. Компания Hutchison Whampoa выиграла тогда тендер правительства Панамы на управление каналом, а сейчас завершает его реконструкцию для повышения пропускной способности и обеспечения прохождения через канал судов с максимальной грузоподъемностью и осадкой.
Оставим в стороне вопрос о том, насколько свободны от влияния Госсовета КНР и ЦК КПК частные китайские компании в подобных инвестиционных решениях. Отметим лишь, что Ли Кашин в момент получения контроля над Панамским каналом входил в правление China International Trust and Investment Corporation (СITIC), одного из крупнейших китайских инвестиционных банков, который находился под управлением Госсовета КНР и был ключевым банком Народно-освободительной армии Китая...
Однако, во-первых, в момент перехода Панамского канала под контроль компании Hutchison Whampoa Америка (суда которой в основном используют Панамский канал) не находилась в столь жесткой конфронтации с Китаем. Во-вторых, Панама находится почти рядом с США и очень далеко от Китая. И, в-третьих, по договору с Панамой США выступают гарантом нейтралитета Панамского канала и имеют право «применить силу», если возникнет угроза этому нейтралитету. А уж трактовать нужным образом «угрозы нейтралитету» США наверняка сумеют...
В том же, что касается будущего «Тайского канала», у США таких прав и возможностей — пока — нет. И нельзя исключать, что не в последнюю очередь именно по этой причине Таиланду пришлось за прошедшее десятилетие пережить два военных переворота.
Возможно, именно по этой причине отозванного из Таиланда посла США г-жу Кристи Кенни, которую тайские военные подозревали в чрезмерной благосклонности к интересам правящего семейства Чинават, 2 мая 2015 г. сменил г-н Глин Дэвис. Тот самый, который ранее, на посту посла США в Южной Корее, умело поддерживал максимальный уровень напряженности в отношениях между Сеулом и Пхеньяном.
Возможно, именно по этой причине глава Пентагона Эштон Картер 31 мая в Сингапуре объявил о планах США перебросить в Азию, включая регион Южно-Китайского моря, новые системы вооружений. В том числе новейшие эсминцы класса Zumwalt, созданные по технологии «стелс» и на порядок более мощные, чем аналогичные корабли предыдущих классов.
Возможно, именно по этой причине представительная военная делегация США во главе с министром обороны Эштоном Картером 2 июня прибыла в Индию — для «обновления на следующие 10 лет всеобъемлющего рамочного соглашения о стратегическом партнерстве между Индией и США» а также «для придания нового импульса взаимодействию в военно-технической области». Причем американская делегация начала свой визит с посещения крупнейшей индийской военно-морской базы в Вишкхапатнаме на юго-восточном побережье Индии. А эта база находится в Бенгальском заливе аккурат напротив места входа китайских газопровода и нефтепровода в Мьянму, а также недалеко от выхода будущего «Тайского канала» в Индийский океан...
Наконец, возможно, по этой же причине именно в той южной части перешейка Кра, где намечена трасса будущего канала, в последнее время резко активизировался исламский терроризм.
Дело в том, что в почти полностью буддийском Таиланде на юге перешейка Кра, вблизи границы с исламской Малайзией, проживают более двух миллионов мусульман. Эти мусульмане в последнее десятилетие неоднократно проводили крупные сепаратистские выступления, для подавления которых в регион вводились армейские подразделения. Сепаратистские группировки мусульман были частично разгромлены, частично замирены, и осенью 2014 г. военная власть в Таиланде начала поэтапный вывод войск из региона.
Но именно здесь, в таиландских южных провинциях Наратхиват, Паттани и Яла, с середины мая 2015 г. вновь произошли несколько крупных террористических актов.
14–15 мая в провинции Яла террористами были взорваны в людных местах 23 маломощных самодельных бомбы. В результате никто не погиб, были ранены 38 человек, многие из них до сих пор в больницах. Представители тайских спецслужб подчеркнули, что целью террора были не жертвы, а устрашение населения.
29 мая в провинции Наратхиват возле дороги, где проходили школьники в сопровождении патрульной команды безопасности, была взорвана бомба. Были ранены две девочки и четверо военных.
30 мая в провинции Паттани машина с военными подорвалась на заложенной на дороге мине, были ранены 7 солдат. Когда на место теракта приехали взрывотехники, произошел второй взрыв. Один взрывотехник погиб, четыре были ранены.
3 июня в провинции Яла машина с военными была расстреляна из засады. Погибли четверо солдат, их оружие нападавшие унесли с собой.
Отметим, что эти теракты происходят на фоне одновременного обострения в Таиланде и внутриполитической ситуации, и отношений с США.
22 мая 2015 г. — в годовщину произошедшего в прошлом году военного переворота — в Бангкоке были проведены две акции протеста. Протестующие, в основном студенты, были арестованы, но вскоре освобождены.
А 24 мая представители всех родов войск военной власти Таиланда совместным решением отказали США в просьбе оставить в международном аэропорту на острове Пхукет самолеты американских ВВС и подразделения армии США, которые участвовали в международных противолодочных учениях Guardian Sea, завершившихся 20 мая.
США мотивировали свою просьбу необходимостью создания на Пхукете американской оперативной базы ВВС для развития спасательной операции в Андаманском море. Речь идет о спасении тысяч беженцев-мусульман бенгальской народности рохиндра из Мьянмы, которые подвергаются притеснениям радикальных буддийских групп и пытаются на рыбацких лодках переплыть в Малайзию и Индонезию.
Власть Таиланда потребовала от США полностью вывести американский военный контингент с Пхукета до 29 мая 2015 г. Отметим, что остров Пхукет находится в Андаманском море практически рядом с тем районом перешейка Кра, через который намечено строить «Тайский канал».
При этом глава МИД Таиланда генерал Тханасак Патхимапакон дипломатично подчеркнул, что это решение Таиланда не означает окончательного отказа от взаимодействия с США в спасательных операциях в отношении беженцев-рохиндра, которые совместно проводят Таиланд, Малайзия и Индонезия в Андаманском море. Генерал заявил, что Таиланд должен «тщательно всё рассмотреть с точки зрения национальной безопасности», а также предложил США принять участие в «дополнительной авиаподдержке поисковой операции Таиланда, которую проводят большой десантный корабль «Ангтхонг», два фрегата, а также вертолеты и самолеты ВМС и ВВС Таиланда».
Таким образом, как мы видим, обнародование китайско-таиландского плана начать строительство «Тайского канала» через перешеек Кра привело к резкому обострению террористической и военно-политической обстановки вокруг трассы канала как в самом Таиланде, так и в прилегающей зоне Андаманского моря.
Но и с другой стороны перешейка Кра, в Южно-Китайском море, ситуация крайне далека от мирной и стабильной.
(Продолжение следует)