Славянские и националистические «радения» о российском государстве
Как мы уже отмечали в предыдущей статье, нагнетание межнациональной напряженности (и особенно антикавказских настроений) становится сейчас одним из основных направлений диффузной сепаратистской войны. Об этом свидетельствуют не только публичные провокационные комментарии по следам событий в Бирюлево и традиционная тематика очередного «Русского марша», но и тревожные процессы, разворачивающиеся в последние месяцы на юге России.
Летом 2013 года представители «национал-патриотических» организаций Ставропольского края начали подготовку Русского народного собрания (другое название — I Съезд славян Ставрополья). Основные вопросы, которые собирались обсудить на этом мероприятии, — «выход края из состава Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и провозглашение Ставропольской русской республики».
Об этом заявил (избранный председателем оргкомитета собрания) глава общественной организации «Русское единство Кавказа» (РЕКА), координатор общественных палат Ставрополья, известный местный оппозиционер Сергей Попов. В состав оргкомитета вошли и другие лидеры оппозиционного движения (руководители региональных отделений партий РПР-Парнас и «Новая сила»), а также многочисленные представители славянских и казачьих организаций. Фактически, в этой команде собрались общественные и политические деятели, имеющие прямое отношение к давней дискуссии о «дальнейшей судьбе русских на Юге России».
Летом 2013 года представители «национал-патриотических» организаций Ставропольского края начали подготовку Русского народного собрания (другое название — I Съезд славян Ставрополья). Основные вопросы, которые собирались обсудить на этом мероприятии, — «выход края из состава Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и провозглашение Ставропольской русской республики».
Об этом заявил (избранный председателем оргкомитета собрания) глава общественной организации «Русское единство Кавказа» (РЕКА), координатор общественных палат Ставрополья, известный местный оппозиционер Сергей Попов. В состав оргкомитета вошли и другие лидеры оппозиционного движения (руководители региональных отделений партий РПР-Парнас и «Новая сила»), а также многочисленные представители славянских и казачьих организаций. Фактически, в этой команде собрались общественные и политические деятели, имеющие прямое отношение к давней дискуссии о «дальнейшей судьбе русских на Юге России».
Напомним, что еще с 2010 года (после учреждения СКФО и включения в него Ставрополья) в националистической среде обсуждалось несколько «альтернативных» проектов: возвращение края в состав Южного Федерального округа (ЮФО), образование Северо-Кавказской казачьей республики, присоединение региона к Белоруссии или Украине, создание Ставропольской русской республики (этот проект был предложен на «Сходе представителей славянских общественных организаций» по инициативе «Оргкомитета по спасению Терского войскового казачьего круга»).
Отметим, что еще в январе 2013 года незарегистрированная «Партия национального большинства «Новая сила» (под руководством профессора МГИМО В. Соловья) развернула в Интернете и непосредственно на Ставрополье общероссийскую кампанию по выходу края из СКФО (под лозунгом «Ставрополье — не Кавказ!»). Эта кампания была спровоцирована резонансными конфликтами (в том числе со смертельным исходом) между местными и приезжими и сопровождалась целенаправленным нагнетанием межэтнической напряженности в социальных сетях.
Так что организация Русского народного собрания (запланированного на 4 ноября) с его, по сути, сепаратистской «повесткой дня» — стала логическим продолжением совместных действий либеральной внесистемной оппозиции и части «национал-патриотических» движений. Причем их единство оказалось шатким. Уже одна из первых публичных инициатив спровоцировала раскол оргкомитета собрания и несколько поменяла первоначальные планы.
27 августа в местной прессе появилось обращение к полномочному представителю Президента РФ в СКФО Александру Хлопонину от имени главы оргкомитета С. Попова. Среди основных требований были: проведение местного референдума относительно строительства новых мечетей в крае и отставка мэров Пятигорска и Кисловодска, обвиненных в коррупции. После бурного обсуждения обращения в интернете и нулевой публичной реакции власти из оргкомитета вышли: сам С. Попов, местные лидеры «Новой силы» и «Российского общенародного союза» (РОС), атаман небольшой организации «Кавказская казачья линия» Ю. Чуреков.
Затем местная власть, запретив поднимать «националистическую тематику», дала «добро» на мероприятие, которое состоялось 2 ноября под названием «I Съезд славян Ставрополья». А оргкомитет съезда возглавил глава «Союза Славянских Общественных Организаций Ставрополья» Владимир Нестеров.
Эксперты выдвинули несколько версий относительно раскола: конфликт амбиций внутри оргкомитета, давление власти, активность неоязычников-родноверов (настаивавших на проведении именно «славянского» съезда), а также желание украинских националистов участвовать в «мероприятии славян».
В результате на I Съезде славян Ставрополья присутствовало более 560 делегатов из различных регионов России, а также гости из Республики Беларусь. Причем значительную часть делегатов составляли неоязычники-родноверы, стремящиеся «возродить славянские дохристианские обряды и верования». Отметим, что родноверческие общины стали широко распространяться на территории России, Украины и Белоруссии еще в конце 1980-х годов, и многие до сих пор сохраняют между собой дружеские связи. Так что проекты «вхождения Ставрополья в Белоруссию или в Украину» имеют, в том числе, и этот генезис.
Часть неоязыческих организаций выступает против «геноцида славянских народов» и тесно связана с националистическим движением. При этом многие неоязычники (ради «спасания славян») поддерживают идеи русских «националистов-уменьшителей».
Так что вряд ли случайно одну из внушительных колонн «Русского марша-2013» в московском районе Люблино составляли члены Союза славянских общин славянской родной веры (ССО СРВ) и Союза общин «Велесов круг». А перед этим ССО СРВ — одна из крупнейших российских неоязыческих организаций, существующая с 1997 года и проповедующая «возрожденные древние вероучения славян», — призвала к участию в «Русском марше» (с явной сепаратистской тематикой) все свои региональные общины.
По утверждениям некоторых экспертов, «ожидались, но не появились» на I Съезде славян Ставрополья делегация Верховной Рады Украины, а также представители националистической организации «Казачья диаспора Украины» (возглавляемой Дмитро Корчинским). При этом Корчинский, один из бывших лидеров УНА-УНСО, воевавший в середине 1990-х на стороне чеченских сепаратистов, обещал не только прислать своих представителей на «славянский съезд», но и организовать 4-го ноября в Ставрополе «Украинский марш под антифашистскими лозунгами казачьей автономии как равноправного члена Евросоюза».
В данном случае «анонсированные» Корчинским акции оказались информационной «уткой». Но не все шаги этого сторонника присоединения южных территорий России к Украине носят чисто пиаровский характер. Например, организация Корчинским летом 2013 года на украинской территории «Христианско-тренировочных лагерей Русской автономии» для подготовки «русских боевиков» — это факт.
Отсутствие на «славянском съезде» украинских националистов с их проектами по развалу России было «компенсировано» участием в данном мероприятии известных русских «националистов-уменьшителей». Которые и предложили делегатам развернутую сепаратистскую тематику.
Так, одним из почетных гостей съезда стал сторонник «русского суверенитета» и «русской государственности» Александр Севастьянов. Вот основной тезис из выступления этого «патриарха русского национализма» (выступление неоднократно прерывалось аплодисментами): «В годы гражданской войны Белое движение проиграло потому, что не смогло предложить народу — перспективную программу, привлекательный проект... У нас такой проект есть. Имя ему — Русское национальное государство (РНГ). Этот проект разработан нами во всех деталях: написана Конституция РНГ, ... создана карта оптимальных границ РНГ, совпадающая с границами компактного расселения русского этноса. Разработана идеология русского национального государства».
Подчеркнем, что среди выступавших были (пусть и немногочисленные) докладчики, осуждавшие русский «уменьшительный национализм» как угрозу распада многонационального российского государства. А в Резолюции съезда встречаются конструктивные предложения, адресующие к снижению «конфликтного потенциала» в регионе и «сохранению единства Российской Федерации».
Однако речи ораторов, взывающих к интернационализму, были встречены залом недоброжелательно, а ряд тезисов из выступления А. Севастьянова попал в «Обращение Оргкомитета I Съезда славян Ставрополья ко всем русским организациям». Цитата: «Собравшиеся на съезде пришли к выводу о необходимости обретения русскими своей правосубъектности, суверенитета и государственности на всей территории России путем созыва Всемирного съезда русского народа, сформировав делегации от каждого региона России и от русских организаций и диаспор стран ближнего и дальнего зарубежья... Наш Съезд славян Ставрополья видится нам как пилотный проект, вслед за которым во всех регионах России должны пройти съезды русских организаций, сформирующих свои делегации на Всемирный съезд русского народа. Который, в свою очередь, изберет коллегиальный орган русского народного представительства... и его руководство».
Что стоит за этими словами — «необходимость обретения русскими своей правосубъектности, суверенитета и государственности»? Что имеется ввиду? Об обретении какой государственности идет речь?
Ведь делегаты «славянского съезда» поддержали А. Севастьянова с его разрушительной позицией, требующей создания Русского национального (то есть фактически этнического) государства! Заметим, что этот «проект» вполне совместим и с другим — «созданием Ставропольской русской республики», за что ратует лидер общественной организации РЕКА С. Попов.
Если очистить все эти требования от словесной шелухи, то их суть в следующем. Русский народ, всегда бывший народом-объединителем (именно вокруг него собирались другие народы и этносы России) и «держателем империи», — должен поставить себе цель построить «чисто русское национальное государство».
Но ведь для этого нужно начать процесс территориального обособления русских и, видимо, массового «сгона» нерусского населения из многих российских регионов. То есть речь идет, во-первых, о неминуемом сокращении территории т. н. Русского национального государства. И, во-вторых, о неминуемом разогреве множества этнических конфликтов, которые превратят такое русское «национальное строительство» в большую этническую войну. Причем очевидно, что такой кровавый процесс не так трудно начать, но потом почти невозможно остановить.
Нужно отметить, что в рассматриваемом мероприятии «славян» не участвовали многие патриотические организации. В стороне от него, например, осталось большинство реестровых казаков, к которым накануне съезда обратился их духовный наставник — митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, посоветовавший «всматриваться внимательно, что стоит за таким красивым названием как «славянский съезд» или «русское собрание».
Митрополит Кирилл в своем видеообращении заявил: «На сегодняшний день Ставрополье — многонациональный край, но в то же время христианство всегда было главной религией нашего Отечества... Когда сегодня язычники и националисты, многие из которых в прошлом очень много сделали зла для самой русской идеи и культуры у себя в странах, в частности, в Украине, пытаются узурпировать такие понятия как «русский» и «славянский», а затем проводят националистические марши... и мероприятия, то, безусловно, это оскорбляет русских людей... Мы не позволим никому... разорвать наше единство...».
Несмотря на этот призыв, часть (в основном нереестровых) казаков из организации «Кавказская казачья линия», игнорировав «славянский съезд», стала участником не менее разрушительного для России проекта.
В середине ноября 2013 года в адрес президента РФ, главы правительства и руководства законодательных органов власти (Совет Федерации и Госдума) были отправлены обращения от имени «атаманов Кавказской казачьей линии, вольных казачьих войск юга России и координатора общественного движения «Народная РЕКА» С. Попова».
В этих обращениях содержались не только требования, прозвучавшие ранее в связи с подготовкой и проведением «съезда славян»: о выходе Ставрополья из состава СКФО, о необходимости защиты «русского и казачьего населения Северного Кавказа» от коррумпированных местных чиновников и «кавказских элит», о «проведении местного референдума по поводу строительства новых мечетей». Здесь же авторы обвиняли реестровых атаманов в том, что они занимаются «самоуправством на прихватизированной казачьей земле» и служат «не Отечеству, а своему карману».
А завершаются эти обращения угрозой-предупреждением в адрес власти: мол, если власть будет навязывать нереестровым казакам «свои» нормы и «своих» атаманов, то «... казаки найдут на уровне местного самоуправления свой путь организации своей казачьей жизни. И тогда — с Юга России начнется восстановление казачьего народа, который не удалось извести...».
О значении возрождения казачества, а также об опасности казачьего сепаратизма (в данном случае под флагом «Ставропольской русской республики») мы уже писали в нашей газете.
Безусловно, возрождение российского казачества (как служивого сословия, веками стоявшего на страже государства) заслуживает глубокого уважения. Но в данном случае речь идет о другом.
В данном случае речь идет об откровенной провокации русских «уменьшительных» националистов (которым всегда готовы оказать «поддержку» националисты украинские), вносящей раскол в казачье движение и нагнетающей межэтническую напряженность на (и без того нестабильном) юге России.