Родительская строгость — это право ребенка. Чтобы потом он стал подобным родителю
Приветственное слово митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона.
Всем божье благословение.
Вообще-то, дорогие мои, вопрос, который собрал нас сегодня в Красноярске, в этом уютном научном зале, стоит глобальным призывом всему человечеству. Который можно выразить словами как лозунг, как выкрик: «Люди, сохраните свою жизнь и сами себя!»
Религия вообще не допускает никакого насилия над будущими поколениями в любой форме. И главная проповедь всех религий и конфессий (которые от Бога, не изуверства, не адские) это сохранить доминирующую возможность рода человеческого преумножать, сохранять, а не уменьшать нации, культуры народов земли. Ибо господствует заповедь первая, которую мы призваны защищать в чистом виде: «Плодитесь и размножайтесь и обладайте землей».
Христианский взгляд и, в частности, православный, на явление дитя в мире очень емко, просто и категорически в то же время выражают слова апостола Павла: «Родители, не раздражайте детей, но наставляйте их в разуме и строгости». Иными словами, воспитывайте с большой любовью, мудро и лучше, чем вы сами являетесь. В этом заложено начало вечной жизни, понятие которой для верующих православных христиан является фундаментальным, руководящим к жизни. При этом четко и ясно говорится, что воспитание должно быть с мудростью, определенной строгостью, но с памятствованием о том, что «...пустите ко мне детей, — говорит Христос, — ибо таковых есть Царствие небесное». Однако Господь не призывает этим своим выражением и правилом к всепопустительству. Потому что и сам он подвергся как ребенок, подросток в 12-летнем возрасте, которого родители спросили строго — мнимый Иосиф-отец и пречистая Дева Мария: «Чадо, что сотворил ты с нами?», когда он остался в Иерусалиме, чтобы явить первое свое божественное предназначение для мира. Он ответил: «Разве вы не знаете, что отец мой послал меня в этот мир?» Однако они спросили его: «Что же ты сделал, сын? Мы так переживали, искали тебя».
Из этих примеров ясно вытекает, что премудрость премудрого Соломона (а его поучения легли в свое время в «Домострой» Российского государства как нравственное, моральное руководство ко всей нации — в первую очередь, к христианам), в общем-то, где-то в какой-то мере живет и в наше время уже в нравственных позициях нашего общества. В генах, скажем так. И, конечно, там есть «Учи своего сына, пока маленький, даже иногда и розгами». Но нигде не говорится о том, что ребенок не личность, что ребенок — приобретение. Наоборот, усиливается акцент, что это гражданин неба и земли и вечности. И он имеет свои права. Но рядом с этими правами идут и его обязанности перед обществом и старшим поколением, и мы должны [его] так воспитывать. При этом нравственное воспитание и направление является приоритетным и, более того, абсолютно неоспоримым правом родителей. И если сами они нарушают нравственные законы, они должны подвергаться и человеческому, и божьему суду.
XXI век сконцентрировал в себе всё мерзкое и всё бесовское, что можно только направить на непорочное маленькое человеческое создание и личность. Вплоть до таких диких вещей, о которых, может быть, непристойно говорить сейчас и не время. Мы все об этом знаем. В том числе и в нашем прекрасном Красноярском крае, немало таких случаев, от которых, наверное, ад рукоплещет. Потому что это — источник зла. И на руку тем, кто служит аду, чтобы народы исчезли и господствовало зло. И единственное в глазах церкви гражданское светское объединение, организация — это Родительское Всероссийское Сопротивление, которое, проводя свою деятельность, осуществляя свои требования и борьбу, в общем-то, абсолютно совпадает с учением, взглядами и требованием христианской доктрины на воспитание детей, на зачатие поколений, на их будущность. А в целом это настоящая фронтовая жизнь за вечный мир... И великий философ Кант об этом мире говорил: «Сегодня великая опасность — разрушить, подорвать устои, которые создал господь, прямым безбожием, а значит, и отрицанием, и уничтожением всех нравственных обязательств и законов, которые должны быть нерушимы и незыблемы в отношении будущих поколений».
Перевоспитание, перезагрузка сознания... угроза нашим лучшим согражданам, детям, не со стороны семьи пока еще, а со стороны тех технологий новой лженравственности, новых законодательств и лжесвобод адского происхождения, которые активно пропагандируются, навязываются и внедряются.
Надо сказать, что российская семья, русская семья — православная семья. И добавлю, что те же доктрины идентичны и в исламском взгляде на семью и воспитание детей. Где пророк Мохаммед прямо говорит: «Как смеете вы убивать детей и живьем закапывать девочек?! Аллах им дал жизнь, и вы не вольны над детьми». Это всеобщая библейская истина, поскольку это религии авраамические... Поэтому эта работа не завершится никогда. Борьба за ребенка, борьба за семью, за нравственность, видимо войдет в вековые традиции нашей страны и, наверное, всего мира.
Синод, а потом архиерейские соборы, выработали и приняли документы, в которых повторяется главный тезис по защите от насилия ребенка. Да, оно всегда было — насилие, но оно не было типичным и не должно быть. И методы защиты всегда были в российском, русском обществе во все времена. И в наше время их довольно в государстве. Но не путем ювенальной юстиции или еще каких-либо технологий, которые превращают эту защиту в совершенно другую форму с другими целями и другими результатами. И не только говорить надо. Родительское Сопротивление, мы видим, практически единственная сила, которая не только говорит, но и достигает результатов. И достигает сердец и умов.
Обращаюсь снова к премудрости Соломона. Через этого царя-пророка Господь предостерегает от вседозволенности для детей. Иначе — теряем общество. Мудрость и строгость должна быть. И она, я думаю, в общей-то массе наших семей российских, в генах родителей присутствует. И поколения подрастающие растут в родительской любви и примере.
Конечно, ребенок не заслуживает ни побоев, ни ярых окриков, ни унижения. Он это всё хорошо понимает. Но ребенок еще является и защитником своих родителей. Дети становятся щитом, сами на себя берут этот подвиг. Особенно в неблагополучных семьях.
И нельзя считать родителей, обладающих слабыми сторонами жизни — алкоголизмом, в первую очередь, — что это есть насилие над детьми. Они бывают очень хорошие родители. Но никакие граждане и личности, когда зеленый змий их порабощает. И здесь уже начинается другая история, которую мы также должны воплощать в жизнь, — [дело] помощи и детям, и этим взрослым людям.
Однако больше всего тревожит, и Патриарх сейчас откровенно говорит, позиция людей, которые по поручению народа, по избранничеству (и депутаты всех рангов, и исполнительная власть от самой высокой до самой маленькой, но не менее ответственной — самого маленького сельского поселения) должны нести эту тревогу. Но получается, что законодатели подчас создают законы, действительно защищающие насилие и превращающие ребенка в разменную монету, в некую живую вещь. В этом мы видим еще подготовку не только к обесцениванию деторождения, но и подготовку будущих поколений людей-эгоистов, бездушных, с каменными сердцами.
И, если случится так называемое клонирование или другие методы воспроизводства рода человеческого, что как свиней их будут убивать, не думая о душе. Это кто будут, люди клонированные, без души и без интеллекта, биоматериал или масса? Не может быть. По учению и взгляду религии, если есть живая тварь, есть и душа, которая ей дается Всевышним. А, значит, приучая к такому, навязывая исподволь, обесценивать точно так же ребенка, который девять месяцев под сердцем матери жил, вот это — насилие. Не родительская строгость и учение, а вот это — насилие.
И, конечно, ребенок — носитель чистоты и нравственности. И высокую ответственность родители несут. И отнимать эту ответственность и методы внедрения в душу ребенка морали и нравственности ни в коем случае — категорически — нельзя. Важно сохранить жизнь, родительское право, право семьи, российской семьи — воспитывать ребенка так, как считают нужным, в соответствии с навыками, традициями, которые дал Всевышний от сотворения мира, и которые тысячелетним историческим развитием нашей семьи стали приемлемым руководящим направлением.
Но, как правило, люди всегда нуждаются в определенном вожде, направляющей силе. И этой силой стало Родительское Всероссийское Сопротивление.
Мы сегодня не можем надеяться, откровенно говорю вам, на нашу школу. Она сама нуждается сейчас в определенном опекунстве. В определенном руководстве и поправке. Она сама стоит на глиняных ногах. Мы можем сказать, что российская, советская школа стояли на чугунных ногах. А сегодня этот колосс стоит не на глиняных, а на соломенных ногах. Всё время почти, через каждые две-три недели, Патриарх на эту тему где-то что-то говорит. Мы вторим ему на местах, потому что как люди мы это сами понимаем. И, наверное, это божье внушение, что мы с вами объединяем наши усилия в этом направлении, и опять встретились в этом зале.
Вот здесь, действительно, из искры такого малого собрания, должно разгореться пламя, которое охватит всех тех людей, которые любят семью, стремятся к семье и которые в малышах заложат семена и право создавать свои семьи. И тем самым перед Богом выполнять главную обязанность сохранения жизни и солнца. И держать ад там, куда он загнан Богом. Потому что где нет Бога — там ад, там тьма и всё разрушающая сила.
Что касается простого насилия, которое есть в наших семьях, об этом нужно говорить с обществом. В советское время оно было атеистическим. Но вера где-то жила, и нравственность глубокая была. Всё общество поднималось от партии, комсомола, пионерии, верующие и неверующие. Все осуждали любое насилие — мужчины над женщиной в семье, над детьми, в том числе, если и в школе это случалось.
Сегодня холодеют сердца. Их надо пробудить. И не идти на поводу сил, которые (а они существуют) откровенно стремятся приобщить к делам тьмы, смерти нашего общества через уничтожение права ребенка на ласку, защиту, любовь и родительскую строгость. Родительская строгость — это право ребенка. Чтобы потом он стал подобным родителю. Способным возделывать землю и кормить будущие поколения, сохраняя землю и небо и жизнь.
И дай Бог нашей встрече быть плодотворной. И всем вам — мудрости господней и решительности и решимости к этой нелегкой работе и борьбе во имя жизни рода человеческого и нашей нации, которое существует тысячелетия от времен создания рода человеческого — Адама и Евы, как и другие нации и народы.
И благослови всех нас Господь!