Террористический марафон с «остановкой» в Бостоне
15 апреля 2013 года в США во время Бостонского марафона был совершен теракт, в результате которого погибло три человека и более 150 участников получили ранения и увечья. Расследование этого чудовищного преступления, а также сопровождающие это расследование события вновь актуализировали темы, которые на протяжении более чем 20 лет волнуют политиков, представителей силовых ведомств, экспертов, население различных стран.
Здесь и угроза со стороны исламского терроризма как мощного дестабилизирующего мирового фактора. И уже давно не безнаказанное использование этого фактора Западом для выстраивания нового формата международной политики, устраивающего только часть мировой элиты. И использование в различных модификациях радикального ислама для развала нашего государства.
Бостонская трагедия вновь поставила на повестку дня вопрос о том, кто стоит за войной, развязанной исламистами уже не только против России, но и против своих недавних западных «кураторов». Не разобравшись до конца в этом вопросе, российская власть не сможет эффективно бороться с исламским радикализмом и терроризмом, а также защитить целостность страны.
Что сообщают о теракте в Бостоне открытые источники?
Два самодельных взрывных устройства (СВУ) достаточно высокого качества сработали с интервалом в 10 секунд. Одно сработало у финишной черты именно тогда, когда предполагалось прибытие основной массы участников марафона. Другое было приведено в действие на небольшом расстоянии от финиша, причем оно было расположено на пути предполагаемого панического бегства зрителей массового спортивного мероприятия. Еще несколько несработавших СВУ было обнаружено в мусорных бачках рядом с местом проведения марафона.
Спустя несколько дней прошла спецоперация по задержанию террористов — выходцев с Северного Кавказа братьев Царнаевых.
Старший, 26-летний Тамерлан, при преследовании был убит. Младший, 19-летний Джохар, при попытке застрелиться получил ранение в горло, что потом затруднило проведение следствия. При расследовании теракта стало известно, что семья Царнаевых в 2000 году переехала из Киргизии в Дагестан, где братья недолгое время учились в одной из школ Махачкалы. В 2002 году семья (включая родителей и сестер), получив статус «беженцев», перебралась в США, в Кембридж. Позже отец вернулся в Дагестан.
Старший брат Тамерлан профессионально занимался боксом, вследствие чего так и не закончил инженерный колледж.
Младший Джохар учился на 2-м курсе университета (на биолога).
С какими странностями мы сталкиваемся в освещении бостонской трагедии?
Странность №1. Противоречивая информация от американских спецслужб относительно того, действовали братья Царнаевы в одиночку или вместе с сообщниками.
Вначале было заявлено, что теракт организовали религиозные «фанатики-одиночки». Эксперты подчеркивают, что такая позиция выгодна президенту Б. Обаме, отказавшемуся от «глобальной войны с исламистами». Ведь сотрудничество Запада с радикальным исламом является основой т.н. арабских революций на Ближнем Востоке и севере Африки.
Но довольно скоро стала появляться информация, опровергающая «версию одиночек».
О Тамерлане было известно, что как минимум в течение последних двух лет он с братом посещал бостонскую мечеть, которая финансируется «Братьями-мусульманами». Родственники террористов утверждают, что интерес к радикальной версии ислама братья стали активно проявлять с 2009 года. Довольно скоро на личном аккаунте Царнаева-старшего в Twitter появляются видеоматериалы и тексты исламистского содержания.
Спустя несколько дней после теракта представитель ФБР заявил: «У нас нет сомнений, что они действовали не одни. Устройства, которые были применены для взрыва двух бомб, не относятся к вещам, о которых люди узнают через Google. Кто-то дал братьям такие знания, и теперь наша задача — найти их». В правоохранительном ведомстве США даже предположили, что «Царнаевы связаны с т.н. спящей ячейкой террористов, которая годами ждала момента действовать».
Обыски показали, что братья готовили серию терактов. В связи с этим американские конгрессмены дали жесткую оценку работе ФБР как очередного «провала разведки».
Странность №2. Некоторые эксперты обращают внимание на то, что впервые традиционный Бостонский марафон сопровождали кинологи с собаками. То есть, информация о готовящемся теракте была, и преступление пытались предотвратить? Вряд ли такие «дополнительные меры по усилению безопасности» в стране, пережившей самую мощную террористическую атаку исламистов (в сентябре 2001 года), были введены случайно.
Странность №3. В кадры видеосъемки места трагедии попали представители частной военной фирмы «Крафт Интернешнл», которые пришли на марафон с рюкзаками, очень похожими на тару, в которой пронесли взрывные устройства братья Царнаевы.
Можно предположить, что организаторы теракта все продумали до деталей. Но эта важная деталь адресует и к специфике работы некоторых американских частных охранных фирм, под крышей которых спецслужбы могут проводить свои операции. Как мы помним, расследование событий 11 сентября породило и такую «экзотическую версию» произошедшего, как «совместная операция спецслужб и исламистов».
Странность 4. Еще в 2011 году российские правоохранительные органы делали запрос и обращали внимание представителей силовых ведомств США на необходимость тщательной проверки Т. Царнаева на причастность к экстремистским и террористическим организациям. Уже тогда сотрудникам ФБР была предоставлена информация, согласно которой: Царнаев-старший «являлся исламистом и сторонником террора», а с 2010 года планировал «покинуть США и присоединиться к террористическому подполью» (по одной из версий) в России. Тогда, после проведенных проверок и «профилактических бесед», представители ФБР заявили, что не имеют к «беженцу» с Северного Кавказа никаких претензий.
Почему фэбээровцы проявили такую «близорукость», возможно, объясняет странность №5. Через прессу была «слита» следующая информация: Тамерлан Царнаев контактировал с представителями американо-грузинской организации, под «крышей» которой проходила «вербовка молодежи и интеллигенции Северного Кавказа для усиления нестабильности и экстремистских настроений в южных регионах России».
Речь идет о созданном в Грузии осенью 2008 года «Кавказском фонде», тесно сотрудничавшем с американской НКО «Джеймстаун». Летом 2012 года эта совместная спецструктура проводила семинары, на которых в составе «российской делегации» присутствовал и Тамерлан Царнаев.
Сразу отметим, что в начале 2012 года Царнаев-старший на полгода прилетел из США в Махачкалу. Официальная версия — для обмена российского паспорта. По словам отца, который живет отдельно от семьи в России, сын «встречался только с родственниками и друзьями в Дагестане и Чечне». Но, по-видимому, круг встреч был гораздо шире.
Согласно опубликованным материалам, спецслужбы Грузии через «Кавказский фонд» и фонд «Джеймстаун» находят в Чечне «кадры», которые в дальнейшем готовят для работы в террористическом подполье. Некоторые эксперты называют «Кавказский фонд», который был закрыт после «засветки», «своеобразным филиалом Госдепа на Северном Кавказе».
При этом обращается внимание на деятельность НКО «Джеймстаун» на Кавказе (ранее в совет директоров этой структуры входил Збигнев Бжезинский). Так, в 2007 году Джеймстаунский фонд проводил семинар «Будущее Ингушетии» с участием бывших боевиков А. Масхадова. В последние два года специалисты фонда говорят о «Грузии как новом региональном лидере на Кавказе», конкурирующем с Россией.
Обратим внимание на то, что, по информации ФСБ и дагестанского МВД, Т. Царнаев «не общался в Дагестане с радикально настроенными мусульманами» и не был связан с исламистским террористическим подпольем, с ее руководством, в частности, с лидером «Имарата Кавказ» Доку Умаровым. То есть выход Царнаева на северокавказских исламистов осуществлялся по линии США–Грузия — Дагестан — Чечня?
В связи с этим обратим внимание на странность №6.
Официальные представители США довольно скоро заговорили о «чеченском следе» в бостонском теракте.
Глава комитета по делам госбезопасности палаты представителей Конгресса США, республиканец М. Маккоул прямо заявил: «Меня беспокоит то, что когда Т. Царнаев находился на Северном Кавказе, его радикализировали и подготовили к теракту чеченские боевики». Бывший сотрудник ФБР, специалист по контртерроризму К. Бро: «Ключом к раскрытию преступления является его мотив... А мотивом — «чеченское наследство». Американские СМИ со ссылкой на «свои источники» сообщили о проверке потенциальных связей Царнаева-старшего с северокавказскими боевиками Д. Умарова.
То есть для американцев в данном случае оказалось важным связать организаторов бостонского теракта с чеченскими террористами, с Россией, где на протяжении уже многих лет идет борьба с исламистским подпольем?
В связи с этим обратим внимание на некоторые последние события в Европе, связанные с «чеченским следом» в бостонской трагедии. Зарубежные СМИ, со ссылками на информацию от представителей правоохранительных органов Великобритании, разразились серией статей, в которых говорится о том, что выходцы с Северного Кавказа, участвующие в боевых действиях в Сирии, могут впоследствии вернуться в США и Европу для продолжения джихада.
Через несколько дней после взрывов в Бостоне эксперты с большим удивлением обнаружили резкую перемену финских властей в отношении пропагандистского сайта чеченских террористов «Кавказ-центр». Многие годы Хельсинки поддерживал этот интернет-ресурс, не реагируя на заявления и протесты Москвы. Теперь стоит вопрос о закрытии главного «рупора боевиков».
Финский правозащитник Ю. Молари, давно выступающий за закрытие сайта, так комментирует ситуацию: «Наши политики напуганы тем, что американские СМИ подозревают бостонских террористов в связи с Доку Умаровым, которому и принадлежит «Кавказ-центр». Наши чиновники боятся, что из-за этого сайта Финляндию могут включить в список стран, поддерживающих международный терроризм».
На этом фоне странно провокационными выглядят события на чечено-ингушской административной границе, произошедшие спустя всего три дня после трагедии в Бостоне.
Сразу отметим, что глава Чечни Р. Кадыров после теракта в США заявил, что «бостонские террористы не являются уроженцами республики». При этом в своих выступлениях и блогах он неоднократно говорил о том, что «бандподполье в Чечне давно уничтожено, но боевики проходят подготовку в соседней Ингушетии».
18 апреля 2013 года продолжающийся «территориальный спор» между Ингушетией и Чечней привел к первым столкновениям с пострадавшими и продемонстрировал всему миру «чеченский экстремизм» в официальном исполнении. В этот день большая делегация из Чечни (порядка 300 человек на БТРе, «Уралах» и легковых автомобилях с огнестрельным оружием) попыталась пересечь административную границу и организовать митинг жителей селения Аршты за его «отделение от Сунженского района Ингушетии». Представители местных правоохранительных органов, ставшие на пути «гостей», были избиты. Прозвучали выстрелы, к счастью, в воздух. Только прибытие ингушского ОМОНа заставило «гостей» уехать домой. После этого инцидента глава Ингушетии Ю. Евкуров распорядился «не допускать силовиков из соседней республики без предварительного согласования их действий». В ответ Р. Кадыров заявил, что «фактически была сорвана спецоперация по поимке лидера боевиков Д. Умарова».
Полпред президента в СКФО А. Хлопонин в очередной раз (с августа прошлого года, когда конфликт вошел в активную фазу) заявил, что ситуация «взята под контроль». Если все останется на уровне победных рапортов, то по-настоящему контролировать ситуацию на Северном Кавказе будут другие.
Похоже, что США будут использовать бостонский теракт как новый повод для давления на российскую власть, «неэффективно борющуюся с терроризмом».
При этом интересны некоторые «признания» американских экспертов и сотрудников спецведомств США. Например, бывший агент ФБР К. Роули заявила, что «чеченские террористы были полезны для давления на Россию, как и моджахеды в Афганистане, воевавшие против СССР... Но при этом многие агенты США обращали оружие против Америки после того, как общий враг был побежден».
Значит сейчас (как и после 1991 года) «общим врагом» для Запада является уже «побежденная Россия» и ранее «полезные чеченские террористы» переносят джихад на территорию своих бывших хозяев? Не является ли эта модель еще одним оправданием будущего потенциального вторжения американских войск на российскую территорию? Ведь после терактов 11 сентября «эффективную борьбу с терроризмом» стали вести и в Афганистане, и в Ираке, и в Ливии... Территория «ответного действия», по-видимому, будет расширяться и после бостонских взрывов...
И региональным лидерам Северного Кавказа и федеральной власти давно пора понять эту сложную и коварную игру, которую ведет часть Запада против России на протяжении многих лет.