Вместо Музы символом Воронежа издание «Воронежский пульс» предложило сделать дождевого червя. Мол, именно благодаря червю образуется знаменитый воронежский чернозем, а значит, червь и есть новый «культурный герой Черноземья»

Под маской современного искусства

В мае 2013 г. министр культуры РФ Владимир Мединский неожиданно назначил ректором Воронежской академии искусств Эдуарда Боякова, продюсера и театрального режиссера, известного в либеральных кругах своими экстравагантными взглядами.

Одновременно Указом губернатора Алексея Гордеева назначение в Департамент культуры Воронежской области получает Елена Ищенко, проходившая научные стажировки в Католическом Университете г. Левен (Бельгия) и Колледже Королевы (Великобритания).

Реконструкцией Воронежского драматического театра им. А. Кольцова занимается гражданин США Юрий Купер — художник, эмигрировавший из СССР еще в 1972 г. А общественный совет по культуре при областном департаменте возглавляет профессор истории и политологии Бронислав Табачников, которого Н. Стариков в статье «Как в вузах России воспитывают патриотов. Патриотов США» обвинил в ведении проамериканской пропаганды.

Чем же все-таки можно объяснить столь «неожиданные» назначения одиозных личностей на «культурное направление» в Воронеже? Не иначе как очередным «культурным экспериментом» над «черноземной Россией» — не похоже, что это происходит по незнанию или ошибке.

Вглядимся повнимательней в творческий путь «главного назначенца».

Э. Бояков (родом из дагестанского Кизилюрта), окончил факультет журналистики Воронежского университета, потом работал завлитом в местном ТЮЗе. В 1992 г. перебрался в Москву, где через год основал театральный фестиваль «Золотая маска» и фестиваль современной пьесы «Новая драма». До 2013 г. Бояков был художественным руководителем театра «Практика», где были поставлены весьма провокационные спектакли.

Например, на сцене этого театра проходили демонстрации разнообразных одежд, а коллекционер старой одежды Александр Петлюра во время этих «дефиле» использовал ненормативную лексику. А в рамках проекта «Человек.doc» был поставлен биографический спектакль о художнике 1990-х гг. Олеге Кулике, запомнившимся своими скандальными перформансами, в которых он представал в образе «человека-собаки» (голый бегал по улице на четвереньках, лаял и кусал прохожих).

Работая в Москве, Бояков входил в «пермскую команду» Марата Гельмана. В 2010 г. он организовал в Перми фестиваль театра и кино «Текстура». По словам Боякова, его пермский фестиваль концептуально близок фестивалю «Имя», самым «знаменитым» лауреатом которого являлся писатель Владимир Сорокин. На страницах произведений этого, с позволения сказать, писателя происходят странные вещи. Так персонажи рассказа «Настя» едят девочку, зажаренную в день ее рождения, в других «произведениях» Сорокина смакуется некрофилия и разные, мягко говоря, странности. Свои достижения в области культуры Сорокин характеризовал следующим образом: «Я забил золотой гвоздь в голову Великой Русской Литературы».

Бояков считает Сорокина «большим русским писателем и готов служить ему». Рассказы Сорокина — «Черная лошадь с белым глазом» и «Волны» стали одними из первых постановок на сцене московского «Политеатра», который Бояков создал в Политехническом музее в 2012 г. Открывая новый театр, Бояков сказал: «О театре в этой аудитории мечтали еще Маяковский и Мейерхольд, но не могли осуществить из- за технической неподготовленности сцены... Мы хотим построить театр нового поколения и в технологическом, и в социальном, и в творческом смыслах».

Совместная работа Гельмана и Боякова в Перми закончилась скандалом: проверка контрольно-счетной палатой Перми использования бюджетных средств на культуру и искусство выявила огромное количество нарушений. Одновременно разладились отношения и между Гельманом и Бояковым. Гельман обвинил Боякова в конфликте с пермской элитой, и Бояков устремился в Воронеж.

В Воронеже Боякову удалось заручиться поддержкой губернатора А. Гордеева, а, по слухам, и его жены: «Как говорят сами воронежцы, на культурную жизнь города больше повлияла супруга губернатора Татьяна Александровна...», — пишет «Коммерсантъ» 16 декабря 2013 г. в статье «Воронеж догоняет».

На воронежской земле Бояков взялся за масштабное исследование культурной среды региона. Вот что говорит Бояков журналу «Афиша»: «В Перми была сделана ошибка, надо было сначала делать то, что мы делаем в Воронеже сейчас. Работать над диагностическим полем — тогда бы наши проекты ложились на разведанную территорию».

Собранная Бояковым группа либерально настроенных экспертов подготовила объемный доклад на 470 страниц под названием «Воронежский пульс. Культурная среда и культурная политика». Доклад был немедленно представлен в администрацию области.

Бояковский доклад развивает тему либеральных реформ «в культуре» в целях ее «осовременивания». К сожалению, сегодня многие из положений этого доклада уже начинают воплощаться в культурной жизни страны, а не только Воронежа.

Так, в главе «Социальная стратегия» целью просветительской политики называется «оказание культурных услуг населению» (!). В главе «Ресурсы культурной политики: материальные и нематериальные» говорится, что «каждая из региональных стратегий предполагает воспитание или привлечение творческих людей, представителей «креативного класса» (!). < ...> Необходимо заразить позитивными преобразованиями в культуре наиболее активный и интеллектуально состоятельный слой горожан, средний класс, не говоря уже о региональных элитах».

Для работы над докладом Бояков собрал экспертов «с ясной системой этических координат»: Терри Санделла — эксперта Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Великобритании. Николая Палажченко основателя московского центра современного искусства «Винзавод». Наилю Аллахвердиеву, директора паблик-арт программы музея современного искусства PERMM. Доклад рекомендует сделать краеведение «брендом столицы Черноземья», а также развивать «фестивальное движение».

Воронежские фестивали — это отдельная и обширная тема.

Ежегодно с 2011 г. в Воронеже проходит Международный Платоновский фестиваль искусств. В направлениях фестиваля — музыка, театр, изобразительное искусство и литература. Один из соучредителей фестиваля — фонд М. Прохорова, который возглавляет Ирина Прохорова.

Год назад этот фестиваль был отмечен скандалами. Эстонский театр NO99 показал спектакль «Педагогическая поэма» по одноименному роману Антона Макаренко. В спектакле звучала ненормативная лексика, пропагандировались гомосексуальные отношения, а один из актеров, прямо на сцене сняв с себя штаны, предстал перед зрителями «в костюме Адама». Ни того, ни другого, ни третьего в помине не было у Макаренко. После этого зрители стали демонстративно выходить из зала.

Следом грянул скандал на творческом вечере поэтессы Веры Павловой, на который был приглашен весь бомонд Воронежа, включая губернатора с супругой. «Молодая поэтесса» из команды Боякова прочла нецензурное стихотворение. «И выходит эта девица, и начинает читать свои стихи, а там в одном стихотворении, извините меня, десяток производных от глагола «е..ать» <...> Люди были в полном шоке. И после этого Бояков заявил, что воронежский зритель еще не готов воспринимать современное искусство...» — («Коммерсантъ», 16.12.2013).

Увы, несчастного воронежского зрителя еще много чего ждет. Бояков обещал привезти в Воронеж спектакли про однополую любовь (интервью lenta.ru 06.09.2013): «В Воронеж вы можете привезти спектакль про однополую любовь? — Я думаю, что я не только могу, но и должен это делать».

В Воронеже также проходит и фестиваль современного искусства «Чернозем», финансируемый опять же Фондом М. Прохорова. На фестивале представлены визуальное искусство, музыка, литература, театр. Среди «Лиц Чернозема» — М. Гельман, Э. Бояков, Валерия Гай-Германика (режиссер скандального сериала «Школа»).

В рамках «Чернозема» в 2013 г. проходила выставка «Украшение красивого. Элитарность и китч». В качестве одного из экспонатов фигурировала крышка от выброшенного пианино, лопата, расписанная под Гжель. В этом, по-видимому, и состоит суть псевдолиберальных «реформ» в искусстве, — под видом «нового и современного» подсунуть груду мусора, желательно, извлеченную из канализации Запада.

В 2014 г. на фестивале «Чернозем» в воронежской галерее современного искусства «Х.Л.А.М.» открылась выставка художника Андрея Люблинского — «GoodBad». Того самого Люблинского, который еще в 2010 г. заполонил Пермь, разместив на площадях, улицах, крышах домов фигурки красных человечков (в стиле конструктора «Lego»), именно их он вместе с Гельманом назвал символом города. После возмущения горожан человечки были демонтированы. Теперь же в Воронеже Люблинский представил стилизованные изображения тридцати положительных и отрицательных персонажей. Среди них космонавты, герои мультфильмов, обезьянки, зайчики, смайлики и между ними — улыбающийся Гитлер (!), который приветствует публику словами «Позвольте мне обратиться к вам от всего сердца!».

Возмущение воронежцев вызывает и то, что Бояков убрал из арки у входа в Воронежскую академию искусств «Музу» — статую, изображающую молодую девушку, «вылетающую» из-за кулис в окружении голубей. Вместо Музы символом Воронежа издание «Воронежский пульс» предложило сделать дождевого червя. Мол, именно благодаря червю образуется знаменитый воронежский чернозем, а значит, червь и есть новый «культурный герой Черноземья». Это циничное объяснение просто взорвало общественное мнение Воронежа. Почему у города, в котором Петр Первый строил корабли российского флота, где жили великие писатели и поэты А. Платонов, И. Бунин, О. Мандельштам, главный культурный герой — червь?

Но на возмущение горожан Бояков отвечает в своем блоге так: «Как всё одинаково... Что в Перми, что в Воронеже, что в Москве. Везде, где застой и плесень, где тихо-мирно десятилетиями сидели на своих местечках артисты и администраторы, потерявшие связь с реальностью и профессией, мечтавшие только о том, чтобы ничего не изменилось, приход любого нового человека, новой творческой силы вызывает агрессию. И не просто агрессию, а жлобство».

Поскольку Бояков до сих пор остается ректором воронежской Академии искусств, «связи с реальностью» он явно не потерял. Непонятно только, каким образом его деяния на культурном поприще соотносятся с основами государственной культурной политики?..

P. S. Воронежские участники движения «Суть времени» сформировали широкую коалицию «Воронежский культурный фронт» (ВКФ). Были проведены пикеты с раздачей листовок и сбором подписей воронежцев под «Письмом ВКФ Президенту по поводу разрушительных процессов в воронежской культуре». Недавно из секретариата Президента пришел ответ, что обращение «рассматривается»...