Феноменальную популярность «Гарри Поттера» в США объяснить трудно. По признанию писательницы, она для нее загадка: «Настолько это британские книги... в них нет ни американских героев, ни американской обстановки»

Проект «Гарри Поттер»

Джоан Роулинг с книгой «Гарри Поттер и Дары Смерти»
Джоан Роулинг с книгой «Гарри Поттер и Дары Смерти»

С какой стати в рамках буржуазного уклада жизни вдруг начинают отменяться семейные ценности, которые для этого уклада являются определяющими? С какой стати начинают отменяться эти ценности, не подвергавшиеся ревизии на более ранних этапах существования человечества?

Налицо очевидное желание помешать семье воспроизводить то, что именуется «традиционной матрицей ценностей», ослабив воздействие родителей на ребенка. Как воздействовать на сознание ребенка с тем, чтобы в нем не формировались эти самые традиционные ценности? Раскручивая определенную детскую литературу. Такую, как «Гарри Поттер». Присмотримся и к этой книге и к тому, как ее раскручивали.

Первая книга английской писательницы Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» вышла в 1997 году. После чего появилось еще семь книг о мальчике-волшебнике Гарри Поттере.

Возникший в результате этого поттеризм отнюдь не сводится к тому, что экземпляры «Гарри Поттера» есть в каждой библиотеке, в каждом книжном магазине. Или к тому, что в соцсетях работает множество групп, так или иначе связанных с поттеровской темой. Или к тому, что уже снято восемь фильмов и до 2020 г. ожидается выпуск новых.

Он не сводится даже к обычной «суперхитовости», включающей в себя прибыльность торговой марки «Гарри Поттер», фантастическое обогащение ключевых фигур, формирующих поттеризм (автора, актеров, режиссеров, издателей и так далее).

Возникли видеоигры о Поттере, аттракционы о Поттере (с появлением которых наблюдался даже спад посещений «Диснейлендов»), тематические магазины, рестораны, магазины сувениров, игрушек. Перечисление можно было бы продолжить.

Мало ли было в разные эпохи сверхпопулярных произведений детской литературы, по мотивам которых снимались сверхпопулярные фильмы? Это никогда не порождало и десятой доли той индустрии, которая ныне возникла вокруг поттеризма.

Можно констатировать, что за последние без малого 20 лет была сформирована особая детская субкультура вокруг этого самого Гарри Поттера.

Проект «Гарри Поттер» очевидным образом имеет мировой масштаб. И это первая отмечаемая нами особенность. Никогда ранее книги (тем более детские) не продавались в таком количестве. За исключением Библии, которая издана совокупным тиражом в 8 млрд экземпляров. Первые шесть книг в серии о Поттере были переведены на 64 языка и изданы тиражом в 325 млн. При этом надо учесть, что большая часть земного шара говорит всего на десяти языках (английский, русский, испанский, французский, немецкий, арабский, турецкий, китайский, японский, хинди).

Серия фильмов по произведениям Роулинг стала самой кассовой в истории кино. Рекордсменом по кассовым сборам остается первый фильм — около $1 млрд. Бренд «Гарри Поттер» (по данным журнала «Форбс»), оценивается в $15 млрд. А сама Джоан Роулинг стала единственной женщиной Великобритании в списке миллиардеров Forbes за 2007 год, заработав, по некоторым оценкам, более $1 млрд.

Для сравнения масштабов издания «Гарри Поттера» с другой литературой можно рассмотреть объемы книгопечатания в Советском Союзе. В СССР в 1988 году совокупный тираж художественных книг составил 1 150 500 000 штук при количестве наименований 10 400. В Российской Федерации в 2008 г. совокупный тираж составил уже 304 000 000 (при 31 434 наименованиях), то есть меньше, чем тираж книг о Поттере.

Что касается издания произведений отдельных писателей, то самым издаваемым в СССР за 1918–1982 годы был Л. Н. Толстой, совокупный тираж книг которого превысил 323 млн экз., что, как мы видим, вполне сравнимо с тиражами «Гарри Поттера».

Возникает вопрос, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени были побиты рекорды в книгопечатании и появились детские книги, по количеству страниц сопоставимые с томами «Войны и мира»? Которые вдруг стали читать дети, хотя их и тонкую книгу не часто заставишь читать?

Вряд ли такие транснациональные корпорации, как Time Warner Inc, чьим подразделением является Warner Bros. Entertainment, снимающая фильмы про Гарри Поттера, готовы работать себе в убыток. По рейтингу Forbes, Time Warner Inc. занимает четвертое место среди медиакорпораций мира, уступая только Comcast, Walt Disney Company и Twenty-First Century Fox, Inc.

Между тем есть основания предположить, что раскрутка, которая породила превращение Гарри Поттера в некую субкультуру, новый детский супермиф и так далее, обошлась раскрутчикам в суммы большие, нежели вся прибыль от начинания. А значит, надо присмотреться к содержанию поттеризма, к тем программам, которые этот поттеризм закладывает в сознание. Кто-то, видимо, готов оплачивать программирующий сознание детей поттеризм более щедро, нежели оплачиваются обычные рыночные прибыльные начинания. За что же платят?

О содержании и спорах вокруг книг о Гарри Поттере

В работе И. Медведевой и Т. Шишовой «Гарри Поттер»: стоп. Попытка экспертизы» убедительно представлены разрушительные для детской психики идеи, заложенные в книге. Это:

  • вседозволенность тех, кто принадлежит к обществу избранных (магов);
  • отсутствие сострадания и сопереживания;
  • девальвация понятия смерти;
  • размывание границ добра и зла (что характерно для оккультизма, где добро и зло пребывают в единстве).

Поттеризм закладывает такие программы в сознание детей, используя эмоциональную податливость детей и их интеллектуальную открытость.

Медведева и Шишова считают, что книги о Гарри Поттере больше похожи на учебники по магии, чем на художественную литературу, «в литературном же отношении это беспрецедентная халтура, беззастенчивая игра в поддавки».

Опытных детских психологов волнуют очевидные элементы отклоняющегося поведения, порождаемого прочтением книг и просмотром фильмов о Гарри Поттере. Они обеспокоены тем, что в произведениях о Гарри Поттере присутствует избыточное количество натуралистичных подробностей из жизни нечисти. И что эти подробности могут вызвать у детей школьного возраста только образы, растормаживающие психику, оскверняющие воображение, тревожащие сон и так далее.

Герои Роулинг часто врут, воруют, проявляют жестокость к людям и животным, глумятся, презирают физический труд, систематически нарушают школьные установления. Гарри и его друзья внеморальны. Они — над человеческими законами. Психологи предупреждают, что взрослым следует приготовиться к тому, что, «заразившись» от Поттера беззаконием и вседозволенностью, дети могут совершать ненормативные поступки, искренне считая это новой нормой.

Отнюдь не случайно книги о Гарри Поттере, несмотря на масштабную и дорогую рекламу, встречают сопротивление со стороны всех религиозных конфессий, а также общественности. Сопротивляющиеся крайне недовольны тем, что в книгах культивируется колдовство и магия, специфически описан оккультный расизм, оккультные представления о добре и зле.

Поклонники книг о Гарри Поттере, возражая противникам этих книг, утверждают, что книги эти — «всего лишь сказка». Однако это как минимум — лукавое утверждение.

«Гарри Поттер» не обычная сказка. В книгах о Гарри Поттере нарушены основные принципы существования сказочных персонажей. Гарри Поттер — волшебник, причем всесильный, противопоставляемый обычным людям. В классической сказке главное действующее лицо — человек, с его личными качествами, волшебники же исполняют второстепенные роли, являясь либо противниками, либо помощниками человека. Кроме того, сказка, укорененная в той или иной культурной почве, создает определенную модель мира. А та модель, которая создается «Гарри Поттером», не может быть укоренена ни в одной из существующих культурных традиций. Потому что, согласно всем этим традициям (а уж христианской — в особенности), миром не должны править маги и чародеи.

Мнение же о том, что это — «добрая» книга, опровергает сама автор — Роулинг, утверждая, что «основной темой серии книг о Гарри Поттере является смерть» («My books are largely about death»).

Даже на родине автора Д. Роулинг, в Англии, нет единодушного принятия книги и фильмов. И первоначально противостояние было достаточно массовым. Так, генеральный секретарь Союза педагогов и университетских профессоров Англии Питер Смит предупреждал, что «премьера фильма о Гарри Поттере приведет (ни много ни мало) к появлению нового поколения, открывшего для себя мир магии». Так, может быть, за это и платят силы, обеспечивающие беспрецедентную раскрутку обсуждаемого нами поттеризма?

В 1999 году в США книги про Гарри Поттера пытались запретить 23 раза в 13 штатах.

Согласно данным Американской библиотечной ассоциации, книги стали наиболее оспариваемыми книгами XXI века.

Было зарегистрировано около пяти тысяч письменных протестов против книг за их «оккультно-сатанинский» характер. Писательница Джоан Роулинг с изумлением узнавала, что в США некоторые магазины отказывались торговать ее книгами, поскольку «им не место рядом с христианской литературой».

Не менее шести раз книги Гарри Поттера сжигали на костре, как пропагандирующие чернокнижие и колдовство. Однако постепенно противостояние Гарри Поттеру стало ослабевать, книги о нем уже не возглавляют список самых оспариваемых книг в американских школах.

Возможно, это связано с отказом школьных библиотек вести политику, которая бы позволяла родителям запрещать книги.

Возможно, это связано с тем, что Гарри Поттер «вошел в жизнь» и к нему привыкли как к неизбежности.

Возможно, наконец, это связано с тем, что нравы за последние 20 лет очень сильно изменились во всем западном мире, в том числе и в США.

«Одно разочаровывает, что автор сделал одного из героев геем, — сказала как-то Роберта Комбс, президент христианской коалиции Америки, — это плохой пример для наших детей, которым очень нравятся книги и фильмы. Это поощрение гомосексуализма». На что автор Поттера заметила: «Думаю ли я, что гей может быть моральным компасом? Я думаю, что нелепо задавать такой вопрос в XXI веке. Христинские фундаменталисты никогда не были моей заботой».

В 2008 г. официальный печатный орган Ватикана «Иль Оссерваторе Романо», объявляя опасными для детей книги о Гарри Поттере из-за пропаганды в них колдовства, оккультизма, называл героя «неправильным героем», предостерегал от «вывернутой наизнанку и путаной духовности», связанной с нью-эйджевской философией.

Однако и в этом вопросе Ватикан проявил, мягко говоря, двойственность. Потому что в том же номере «Иль Оссерваторе Романо», в соседнем материале на ту же тему, утверждалось, что книги Роулинг заставляют отказаться от эгоистического представления о человеке ради нового образца, в котором руководствуются моральными ценностями, выбирая добро, самопожертвование, дружбу, любовь и т. п. Словом — хочешь, ориентируйся на одну статью в авторитетном для тебя христианском издании, а хочешь — на другую, в которой выражено прямо противоположное мнение.

Среди сторонников Гарри Поттера — и российский протодиакон Андрей Кураев, который нашел христианскую перспективу в этих произведениях и считает, что книги про Гарри Поттера не опасны, похожи на сказки, и предупредил, что «книги про волшебную школу могут стать реальным рассадником антихристианских настроений и среди детей, и среди взрослых — в том случае, если Церковь объявит этим книжкам войну». А если не объявит войну, то что? Содержание книг изменится? Его воздействие изменится? Ой ли?

Следует заметить, что в отличие от протодиакона Кураева, режиссер Дэвид Йетс (создатель четырех фильмов о Гарри Поттере) отнюдь не считал, что, например, поставленный им фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса» — это детская сказочка. А, напротив, подчеркивал, что фильм затрагивает такие темы, как политические преследования, тоталитаризм, фашизм, расизм и терроризм.

Интересна трансформация самого проекта «Гарри Поттер». Если первые фильмы были предназначены для детей, то последние, с подросшим героем, уже игнорируют интересы тинэйджеров и имеют дело с более серьезными задачами, направленными в первую очередь против христианства.

Так, в 2009 году либеральный священник Епископальной церкви Дэниэль Туммимио разработала и вела в Йельском университете спецкурс «Христианское богословие и Гарри Поттер», который посвящен взаимоотношениям христианского богословия и мифологии Роулинг.

Автор курса утверждает, что ее план состоял в том, чтобы «сместить акцент с колдовства, которое стояло в центре внимания христиан, и сосредоточиться на разнообразии богословских тем, включая прощение, спасение и благодать». А по мнению студентов, прослушавших курс, он делает «богословие более легким для понимания».

Другие, не менее известные американские университеты (Джорджтаунский, Либерти, Стэнфорд и др.) пока предлагают своим студентам курсы, в которых романы о Поттере изучаются с точки зрения литературоведения и истории (!).

Существует целое движение внутри христианства, представители которого настаивают на том, что книги о Г. Поттере являются романами с христианским содержанием. И это — вопреки мнению самого автора этих книг. А также вопреки очевидности.

Джоан Роулинг и «неслучайная» помощь в создании «Гарри Поттера»

Так кто же такая Роулинг и благодаря чему ее произведения приобрели столь невероятную известность? Отчасти ответ можно найти в книге Шона Смита «Биография создателя Гарри Поттера Дж. К. Роулинг, написанная Шоном Смитом». Джоан Роулинг родилась недалеко от Бристоля, в Йейте, в 1965 г. Ее отец был рабочим на конвейере, мать — домохозяйкой. После окончания с отличием государственной школы она пыталась поступить в Оксфорд, но не прошла отбор (в Оксфорд принимались в основном выпускники частных школ). Поступила она в университет Эксетера на французское отделение, тоже считавшийся элитным, куда обычно поступали дети обеспеченных родителей, не прошедшие в Оксфорд или Кембридж.

Училась Джоан посредственно. После окончания университета работала в лондонском офисе Международной амнистии (Amnesty International), в Африканском отделе, изучавшем проблемы нарушения прав человека во франкоговорящих странах. Работала в университете Манчестера, затем преподавателем английского языка в школе «Энкаунтер» в Порто, Португалия. Там вышла замуж за студента-журналиста Хорхе Арантиша. В 1993 г. у них родилась дочь, а через 4 месяца Арантиш (очень долго нигде не работавший) выгнал жену из дома. Спасаясь от него, Джоан с ребенком уехала в Эдинбург, к своей сестре, потом снимала квартиру, живя на небольшое социальное пособие.

В это же время семья ее сестры приобретает кафе, в котором Роулинг, согласно легенде, писала свою книгу. В 1995 г. она была принята в аспирантуру педагогического университета «Гериот-Уотт» (Heriot-Watt University), Эдинбург, Шотландия, которую закончила спустя один год.

Далее помогают счастливые случайности и неизвестные друзья. Как пишет Ш. Смит, «Летом 1995 г. она смогла отказаться от пособия: один друг, имени которого она никогда не называла, предложил ей финансовую помощь, чтобы она могла отдать дочку в ясли и учиться на очном отделении. Кроме того, Джоан получила дотацию от шотландского Отдела развития промышленности и образования». В том же 1995 году была закончена первая книга Роулинг «Гарри Поттер и философский камень».

Книга вызвала интерес в агентстве Кристофера Литтла в Лондоне. Это агентство занималось в основном криминальными триллерами, а также любыми другими издательскими проектами, сулившими хорошую прибыль. В издательском бизнесе у К. Литтла была репутация человека, который мог задействовать «нетрадиционным образом средства массовой информации» в интересах дела. Мистер Литтл был «прежде всего дальновидный деловой человек, буквально из всего умеющий извлекать выгоду — ротвейлер, замаскированный под пуделя».

Так, упоминается темная история, связанная с тем, что К. Литтл был литературным агентом детского писателя Эдриана Джейкобса (Adrian Jacobs), который умер в 1997 г. в лондонском хосписе. Его наследники выдвигали обвинения в плагиате к Роулинг, но процесс проиграли.

В начале 1996 г. агентство заключило с Роулинг соглашение и начало искать издательство. Агентство, по контракту, получало 15 % валового дохода от продажи книги на британском рынке, 20 % дохода от проката поставленной по ней киноленты, а также оставляло за собой право заключения сделок с переводчиками и, что очень предусмотрительно, почему-то с американскими распространителями.

Издательство «Блумсбери» (Bloomsbury), где только что, весьма кстати, появился отдел детской литературы, который возглавил Барри Каннингем, перешедший в издательский бизнес из сферы маркетинга, за $2500 приобрело права на произведение Роулинг.

Далее Роулинг отправили на книжную выставку «Блумсбери» в эдинбургском «Кафе-Рояль», где издательство представляло новые работы авторов литературному кругу всей Шотландии. В условиях жесткой конкуренции в издательской среде приглашение на подобное мероприятие было огромной честью для не публиковавшегося автора. Ее рукопись получили ключевые фигуры собрания, включая Линдси Фрэзер, исполнительного директора Шотландского книжного концерна, который занимался пропагандой чтения среди населения. Там же состоялась личная встреча Роулинг и Фрэзер (специализировавшейся на детской литературе), от которой зависел успех распространения книги. По итогам встречи поддержка книги о Гарри Поттере была гарантирована.

В 1997 г. в «Блумсбери» было напечатана 1000 экземпляров книги. Изданную книгу Кристофер Литтл отвез в Америку на аукцион по продаже прав на издание, где она была представлена через 3 дня после выхода из печати. Аукционом руководил Артур А. Левин, директор Arthur A. Levine Books, подразделение Scholastic Corporation, которое появилось (буквально накануне) в 1996 году.

По совпадению, незадолго до этого из «Блумсбери» уволилась Дженет Хогарт и, уехав в Америку, устроилась в «Схоластик». Именно она обратила внимание Левина на «Гарри Поттер и философский камень». Левин предложил за книгу $ 100 000. Хотя, по его собственному признанию, ни за одну книгу он не давал такой суммы, которая была необычно крупной для не публиковавшегося ранее автора и достаточно крупной, чтобы вызвать большой ажиотаж. Scholastic_Corporation через Arthur A. Levine Books приобрела права на публикацию в США первой книги о Гарри Поттере.

Одновременно книгой заинтересовался Голливуд. СМИ обсуждали борьбу за право постановки фильма двух голливудских студий и одного американского независимого продюсера. Параллельно с изданием книг в сфере кинобизнеса два года шли переговоры с «Хэйдэй Филмз». Режиссером фильма о Гарри Поттере стал Крис Коламбус, который признавался, что «хотел обратиться в этом фильме к темной стороне...». Контракт с Коламбусом был подписан в марте 2000 г., а в 2001 году вышел фильм.

Основную роль в «раскрутке Гарри Поттера» сыграл именно аукцион, на котором за книгу была предложена очень крупная сумма. А поскольку в нее были вложены большие деньги, то она просто обязана была иметь успех. Хотя эксперты сомневались, что удастся продать в США первые 50 000 экземпляров (очень большой тираж для книги неизвестной писательницы), однако к концу 1999 г. книги о Гарри Поттере стали занимать три первые строчки в списке бестселлеров года, превратившись в литературный эквивалент «Битлз» во времена стремительного взлета рок-группы.

Феноменальную популярность «Гарри Поттера» в США объяснить трудно. По признанию писательницы, она для нее загадка: «Настолько это британские книги... в них нет ни американских героев, ни американской обстановки». Книги и фильмы про ведьм и колдунов в США не были редкостью. Возможно, небывалая популярность возникла в результате воздействия массированной дорогой рекламы, решающим образом повлиявшей на литературные предпочтения американцев.

Заключенный в США контракт вызвал ажиотаж и в английской прессе: «Нищая мать-одиночка получает шестизначную сумму». И через десять дней после выхода книги Роулинг уже дала интервью «Дэйли Телеграф», самой многотиражной государственной газете Великобритании.

Итак, раскрутка книги о Гарри Поттере началась в Шотландии бизнесменами, имевшими опыт коммерческой деятельности (Кристофер Литтл и Барри Каннингем). Причем последний пришел в как будто специально для этого созданный отдел детской литературы «Блумсбери».

Для дальнейшего распространения книги потребовалась ее раскрутка в США. Трудно не обратить внимание на то, что этой раскрутке содействовало несколько случайных или как бы случайных обстоятельств.

Случайно увольняется из «Блумсбери» Дженет Хогарт.

Случайно Дженет Хогарт устраивается в «Схоластик».

Случайно Дженет Хогарт сразу же оказывается доверенным лицом Артура Левина, ключевой закулисной фигуры аукциона по продаже прав на издание книг в США.

А этот Артур Левин, опять же случайно, создает почему-то (этого никто не ожидал) в то же самое время Arthur A. Levine Books, отдельное подразделение Scholastic_Corporation.

Ну, а далее — совершенно нетипичный поступок Левина, предложившего на аукционе огромную сумму за произведение неизвестного автора и объявившего, что книга неизвестного автора издается тиражом в 50 000 экземпляров.

Этот совершенно нетипичный поступок вызывает бешеный ажиотаж.

Ажиотаж грамотно поддерживается рекламной кампанией в прессе и просочившимися в газеты слухами о борьбе в Голливуде за право между двумя компаниями на постановку фильма.

Из вышеописанной коллизии можно предположить, что проект «Гарри Поттер» был тщательно проработан, срежиссирован и успешно выполнен. Шотландия создала контент, США обеспечили его финансирование. Вряд ли при этом единственной задачей проекта было простое получение прибыли. Уж слишком сильно был идеологически заряжен этот проект.

Уже обсуждавшаяся в начале особая поддержка проекта крупнейшей масс-медийной транснациональной корпорацией Time Warner Inc. — это то, что трудно объяснить с чисто рыночной точки зрения. И это то, что определило успех начинания, относящегося, коль скоро оно не является проектом, к разряду суперрискованных. Могли ли знать заранее столь сильно рисковавшие люди о гарантированной поддержке Time Warner Inc.? Да, могли, но только если «Гарри Поттер» — это проект.

Еще в 1970 г. Бжезинский в работе «Между двух веков. Роль Америки в технотронной эре» писал: «Технотронная эра предполагает постепенное появление более контролируемого общества. В таком обществе будет доминировать элита, свободная от традиционных ценностей».

Легко сказать «свободная от традиционных ценностей». А как ты ее от них освободишь? Только создавая иные ценности. В том числе и с помощью таких проектов, как «Гарри Поттер».