Судьбоносные соцопросы
Прошло три года с тех пор, как сформировалась «Суть времени». Но что значит «сформировалась»? Три года назад мы обнаружили, что цикл интернет-передач «Суть времени» привлек внимание намного большее, чем мы предполагали. Тучки оранжизма уже начинали понемногу сгущаться над Россией. Мир переводили, причем достаточно активно, в так называемую стадию турбулентности. Грешно было в этой ситуации не использовать хотя бы самые крохотные шансы на формирование новой лево-патриотической организации. Тем более что КПРФ очевидным образом готовили к участию в оранжизме.
Шансы на формирование новой лево-патриотической организации были и впрямь крохотными. Потому что одно дело — смотреть передачу «Суть времени». И совсем другое дело — вступить в одноименную организацию. Да и что значит «вступить»? Вступить — в какую организацию?
Было ясно, что, решившись строить организацию, надо двигаться в сторону ее построения наимельчайшими шагами. Первым таким наимельчайшим шагом было создание виртуального клуба «Суть времени». Клуба, вступить в который можно было, просто зарегистрировавшись на одноименном сайте. Ни проверок, ни кандидатского срока не требовалось. Сформированный таким образом виртуальный клуб «Суть времени» (сокращенно ВКСВ) просто не мог не быть крайне рыхлым. И никакие мои выступления перед выходящими из раковины виртуальности наиболее дерзкими (а точнее, наименее неуверенными) членами ВКСВ ничего не меняли. Рыхлость была почти бесконечной. И для того, чтобы ее как-то преодолеть, нужно было сделать еще один крохотный шаг — предложить членам виртуального клуба создавать ячейки. То есть решиться на то, чтобы собираться небольшими группами не в виртуальном, а в реальном пространстве. Ну хотя бы у кого-нибудь на квартире, чтобы попить чаю и поговорить по душам.
Для тех, кто решился зарегистрироваться на сайте и тем самым войти в виртуальный клуб, этот следующий наимельчайший шаг был крайне болезненным. Потому что нужно было уже совсем решительно выходить из раковины виртуальности, смотреть в глаза таких же, как ты, обнаруживать разного рода несовершенства твоих товарищей, а значит, и себя самого. Ибо и впрямь человек смотрится в другого, как в зеркало. Только по прошествии трех лет я понимаю, насколько смелым и травмирующим был этот шаг для тех конкретных людей, которые вошли в ВКСВ.
Довольно скоро стало ясно, что, если не сделать какой-то третий шаг, тоже наимельчайший, но еще более смелый, чем предыдущий, организация рассыплется. Просто потому, что невозможно постоянно собираться для беседы на не слишком понятную тебе тему, каковой, безусловно, для большинства являлось реальное идеологическое содержание большого исторического проекта, предложенного в цикле передач «Суть времени». Постоянно мучительно преодолевать неуклюжесть собеседований на идеологическую тему, постоянно фиксировать несовершенство своих конкретных собеседников и так далее.
Вот тогда-то и было принято решение провести силами членов только что сформировавшихся и очень рыхлых ячеек социологический опрос. Это решение было невероятно смелым. Началась мучительная подготовка к первому соцопросу. Была составлена до предела упрощенная анкета. А также инструкция по тому, как надо вести соцопрос. Если для членов ВКСВ дерзкими и мучительными были даже встречи в ячейках, то «выход в поле», то есть многочисленные встречи с реальными людьми в электричках, автобусах, различных точках общепита и так далее... Это уже была отчаянная дерзость.
Члены ВКСВ сопротивлялись, как могли... Защищались от необходимости сделать этот шаг, выдавая свою неуверенность за требовательность, диктующую содержательную критику анкеты и прилагавшейся к ней инструкции. Организация, которая только начала складываться, буквально зависла над пропастью. Было ясно, что зрелые организации — такие, как КПРФ или ЛДПР, никогда бы на подобное не решились. Да и вообще... В донельзя меркантильном постсоветском обществе тысячам малознакомых людей предлагалось бесплатно сделать работу, к которой они совершенно не были готовы, подвергнуть себя психологическому риску, потратить недюжинный труд, причем труд достаточно далекий от абстрактных умствований по идеологическому поводу...
Сейчас, спустя три года, я, думая о рисках, сопряженных с проведением этого первого соцопроса, образно говоря, покрываюсь холодным потом. Потому что понимаю, как мало было шансов на успех. Тогда же, призвав тысячи людей заняться полевыми социологическими исследованиями, я просто завис в ожидании так, как иногда зависают во сне. Затем начали поступать анкеты. Их было много. Очень много. Страшно много. Работа была выполнена вполне добросовестно. Результаты способствовали крутому развороту макропроцесса. Потому что стало окончательно ясно — победы Кургиняна над Сванидзе и Млечиным в передаче «Суд времени» реально отражают умонастроения в российском обществе. А это значило, что десоветизация, предложенная советниками тогдашнего президента РФ Д. А. Медведева, обречена на провал. Что только сумасшедший может проводить эту десоветизацию перед выборами.
Тысячи людей собрали тогда более тридцати тысяч анкет. Да, анкет простейших. И всё же... Они их собрали, понимаете? Собрали добросовестно и в каком-то смысле профессионально. По крайней мере, более профессионально, чем многие так называемые полевые социологи, часто «собирающие» анкеты, не выходя из своего дома.
Вскоре был проведен второй, столь же мощный, соцопрос, посвященный всё тому же вопросу «Об отношении граждан России к десоветизации». Анкета была резко усложнена. Поначалу казалось, что члены ВКСВ не справятся. Но они справились. Их решимость к практической работе не уменьшилась, а увеличилась. Десоветизация оказалась окончательно разгромлена. Это в какой-то — возможно, вовсе не микроскопической — степени сказалось на выдвижении кандидатом в президенты РФ В. В. Путина, а не Д. А. Медведева. Неслабый результат для не просто юной, а находящейся во младенчестве виртуальной организации.
И не тогда ли — после проведения соцопросов — члены ВКСВ почувствовали себя реальной общественной силой? Не тогда ли они ощутили впервые, что что-то могут? И что могут нечто нетривиальное? И впрямь — какая общественно-политическая организация решилась бы на нечто подобное? Не тогда ли «Суть времени» стала формироваться как реальная интеллектуально-политическая организация?
Прошло три года. Опрос, проведенный теперь организацией «Суть времени», бьет все рекорды. Собрано качественно больше анкет. Анкеты эти невероятно сложны. Результаты будут иметь огромное значение для страны. Враг, зная, что это так, беспомощно проклинает создателей анкеты, натравливая на них карликовые, провокативные, псевдоконсервативные силы. Сгорая от зависти и тупой ненависти, подогреваемой врагом, эти силы пытаются убедить общество, что социологические вопросы вообще не надо производить, что верующие люди не должны выбирать между добром и злом, что патриотические политики не должны пытаться узнавать, в каком обществе они живут, что это надо предоставить политикам антипатриотическим и так далее. Но результаты четвертого анкетирования говорят сами за себя. Они показывают, что Россия — это последний оплот классического гуманистического самосознания. Того самосознания, которое лишь условно может быть названо традиционным или консервативным.
Четвертый соцопрос вбивает осиновый кол в попытки врага навязать России европейский постмодернизм. Россия остается единственной не мутировавшей европейской страной. Это при том, что в каждой европейской стране наличествует мощное стремление сопротивляться постмодернистскому ужасу, который навязывает миру так называемое глобальное государство.
Буквально через несколько дней после завершения четвертого соцопроса сутевцы вышли «в поле» для проведения пятого соцопроса по Украине. И триумфально завершили этот соцопрос в рекордно короткие сроки. Никаких капризов, никаких ссылок на усталость. И всё же при всей важности пятого соцопроса, четвертый соцопрос настолько объемен, детален, тонок и глобален, что ему необходимо придавать особое значение.
Поэтому мы посвящаем ему сразу несколько номеров нашей газеты. Чтение данных этого соцопроса более увлекательно, чем чтение самых захватывающих детективных романов. А если учесть, что данные эти получены «Сутью времени»...
Короче, поздравляю нас всех с огромным успехом, с верностью выбранного нами — именно интеллектуально-политического — пути, с нашей готовностью создать одновременно Школу Высших Смыслов и Дружину Сути, маршировать по улицам Москвы и проводить такие вот масштабные и крайне важные соцопросы. А ведь и впрямь, товарищи, это вселяет надежду на исполнение желаемого — пусть слабую, но реальную.
До встречи в СССР!