Угроза украинского дефолта — проблемы и сценарии
Уже нет сомнений в том, что война (в том числе война экономическая) против Украины одновременно нацелена и против России. И не только против России.
Разберемся, почему это так.
Экономическое положение Украины большинство специалистов оценивает как преддефолтное. И не только потому, что так считают главные рейтинговые агентства.
Вначале несколько цифр.
Только за январь Нацбанк Украины истратил на валютные интервенции для поддержки курса гривны более $1,7 млрд. Однако даже при таких — непомерных для республики — тратах курс гривны упал более чем на 5 %.
При этом совокупный госдолг Украины составляет $73 млрд, а совокупный внешний долг (включая долги предприятий и корпораций) — около $140 млрд. Для страны с ВВП около $174 млрд это очень много. Особенно с учетом того, что выданные Россией в прошлом году $3 млрд уже закончились, и валютные резервы сократились до $17,8 млрд. Причем это не золото, доллары или евро, это ценные бумаги, значительную часть которых не так просто продать.
А еще нужно раздавать неотложные долги. И МВФ — за стабилизационный кредит в $16,4 млрд, за счет которого страна «выползла» из кризиса 2008–2010 гг. И России — за потребленный, но не оплаченный газ. И населению — за невыплаченные (задержанные) зарплаты, пенсии, стипендии и социальные пособия. Только безотлагательные выплаты по внешним долгам в 2014 г. — $7,3 млрд.
А еще есть растущие долги (в том числе, долги государственные) основным фондам и инфраструктуре. Степень износа основных фондов в целом по экономике превысила 79 %, в том числе в промышленности — 65 %, а в транспорте и связи — 95 %!!! И если ими не заняться срочно, начнет рушиться слишком многое из того, что представляет собой так называемое «критическое жизнеобеспечение». В том числе тепловые электростанции и ТЭЦ, которые дают предприятиям и населению электроэнергию и тепло. А еще по дорогам республики скоро станет невозможно ездить. И Автодор слезно выпрашивает деньги хотя бы на минимальный «ямочный» ремонт.
А еще налицо годовой спад промышленного производства на 5 %. А еще сальдо торгового баланса дефицитное (то есть импорт превышает экспорт) уже 10 лет, с 2004 г. То есть внешнеторговые «генераторы экономического роста» не работают. А еще растет безработица. И, при сокращении или стагнации реальных доходов населения, а также задержках социальных госвыплат, — падает внутренний потребительский спрос (второй ключевой «генератор экономического роста»).
При этом Украина до сих пор так и не выбралась из кризисной ямы постсоветского экономического обрушения. Ее ВВП в 2013 г. составил всего 69,3 % от уровня 1990 г.
А еще в условиях «революционного подъема масс» многие области страны перестали платить за потребляемый газ. А еще в условиях того же «революционного подъема» значительная часть населения переместилась с рабочих мест на майданы. А еще в тех же условиях «революционного подъема» существенная доля бизнеса перестала платить налоги.
23 февраля новоявленный исполняющий обязанности президента Украины А. Турчинов горестно и озадаченно сообщил, что «Ситуация на Украине, в первую очередь в экономике, катастрофическая. Власть Януковича довела экономику до катастрофы. На казначейском счету вообще отсутствуют средства. Есть колоссальные проблемы с пенсионным фондом. Вы видите, что происходит с национальной валютой, банковской системой...».
Тем не менее, победившая майданная «революционная гвардия», сейчас лихорадочно штампующая свои «законы» в Верховной Раде, решительно и настойчиво объявляет о «европейском выборе» и готовности незамедлительно подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. И попробуй «гвардия» это не заявить! Ведь именно она запускала в майданные массы слухи о том, что подписание ассоциации сразу принесет украинцам вкусный приз от благодарной Европы в размере то ли 50, то ли 100, то ли даже 160 млрд евро. А заодно — долгожданный безвизовый режим.
Теперь же «есть, наконец, своя, народная власть, без донецких воров и москальских прихвостней». Даешь 160 млрд евро!
Благодарные западные радетели за украинский евровыбор пока пожимают плечами. Глава МВФ К. Лагард повторяет, что МВФ всегда готов — пусть только Украина создаст правительство, а правительство попросит — дать программу реформ. А уже потом, под выполнение этой программы, будут и деньги. Но программа реформ прежняя: убирайте субсидии, повышайте цены на энергию, продолжайте либерализовать экономику. То есть добивайте хозяйство, разоряйте предприятия, повышайте безработицу — под это деньги, ей-богу, дадим.
Европа пока насчет денег в основном отмалчивается или отделывается намеками. Есть в ней, правда, особый энтузиаст, глава комитета по иностранным делам Европарламента (то есть, лицо, имеющее к деньгам Европы самое отдаленное отношение) Элмар Брок. Который уже не первый раз Украину искренне и громогласно экономически обнадеживает.
23 февраля он обнадежил в очередной раз. И даже сумму назвал, которую победно повторили чуть ли не все украинские (и многие российские) СМИ. Сумма, конечно, впечатляет: 20 млрд евро — и не частями, а сразу! Правда, не все СМИ цитировали Брока точно. И не все обратили внимание, что он сказал следующее: «мне кажется, что будет €20 млрд на столе на проведение реформ, и эту поддержку можно будет предоставить немедленно, для предотвращения дефолта». Но очень многим обрадованным украинцам кажется, что эти 20 млрд евро уже на столе, а стол уже в Киеве, в Нацбанке, и осталось только эти деньги правильно использовать или честно поделить.
Лицо более опытное и влиятельное, чем Брок (но имеющее к европейским деньгам отношение столь же отдаленное) — Збигнев Бжезинский, предложил для решения украинской финансовой проблемы другой подход. Он 22 февраля в интервью германской Deutsche Welle заявил: «Я... считаю, что немцы должны взять на себя лидерство в вопросе, от которого они пока уклоняются, а именно: выделить деньги. В нынешней ситуации невозможно достичь приемлемого для Украины компромисса, отвечающего интересам как Запада, так и России, без серьезного финансового участия Евросоюза. А Германия — самая процветающая и экономически сильная страна в составе Евросоюза».
Еще одно решение для спасения Украины от дефолта пока осторожно, намеком, высказал глава МИД Великобритании Уильям Хейг: «ЕС будет убеждать Россию не подрывать экономическую помощь Украине». Вряд ли Хейг подозревает, что Россия запретит ЕС или МВФ выдавать новые кредиты Киеву. Так что Хейг имел в виду, что Москва — чтобы «не подрывать экономическую помощь Украине» — сохранит для нее беспрецедентную скидку в цене на газ, а также свою программу кредитования? То есть сама оплатит основные издержки «майданной революции»? Конечно, это предположение Хейга вполне в стиле британского юмора...
Наконец, еще один вариант спасения Украины от дефолта можно найти в экономической программе, которая в середине февраля обнаружилась в «Фейсбуке» от имени «Правого сектора». В ней написано следующее: «Национализация всех украденных в 90-е годы предприятий. Также в руках народа должна быть вся земля, никаких частных озер и лесов. Всё в госсобственности. Этих денег от национализации хватит на два года для значительного поднятия социальных стандартов и развития экономики. Ну а дальше уже пойдут четко продуманные, полезные, согласованные с народом реформы по типу Грузии, с которыми Украина за пять лет станет самой некоррумпированной, сильной и богатой страной Восточной Европы».
А если говорить всерьез, то понятно, что без очень крупных финансовых вливаний дефолт Украины неизбежен. И вопрос в том, кто и на каких условиях даст (или не даст) ей эти большие деньги.
Понятно, что МВФ (то есть США, у которых в МВФ решающий голос) деньги даст только на условиях кабального и разрушительного кредита. Что 23 февраля еще раз подтвердил глава Минфина США Джек Лью. Понятно, что условий этого кредита — особенно после массового низового шока майданной «революции» — политически и социально не выдержит никакая новая украинская власть.
Понятно, что Европа такие деньги дать может, но очень не хочет. И потому, что у нее самой хватает финансовых проблем. И потому, что давать, по факту, нужно заставлять Германию (а там поди заставь!). И потому, что европейские финансисты люди дошлые и сознают, что дав один раз, дальше придется давать еще.
Однако главное даже не это — не кредит и не маячащий дефолт. Главное — куда повернет (и дальше завернет) украинский политический процесс. И чем он аукнется в Европе, в России и (вполне возможно) во всем мире.
С дефолтом или без него — с кредитом, нельзя исключать того, что власть на Украине сменится довольно быстро. И не безболезненно. И что тогда следующая власть будет уже с лицом «Правого сектора». И что эта власть окажется гораздо решительнее не только Януковича, но и турчиновых, тимошенко, яценюков, кличко и тягнибоков.
Главным возможным экономическим инструментом такой власти в условиях острого внутреннего экономического кризиса, скорее всего, окажется «шантаж на трубах». То есть, угрозы перекрыть нефтяные и газовые транзитные краны из России в Европу.
В том, что касается российской нефти, ее сегодняшний транзит через Украину по системе нефтепроводов «Дружба» составляет порядка 15 млн тонн в год. Это немало, но проблема решаемая — нефть можно пустить в обход по железной дороге — пусть и накладно, но не критично. Наконец, такие объемы потребления нефти Европа может покрыть из других источников — Персидский залив, Северная Африка, Нигерия и т. д.
С газом дело хуже. Его через Украину в Европу сейчас идет 80–90 млрд куб. м. в год. По железной дороге такие объемы не повезешь, да и поставщиков, готовых быстро заместить Европе российский газ, пока в мире не просматривается.
Для России, которая может (хотя это пока под вопросом) заменить украинский газовый транзит трубопроводом «Южного потока» не ранее 2016 г., это будет довольно болезненным экономическим ударом. Но еще болезненнее — причем, возможно, уже следующей зимой — этот удар может стать для Европы.
Вопрос: для какой Европы?
Для Германии, которая сидит на «Северном потоке», это будет очень даже неплохо. Она без газа не останется и, более того, укрепит свои позиции в качестве главного терминала европейского газораспределения. У Польши есть своя труба «Ямал–Европа». Франции всё равно — она сделала ставку на атомную энергетику и алжирский газ.
А вот для Австрии, где сейчас расположен главный «хаб» распределения украинского газового транзита, это будет плохо. И для большинства стран южной и восточной Европы, питающихся российским газом, — тоже.
В любом случае реализация рассматриваемого сценария «политического поворота» Украины резко ослабит Евросоюз и создаст большие проблемы для России.
И то, и другое — устойчивые цели США. Которые к тому же получат дополнительные стимулы для добычи (и, возможно, экспорта) своего сланцевого газа. И вдобавок смогут продавать свой уголь в «энергонедостаточную» Европу.
Не исключено, что об ослаблении Еворосоюза может заботиться и часть немецких элит, давно считающая разросшийся ЕС «восточных партнеров и южных лентяев» обременением. И слишком большой ценой за проект Единой Европы под германским контролем.
Но газовый вопрос в сценарии «радикального политического поворота» Украины не единственный. Понятно, что такой поворот вызовет массы — и очень большие массы — беженцев и в Россию, и в Европу. А это не только огромные финансовые затраты и проблемы, но еще и риски политической дестабилизации. То есть опять-таки явный интерес США.
Значит, и Россия, и Европа должны постараться такого политического сценария на Украине не допустить. А как не допустить? Не войска же вводить! Но что тогда делать? Платить?
И тогда зарождается подозрение, что обращение Бжезинского к Германии с призывом платить было вполне серьезным. И что намек Хейга России «не подрывать экономическую помощь Украине» тоже не был образцом английского юмора.
Понятно, что вся «спецреволюция» на Украине с ее уже состоявшимися и вполне вероятными будущими последствиями — это продуманная операция системной войны против России и Европы. И что главной целью этой спецоперации было недопущение даже минимального экономического соединения Украины с Россией. Но и не только.
Ведь намек Хейга можно расшифровать так: «Забудьте о ваших Таможенных союзах и Единых экономических пространствах. И еще — платите за попытку притянуть к себе Украину. Потому что если не заплатите, вам это обойдется дороже. И будет гораздо хуже. Будут сначала беженцы, а затем и бандеровцы на вашей территории. От Харькова до Москвы не так далеко».
Возможно, это надуманный сценарий из тех, которые относят к разряду «гипераналитизма». Но вопрос уж больно серьезный. И потому стоит обдумать самые маловероятные и наихудшие сценарии.