Пушкин и Украина
6 июня 2014 года в России отметили 215 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В этот день во многих странах были проведены мероприятия в честь дня рождения поэта и мероприятия, приуроченные ко Дню русского языка. Сознательно проигнорировали памятную дату только на Украине. Чтобы продемонстрировать всю тенденциозность подобного умалчивания, надо напомнить некоторые даты, события и произведения, связывающие Пушкина с Украиной.
1820–1824 годы в биографии Пушкина — это годы Южной ссылки, часть которой он провел в Кишиневе, а часть — в Одессе. Во время пребывания на Юге поэт побывал в Киеве и совершил путешествие по Крыму и Кавказу в компании своих хороших знакомых — семьи Раевских. Генерал Николай Раевский, хозяин имения в Киевской губернии, был участником войны 1812-го года. Дочери Раевского — Марии Николаевне, в замужестве княгине Волконской, последовавшей за мужем-декабристом в Сибирь, Пушкин посвятил поэмы «Полтава» и «Бахчисарайский фонтан». В Киеве, в доме на улице Михаила Грушевского, где, по преданию, останавливался поэт, висит его барельеф. Памятники Пушкину установлены в Одессе, в Харькове.
В творчестве Пушкина украинские мотивы появляются в связи с интересом поэта к былинам, сказкам и древнерусскому эпосу. В 1820 году, еще до ссылки на Юг, Пушкин пишет поэму «Руслан и Людмила», уже на Украине поэт пишет «Песнь о вещем Олеге».
В дальнейшем интерес к Украине и к ее истории подогревался задуманной Пушкиным «Историей Петра Великого». Во время сбора материала для книги Пушкин подробно изучил ряд важнейших событий украинской истории: польско-русское соперничество за обладание Украиной, события Северной войны 1700–1721 годов, упразднение гетманства в 1764. «История Петра Великого» так и не была написана. Но есть короткий «Очерк истории Украины» и главное — вышедшая в 1829 году в свет знаменитая поэма «Полтава».
Созданный в поэме образ украинского гетмана Мазепы вызвал протесты сразу после выхода произведения. В ответ на обвинения в предвзятом отношении к гетману Пушкин, всегда тщательно изучавший исторические документы, ссылался на факты. В «Предисловии» к первому изданию «Полтавы» Пушкин замечает: «Мазепа есть одно из замечательнейших лиц той эпохи. Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварствах и злодеяниях, клеветником Самойловича — своего благодетеля, губителем отца несчастной своей любовницы, изменником Петра перед его победою, предателем Карла после его поражения; память его, преданная церковью анафеме, не может избегнуть и проклятия человечества». Ответы Пушкина защитникам Мазепы, в итоге, составили работу «Возражения критикам Полтавы».
Так что раскрывает Пушкин в «Полтаве»? Несколько коротких отрывков показывают, что поднятые проблемы сейчас актуальны не меньше, чем во времена Полтавской битвы и во времена, когда была написана поэма.
Что происходило на Украине во время Северной войны России со Швецией?
Украйна глухо волновалась. Давно в ней искра разгоралась. Друзья кровавой старины Народной чаяли войны, Роптали, требуя кичливо, Чтоб гетман узы их расторг, И Карла ждал нетерпеливо Их легкомысленный восторг.
Украинская знать лелеет мечты о незалежности, надеется на помощь шведского короля Карла XII. Мазепа же до поры до времени действует осторожно, исподволь, не давая Петру повода раньше времени усомниться в своей преданности. Петр доверяет Мазепе со времен Азовских походов, в которых они были братьям по оружию.
Мазепа козни продолжает. С ним полномощный езуит Мятеж народный учреждает И шаткий трон ему сулит. Во тьме ночной они, как воры, Ведут свои переговоры...
Выбрав момент, Мазепа предает Петра I. Вот как Мазепа описывает жене свои сокровенные замыслы:
Давно замыслили мы дело; Теперь оно кипит у нас. Благое время нам приспело; Борьбы великой близок час. Без милой вольности и славы Склоняли долго мы главы Под покровительством Варшавы, Под самовластием Москвы. Но независимой державой Украйне быть уже пора: И знамя вольности кровавой Я подымаю на Петра.
Но петровская Россия сильно изменилась со времен поражения, понесенного от шведов при Нарве в начале Северной войны. Карл XII увидел совершенно новую Россию. Он увидел:
Уж не расстроенные тучи Несчастных нарвских беглецов, А нить полков блестящих, стройных, Послушных, быстрых и спокойных И ряд незыблемый штыков.
Под Полтавой войска Карла XII и Мазепы были разбиты, король и гетман бежали в Османскую империю. В 1709 году Православная Церковь наложила на Мазепу анафему, а Петр I заочно наградил Мазепу единственным в своем роде орденом Иуды.
Петр I и Пушкин ославили Мазепу как предателя. Современная Украина стремится сделать из Мазепы героя, мудреца и борца за независимость. Ющенко хлопотал о снятии с Мазепы анафемы, и дал такую характеристику деятельности гетмана: «в 1704 году Мазепе удалось объединить правобережную и левобережную части Украины в единое государство... Украина оживала как страна европейской культуры и традиции. Иван Мазепа не предатель. Иван Мазепа — защитник родной земли».
Прочтение Пушкиным событий под Полтавой превратило поэта во врага самостийной Украины. Врага настолько заклятого, что его, в отличие от Гоголя и других русских писателей, даже не пытались вписать в украинский пантеон. Слабая попытка вернуть Пушкина в культурную жизнь Украины была предпринята в 2013 году Александром Голубом, депутатом Верховной Рады от КПУ. Ввиду приближающегося в 2014 году юбилея поэта он предложил не отдавать Москве первенство в проведении праздника.
В качестве аргументов за то, что Пушкина должны помнить на Украине, он приводил следующие факты: жена поэта Наталья Гончарова была правнучкой украинского гетмана Петра Дорошенко, Пушкин проявлял интерес к украинскому фольклору, и, в конце концов, он является крупным поэтом. Но понимания инициатива не вызвала, а крупных поэтов, по мнению членов Верховной Рады, — много. Если отмечать юбилей каждого, то можно разориться.
Ярким свидетельством отношения украинской хунты к Пушкину стал акт вандализма, совершенный в Харькове 6 июня 2014 года: утром жители города обнаружили, что постамент памятника, установленного поэту в сквере, в центре города, разрисован желтой краской. На постаменте был нарисован украинский трезубец и написано: «Слава героям!», а также похабщина в адрес Президента России. Кроме того, перед мемориалом было написано: «Место авиаудара».
Памятник Пушкину в Харькове был установлен в июне 1904 года, в честь 105-летия со дня рождения поэта. Уже в ноябре 1904 года он подвергся нападению: под памятник подложили взрывчатку. Организатором взрыва стал украинский националист Мыкола Михновский, один из основоположников украинского националистического движения, ратовавший за государственную независимость Украины. В прокламации, выпущенной после взрыва, было сказано, что на Украине, «традиции которой уходят к славным временам гетмана Богдана, не должно быть никому и никакого монумента из пришельцев...». Вместо памятника Пушкину националисты предлагали установить памятник Тарасу Шевченко.
В прокламации также разъяснялось, в чем виноват Пушкин. В первую очередь: в «тенденциозном перевирании исторических событий всего мира» и »подло-ложном изображении... гетмана Мазепы» в поэме «Полтава».
В 2014 году пришедшая к власти хунта уже не просто оскверняет памятник поэту. Она поощряет ситуацию, в которой на памятнике Пушкину пишется фраза про авиаудар, фраза, имеющая в свете бомбардировок городов в Донецкой области, вполне душегубский подтекст.
Сквер у памятника Пушкину традиционно является местом сбора людей, причастных русской культуре и отрицающих проводящуюся на Украине дерусификацию. У памятника проводились митинги против оранжевой революции 2004 года, здесь проходят вечера, посвященные памятным датам русской истории. И здесь, отмыв памятник от оскорбительных надписей, 6 июня провели праздник в честь дня рождения Пушкина. Именно сюда пособники хунты надеются когда-нибудь сбросить снаряд.
Между тем, пришедшие на праздник горожане развернули плакаты с такими лозунгами: «Александр Пушкин и Тарас Шевченко — поэты одного народа», «Русский и украинский языки — достояние народа Украины». Чтобы подчеркнуть значимость праздничного мероприятия в свете происходящих на Юго-Востоке событий приведу письмо, пришедшее на сайт «В огне брода нет». Сайт освещает события на Украине, в том числе, на него пишут люди, стремящиеся помочь народному сопротивлению на Украине.
6 июня пришло письмо из Харькова. Автору письма важно было сказать, что день рождения Пушкина в Харькове ознаменован не только варварским осквернением памятника. Вот что нам пишут: «Добрый день, друзья! Сегодня в Харькове (06/06/2014) прошел день Русской Словесности и День Рождения великого русского поэта — А. С. Пушкина. В связи с чем были организованы совместные мероприятия на пл. Поэзии, возле памятника А. С. Пушкину... Мероприятие было малочисленным, но очень теплым по своему духу. Возможно, сказалась информационная блокада, будний день и летняя 32-х градусная жара... Возможно, на фоне происходящего в Луганской и Донецкой областях, эта информация для Вас становится неактуальной, но в мелочах — истина. Для себя, просмотрев новостные ленты, я отметил, что подобное мероприятие прошло лишь в Одессе, и то — под украинскими флажками и ленточками, в отличие у нас — только триколоры. Показательно, надеюсь. Украинские СМИ, похоже, ни словом не обмолвились не то что о мероприятиях, а и о самом великом Гении всего русского народа».
О Пушкине на Украине не желают вспоминать не только в связи с его оценкой Мазепы. У Пушкина народ — один из главных вершителей исторических судеб. Именно народ представляет собой подлинную силу, способную всколыхнуть государство, поднять мятеж, поддержать или свергнуть правителя. И народ не поддержал Мазепу. В «Полтаве» говорится: «Забыт Мазепа с давних пор...» А ничто так не претит современным украинским правителям, как доказательства существования народной воли.