Оппозиция в России и ее западные союзники. Странные связи
26 февраля в Москве прошел марш памяти Б. Немцова. На этом марше, организованном с трудом объединившимися либералами, был американский посол Джон Теффт, который нес лозунг «Он боролся за наше будущее».
А еще на марше были вполне созвучные этому позорному присутствию растяжки. Например, «Путин — это война», «Хватит угрожать и воевать». Все знают, что Украина нарушила Минские соглашения и пролила кровь, в том числе и мирного населения. Но манифестантам это «по барабану». Им лишь бы послу понравиться.
Нельзя сказать, что манифестанты никого не смогли вывести на улицу. Кое-кого они вывели. Но яростно отвергая данные полиции, согласно которым они вывели около 5 тысяч человек, манифестанты сами понимают, что массовость у них не ахти. Что она никак не позволяет им своими силами реализовать свой «майдан». Понимая это, манифестанты и те, кто их выводит на улицу, уповают только на поддержку Запада. Наиболее показателен в этом отношении, разумеется, Ходорковский.
Мы уже обсуждали то, что учредив 12–13 ноября 2016 года общественное движение «Открытая Россия», М. Ходорковский занялся именно активным продвижением данного проекта не у себя на родине, а на Западе. Что для этого экс-олигарх активно использует западные СМИ, а также различные зарубежные площадки, где есть возможность развивать коммуникации с европейскими политиками и экспертами. И что сам круг этих коммуникаций адресует к тому, что политическая деятельность Ходорковского имеет поддержку как среди высоких еврочиновников (уже традиционно поддерживающих российскую оппозицию), так и со стороны отдельных представителей западного спецслужбистского сообщества.
Деятельность Ходорковского поразительно напоминает сказку про солдата, который обещал сварить вкусный суп из топора. Вовлекая хозяйку в приготовление этого супа, солдат постепенно добился от них предоставления всех необходимых пищевых ингредиентов.
Ходорковский, согласитесь, делает то же самое. Сначала он предлагает Западу... нет, не сварить суп из топора, а осуществить переворот в России с помощью его «Открытой России». А когда Запад начинает клевать на эту удочку, Ходорковский говорит Западу, что для свержения путинского режима с помощью «Открытой России» нужно не просто благословить «Открытую Россию», а предоставить ей то-то и то-то.
Пытаясь заполучить благословение Запада, который никогда не поддержит организацию, не способную самостоятельно что-то сделать, Ходорковский блефует. В своем блефе он умело использует тему Бориса Немцова, особенно лакомую для него потому, что мертвый Немцов по определению не является конкурентом живому Ходорковскому.
Действуя в описанной мной логике, Ходорковский 16 ноября 2016 года организовал в Европарламенте (в Брюсселе) Форум Бориса Немцова, куда прибыли не только известные представители либеральных партий России и Европы, но и молодые члены «Открытой России». На мероприятии, где обсуждалась «необходимость возобновления диалога между РФ и ЕС на неформальном уровне», присутствовало много участников белоленточных протестов 2011–2012 годов (среди них — Д. Гудков, политэмигранты И. Пономарев, Е. Чичваркин, Е. Чирикова).
Причем Д. Гудков в кулуарах форума сделал довольно откровенное заявление: «Ходорковский сейчас готовит почву для будущей консолидации постпутинской элиты, ориентированной на Запад. А в России мы также готовимся к будущему реформированию страны и разрабатываем гарантии западным инвесторам, которые придут в страну после смены режима... Настанет время, когда принадлежность к пресловутой «пятой колонне» станет бонусом». Ну чем не суп из топора?
Вдумаемся — представитель внесистемной оппозиции (участвовавший и в столичном марше памяти Б. Немцова в феврале 2017-го) идентифицирует себя и своих соратников с группой, являющейся в данном случае «агентурой Запада» на территории России.
В своем выступлении на форуме М. Ходорковский заявил об одной из главных целей данной встречи: «Мы хотели предоставить возможность общения между парламентариями объединенной Европы, ...известными общественными деятелями и новыми политическими лицами России...»
Обратим внимание на то, что в Уставе Общественного сетевого движения «Открытая Россия» содержится интересная информация относительно открытости данного сообщества: «Права Движения: ...Устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации...
Участник Движения обязан: В случае избрания или назначения в органы государственной власти или органы местного самоуправления при поддержке Движения, а также в рамках коалиционных соглашений и договоров информировать Движение о своей деятельности».
То есть в Уставе организации прописана возможность утечки за рубеж информации (в том числе и закрытой), касающейся работы органов государственной власти России. И с учетом того, что «Открытая Россия» заявила о намерении участвовать в выборных кампаниях разного уровня, к новой организации со стороны Запада был проявлен немалый и, как мы видим, очень специфический интерес.
О специфичности этого интереса говорит то, что на Форуме Бориса Немцова многие западные парламентарии и эксперты высказались за сотрудничество с организацией М. Ходорковского как минимум в плане получения открытой и закрытой информации о России.
Например, члены одной из рабочих групп предложили создать коммуникационный механизм, который позволил бы «европейским экспертам и политикам получать информацию о ситуации в России, аналитические данные и исследования на эту тему из первых рук».
Эту идею активно поддержал эксперт по России из аналитического центра Chatham House Джон Лаф, который высказал готовность развивать такие коммуникации на базе Форума Бориса Немцова.
Обратим внимание на то, что в Форуме принимал участие представитель крупнейшего британского аналитического центра Chatham House (чьими исследованиями пользуются и руководство Великобритании, и влиятельные транснациональные круги).
В этой связи вспомним, что в июне 2015 года Chatham House опубликовал аналитическое исследование о внешней политике России за последние 15 лет («Российский вызов»), в котором западным государствам были даны рекомендации по противодействию «агрессивной политике Москвы».
Среди этих рекомендаций есть, к примеру, и такие: «Поиск новых способов коммуникации с населением России с целью разъяснения выгод от присоединения к европейскому пространству... Подготовка к неизбежной смене российского политического режима».
Таким образом, британский эксперт Джон Лаф (и, надо думать, не он один) использует Форум не для освобождения России от некоего «путинского ига», а для сбора развединформации в интересах кругов, намеренных Россию и поработить окончательно, и ограбить, и расчленить.
Такова цель Лафа и ему подобных. А какова же цель Ходорковского? Он беззастенчиво предлагает членам движения «Открытая Россия» и участникам Форума Бориса Немцова плотнее взаимодействовать с экспертами зарубежных аналитических центров, разрабатывающими планы по изоляции, а также дальнейшему ослаблению и разрушению нашей страны. То есть цели Лафа и Ходорковского полностью совпадают друг с другом и одинаково противоречат интересам России.
В пользу этого свидетельствует не только характер деятельности Форума Бориса Немцова. Вот еще одно из наиболее ярких свидетельств того же самого.
8 ноября 2016 года в комитете по международным делам парламента Великобритании прошли специальные слушания, посвященные отношениям между Россией и Западом. В этом мероприятии приняли участие М. Ходорковский и гендиректор инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Уильям Браудер, известный своими крупными финансовыми аферами в нашей стране. И в данном случае появление этих двух фигур на мероприятии в британском парламенте не являлось случайностью, а знаменовало собой партнерство в той информационно-пропагандистской и политической войне, которую Запад ведет против России.
Напомним, что в 1996–2006 годах инвестиционный фонд Hermitage Capital Management являлся крупнейшим иностранным инвестором на российском фондовом рынке. В 2006-м деятельность фонда в России была запрещена, а позже У. Браудер был заочно осужден за уклонение от уплаты налогов на очень крупные суммы.
Во время следствия по этому делу в ноябре 2009-го в российской тюрьме умер один из главных свидетелей афер Браудера — бухгалтер и аудитор Сергей Магнитский. В декабре 2012 года в США был принят закон (известный также как «акт Магнитского»), вводящий «санкции в отношении российских граждан, предположительно причастных к смерти С. Магнитского».
Согласно журналистским расследованиям, этот закон активно лоббировал через Конгресс США руководитель Hermitage Capital Management, заинтересованный в сокрытии своих экономических преступлений в России, а также в организации из смерти своего аудитора крупного антироссийского демарша. Причем У. Браудер использовал для лоббирования «акта Магницкого» фирму APCO Worldwide, связанную с экс-олигархом М. Ходорковским.
Основатель и владелец APCO Worldwide Марджери Краус известна тем, что еще с 2003 года (момента ареста Ходорковского) оказывала «пиар-поддержку интересов группы МЕНАТЕП [главный акционер ОАО «НК ЮКОС»] и компании ЮКОС в Вашингтоне». А в 2011–2012 годах подконтрольная Ходорковскому оффшорная компания Corbiere Trust тоже лоббировала принятие «акта Магнитского» и перечисляла на это средства через фирму APCO Worldwide.
Причем в настоящее время М. Краус является членом попечительского совета Института современной России (ИСР), который в 2010 году был создан в США сыном российского экс-олигарха — Павлом Ходорковским. Этот институт, естественно, наитеснейшим образом связан с деятельностью «Открытой России». К примеру, одним из сотрудников ИСР является федеральный координатор движения «Открытая Россия» В. Кара-Мурза-младший. Тот самый Кара-Мурза, который в 2011 году как представитель российской оппозиции вел переговоры в Конгрессе США «о расширении списка лиц, подпадающих под действие законопроекта им. С. Магнитского». (Продвижением «Списка Магнитского» в американском Конгрессе в 2011–2012 гг. занимались также Б. Немцов, Г. Каспаров и М. Касьянов.)
Цели Браудера ясны. Отстоять себя, очернить Путина и Россию, вернуться в постпутинскую Россию для того, чтобы еще раз подзаработать на ее ограблении.
А цели Ходорковского? Согласитесь, участие 8 ноября 2016 года на слушаниях в комитете по международным делам британского парламента У. Браудера и М. Ходорковского как некоего тандема говорит о единстве целей членов тандема, то есть о бесконечной далекости целей Ходорковского от какой-либо заботы о каком-либо благе России.
Присмотримся к тому, как функционирует тандем Браудер—Ходорковский. На анализируемых нами британских слушаниях 8 ноября 2016 года Ходорковский вновь заявил о недопустимости никаких уступок России «из-за позиции президента Путина».
А Браудер в своей речи выразил глубокое сожаление относительно того, что, «добившись через американский сенат принятие Акта Магнитского, не получил такого же решения от Правительства Великобритании». Но при этом он заметил, что не теряет надежды и «плотно работает с коллегами парламентариев в палате общин» над этим вопросом.
Что ж, довольно скоро эта работа дала плоды.
21 февраля 2017 года палата общин британского парламента фактически одобрила присоединение к «акту Магнитского».
Ходорковский и Ко еще раз продемонстрировали, что они — не более чем обслуга Браудера и Ко. Как отреагируют на эту демонстрацию те либералы, которые еще тщатся выступать от лица народа России?