Саудовский демарш
В прошлом выпуске газеты мы подробно рассмотрели настойчивое участие Саудовской Аравии в судьбе Египта и впечатляющие объемы саудовской помощи Каиру в период отстранения от власти «Братьев-мусульман».
Казалось бы, после этого самое время поговорить о нынешней судьбе самих «Братьев-мусульман» на новом витке мироустроительного передела на Ближнем Востоке.
Однако совершенно невозможно пройти мимо того обстоятельства, что именно сейчас не утихает беспрецедентный саудовско-американский дипломатический конфликт, который Саудовская Аравия как проамериканская страна должна бы была гасить. Ан нет. Она его всячески разогревает. Так что теперь судьбу «Братьев-мусульман» в Египте невозможно рассматривать в отрыве от этого конфликта. Но о конфликте чуть позже. Сейчас же — о том, что «Братья» — это второе по счету, следом за Сирией, яблоко раздора в отношениях между США и Саудовской Аравией. Перед тем, как начать обсуждать это второе яблоко, надо основательно разобраться с первым.
Долгое время в мечетях Саудовской Аравии повсеместно звучали проповеди с призывом ехать в Сирию для борьбы с «неверными» (то есть с режимом Асада в Дамаске, опирающемся на алавитов). Однако теперь, казалось бы, отношение саудовского духовенства к этому вопросу изменилось. В последних числах октября об этом высказался верховный муфтий Саудовской Аравии Абдулазиз аль-Шейх. В своей речи он не советует молодым саудовцам ехать воевать в Сирию. И подчеркивает, что для тех, кто желает встать на путь джихада, участие в боевых действиях вовсе не является обязательным.
В то же время муфтий решительно призвал имамов Саудовской Аравии скорректировать содержание своих проповедей так, чтобы не побуждать молодых саудовцев ехать в Сирию. По мнению муфтия, пропаганда добровольчества «обманывает молодых мусульман».
Что же означает такой призыв? Неужели Саудовская Аравия так круто изменила отношение к режиму Башара Асада? Ничуть не бывало. Верховный муфтий рекомендовал саудовской молодежи не воевать, а молиться за повстанцев, потому что слабо подготовленные добровольцы были бы обузой настоящим бойцам. То есть, надо понимать, профессиональным моджахедам.
И слова муфтия означают не смягчение саудовской позиции по сирийскому вопросу, а уточнение стратегии.
В этом легко убедиться, если посмотреть, какие заявления в этот же период делает светское руководство королевства.
Незадолго до выступления верховного муфтия о «крутом развороте» внешней политики страны объявил глава саудовской разведки принц Бандар бин Султан. 22 октября об этом сообщило агентство Рейтерс. А помимо сведений агентства, статья на ту же тему появилась в The Wall Street Journal. По сообщению этого американского издания, принц объявил об охлаждении отношений между Эр-Риядом и Вашингтоном, а также о том, что Саудовская Аравия в дальнейшем не намерена ориентироваться на Вашингтон. Заявление громкое и осторожной Саудовской Аравии несвойственное.
И, очевидно, не случайно публикация вышла сразу после того, как в Париже произошла встреча между госсекретарем США Джоном Керри и главой саудовского МИДа принцем Саудом аль-Фейсалом. Встреча, как говорят, прошла непросто.
The Wall Street Journal приводит список причин, которые Бандар выдвигает для обоснования изменений саудовского курса.
Среди них первая и главная — это отказ США от бомбардировок Сирии, который принц Бандар считает тяжелой ошибкой. Так что трактовать призывы саудовского духовенства к сдержанности в отношении войны в Сирии как смягчение позиции отнюдь не приходится. Тем более, что принц Бандар активно участвовал в вооружении сирийской оппозиции. В частности, осенью 2012 именно подручными Бандара в Хорватии были закуплены и направлены в Сирию вооружения (тяжелые в том числе).
Затем в списке The Wall Street Journal следует упрек в адрес США за попытки наладить отношения с Ираном.
Кроме того, саудовцы ставят в счет Америке и попустительство заселению Израилем палестинских территорий, и многое другое. В том числе и отказ США перед ожидавшимся ударом по Сирии направить по просьбе Эр-Рияда дополнительные корабли в Персидский залив для защиты восточных провинций Саудовской Аравии от Ирана.
Поскольку принц Бандар долгие годы считался одним из самых проамериканских политиков Саудовской Аравии, то именно его выступление должно подчеркнуть резкость изменения курса.
В последнее время Эр-Рияд уже объявлял, что намерен теперь закупать вооружения не только у США и их союзников. Нетрудно предположить, что это означает, если взглянуть на контекст этих заявлений.
Китайское агентство Синьхуа сообщает, что 28 октября в Эр-Рияде состоялся первый Китайско-саудовский форум по нефтеперерабатывающим технологиям, организованный Саудовской Аравией.
Синьхуа уточняет: «Глава ее Научно-технологического городка имени короля Абдулазиза доктор Мохаммед ал-Сувайл отметил, что его страна служит крупнейшим в мире производителем и экспортером нефти, а Китай как второй потребитель этого товара на планете владеет передовыми нефтеперерабатывающими технологиями, поэтому между двумя государствами существуют большие потенциальные возможности для взаимодействия. Саудовская Аравия как крупнейший поставщик сырой нефти в Китай в 2012 году экспортировала туда рекордные 53,9 млн баррелей».
Но ведь китайской поддержки, наверно, все-таки недостаточно для таких резких шагов, какие совершает Саудовская Аравия. А значит, не все саудовские политические карты открыто лежат на столе. И, несмотря на постоянно курсирующую в СМИ информацию про саудовские миллиарды и баррели, Саудовская Аравия в нынешнем дипломатическом столкновении с США, как говорил поэт, «играет не из денег». Она борется за приемлемую для нее конфигурацию политической и духовной власти во всем ближневосточном регионе. Ради меньшего не прозвучал бы голос верховного муфтия.
А ведь помимо статей, которые мы только что обсудили, звучат и заявления саудовских высоких лиц. Тот же принц Бандар в 20-х числах октября собрал в порту Джидды дипломатов, в присутствии которых объявил: «Нам предстоит решающий поворот от США. Саудовцы больше не хотят находиться в зависимом положении».
А вот заявление принца Турки аль-Фейсала, предшественника принца Бандара на посту главы саудовской разведки: «Вся эта клоунада с международным контролем над химическим арсеналом Асада была бы просто смешной, если б не была столь откровенным предательством. Ее смысл состоит не только в том, чтобы позволить господину Обаме дать задний ход, но и в том, чтобы дать Асаду возможность убивать свой народ».
Только теперь, обсудив первое, сирийское, яблоко раздора, мы можем перейти к обсуждению второго яблока под названием «Братья-мусульмане».
Все компетентные источники утверждают, что вторая по счету причина серьезного охлаждения отношения Саудовской Аравии к США — это утвердившееся в арабском мире представление о том, что Америка ставит в регионе именно на «Братьев-мусульман». А значит, саудовские заявления о смене политического курса тесно связаны с тем, что происходит с «Братьями-мусульманами» в Египте. А именно — с их запрещением и судебными преследованиями.
Интересно, что изменение отношения Саудовской Аравии к «Братьям-мусульманам», как считается, маркировано сентябрем 2001 года.
Когда-то, в незапамятные 60-е годы ХХ века, «Братья» получали в Саудовской Аравии политическое убежище. Спустя полвека отношение саудитов к «Братьям» претерпело значительные изменения.
Так, после террористической атаки на башни в Нью-Йорке 11 сентября саудовский наследный принц Наиф ибн Абдул Азиз назвал «Братьев» «источником всех бед арабского мира». Ничего себе определение для единоверцев? В любом случае констатируем, что саудовская разведка не самая слабая в мире. И такие сильные определения не могли возникнуть на пустом месте.
Это было двенадцать лет назад. А теперь?
К середине 2013 года оценки «Братьев» в арабском мире не стали более сдержанными. Так, ливанская ежедневная газета «А-Нахар» сообщала, что в Египте заметили нежелание США осуждать деспотические методы президента-исламиста Мурси после его прихода к власти и сделали вывод о том, что «США находятся в одной кровати с «Братьями-мусульманами».
Вдумаемся в парадоксальность происходящего.
В арабском мире США обвиняют в интимных отношениях именно с той исламистской группой, которую считают нечуждой самому громкому теракту в истории Америки... На что именно намекает арабский мир?
Еще в 2005 году кувейтская газета «Аш-Шарк-аль-Аусат» подчеркивала, что «все активисты Бен Ладена и «Аль-Каида» вышли из-под плаща «Братьев-мусульман». Ведь признанный организатором теракта 11 сентября Халид шейх Мохаммед состоял в Кувейте в рядах «Братьев-мусульман», а глава «Аль-Каиды» Айман Аз-Завахири вышел из египетских «Братьев»…
Прошло несколько лет, и вот в ноябре 2011 года ливанская газета «Al-Diyar» публикует следующие сведения: «Трудные и малопродуктивные переговоры США и «Братьев-мусульман» продолжались четыре года (уже интересно, правда? — М.П.). Две недели назад был достигнут прорыв. По соглашению между сторонами, «Братья-мусульмане» берут под контроль весь Ближний Восток (!). В обмен они обязуются уничтожить «Аль-Каиду».
Предположим даже, что приведенные здесь сведения несколько неточны (хотя почему им обязательно быть неточными?). Однако с учетом такой возможности описанная картина отражает более чем непростые отношения между радикально-исламскими организациями, одна из которых начинает открыто выступать в роли американского фаворита. К этому фаворитизму в арабском мире многие относятся очень негативно. И в числе этих многих — Саудовская Аравия.
В связи с этим хотелось бы отдельно обсудить получившие широкую известность данные египетского журнала «Rose El-Youssef», опубликованные в начале текущего 2013 года.
Поскольку ситуация с вышеописанным «политическим адюльтером» уже практически приводит к международному скандалу, то нужно вновь привести эти сведения — с необходимой полнотой.
Итак, журнал «Rose El-Youssef» сообщил, что в администрацию президента США Барака Обамы внедрились и работают шесть представителей «Братьев-мусульман». И что им вполне удалось превратить страну «в самого крупного и важного спонсора» указанной организации.
Далее журнал перечисляет конкретные имена, которые хотелось бы привести и здесь. Итак…
Помощник министра внутренней безопасности США Ариф Алихан. Как утверждает египетский журнал, Алихан — один из основателей Всемирной Исламской Организации, являющейся дочерней по отношению к «Братьям-мусульманам». Кроме того, журнал утверждает, что Ариф Алихан, отвечая за «арабское направление» в администрации, является прямым посредником в отношениях между США и силами «арабской весны».
Итак, № 1 — помощник министра внутренней безопасности.
№ 2 — Мухаммед Элибиари, известный поклонник одного из теоретиков исламского фундаментализма и идеолога «Братьев-мусульман» Сайида Кутба. Элибиари является членом Консультативного совета по национальной безопасности. Египетский журнал утверждал даже, что именно Элиабари — один из творцов контр-террористической стратегии Обамы и даже автор речи американского президента с требованием отставки Хосни Мубарака.
№ 3 — Рашид Хуссейн, специальный посланник США в Организации Исламская Конференция (ОИК). О нем известно, что он участвовал в работе Совета американских мусульман, глава которого Абдульрахман Аламуди был признан виновным в финансировании терроризма.
№ 4 — Салам аль-Марайати, основатель Мусульманского совета по связям с общественностью. Как утверждает египетский журнал, тесно связан с «Братьями-мусульманами».
№ 5 — Имам Мухаммед Маджид, глава Исламского общества Северной Америки, созданной членами ассоциации «Братьев-мусульман». Интересно, что в 2011 году Маджид был назначен Обамой советником министерства национальной безопасности.
№ 6 — Эбу Пател, член Президентского совета религиозного сотрудничества, а также друг внука основателя «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банны, член Ассоциации мусульманских студентов.
Этот список был опубликован египетским журналом и сразу же разошелся по англоязычному (и не только) интернету. Если в нем содержатся преувеличения, то почему бы администрации Обамы не опровергнуть сведение, получившие весьма широкое распространение? Тем более, что после смены власти в Египте интерес читателей к этому списку снова разгорелся. Где же эти опровержения?
Не исключено, конечно, что к нынешней осени американской администрации стало уже не до списков. Поскольку оказалось, что опровергать приходится все больше обвинений.
В конце сентября некий египетский адвокат подал жалобу прокурору с требованием включить в список сторонников террора Малика Хуссейна Обаму, сводного брата президента США. Более того, юрист заявил, что старший брат Барака Обамы тесно связан с «Братьями-мусульманами». И Малик Хуссейн Обама вынужден был это опровергать.
Таким образом, приходится констатировать, что идущий разгром «Братьев-мусульман» в Египте сопровождается весьма яркими сопутствующими процессами — беспрецедентным антиамериканским демаршем Саудовской Аравии, оказавшейся политическим противником США и по сирийской, и по египетской линиям. И все это продолжается на фоне постоянно ведущегося арабскими СМИ нелицеприятного «мониторинга» отношений египетских «Братьев-мусульман» с США.
Почти весь год, в течение которого выходила газета «Суть времени», мы следили за военными конфликтами на Ближнем Востоке как частью большой мироустроительной войны в регионе. Теперь, как мы видим, эта игра усложняется. Саудовские союзники США разочарованы тем, что США не нанесли удар по Сирии. Их не устраивает схема коммуникаций США с арабским миром, основанная на высшем приоритете «Братьев-мусульман». Но ведь и сами США отнюдь не с радостью отказались от бомбардировок Сирии. А значит, вскоре ближневосточный мироустроительный конфликт неминуемо переходит в новую фазу. Как именно выглядит эта фаза, мы продолжим следить в последующих номерах.