Украинские хроники — Декабрь 2013 года

Виталий Кличко и Джон Маккейн на Майдане. Рейтер, 15 декабря 2013 г.
Виталий Кличко и Джон Маккейн на Майдане. Рейтер, 15 декабря 2013 г.
Виталий Кличко и Джон Маккейн на Майдане. Рейтер, 15 декабря 2013 г.

1 декабря 2013 г.

1 декабря с осуждением разгона демонстрантов на Майдане выступил В. Янукович. В этот же день ответственность за силовой разгон Майдана взял на себя начальник киевской милиции В. Коряк. Но разогрев ситуации это не остановило. К этому моменту тысячи сторонников соглашения с ЕС, приехавшие с запада Украины в Киев (вот он, результат провокационного разгона Майдана!), уже снесли установленные милицией ограждения и заняли площадь. И начались вполне серьезные «силовые» эксцессы. Причем не без внешнего, не имеющего отношения к Украине дополнительного подогрева.

Так, 1 декабря в Киев прибыл председатель крупнейшей в Польше оппозиционной партии «Закон и справедливость», экс-премьер Ярослав Качиньский. На следующий день приехал экс-президент Грузии М. Саакашвили, и оба они тут же появились на Майдане.

Далее среди участников уличных эксцессов были замечены боевики радикально-националистической группы УНА-УНСО Д. Корчинского, которые во время войны в Чечне воевали на стороне террористов.

А еще, как сообщали украинские источники, перед началом «майданных эксцессов» на Украине появился один из самых известных американских спецов по цветным революциям Марко Ивкович. Но о нем — позже, сейчас же вернемся к событиям 1 декабря.

Активисты еще одной (и наиболее радикальной) оппозиционной парламентской партии «Свобода» Олега Тягнибока разбили стекла в мэрии Киева, и заняли здание, сообщив, что там будет их штаб.

Несколько человек попытались при помощи бульдозера прорваться через полицейское оцепление к администрации президента, но были остановлены силами МВД.

Представитель «Батькивщины», украинский «олигарх» П. Порошенко вскоре заявил, что это провокации, и что протестующие не участвовали в штурме администрации президента. Он сказал, что увидел среди штурмующих около 100 молодчиков в черных масках, с ножами, молотками и баллончиками со слезоточивым газом, и что они не имеют отношения к партии «Свобода».

Однако в этот же день оппозиционеры захватили еще и расположенный рядом с Майданом Дом профсоюзов.

А вечером к резиденции Януковича под Киевом, где проходило срочное совещание президента, глав Совбеза, МВД и мэра Киева, выехала колонна из 300 автомашин оппозиционеров (так называемый автомайдан), но ее остановил и развернул отряд «Беркута».

И в этот же день один из лидеров «Батькивщины», бывший глава МВД Ю. Луценко, заявил о начале революции.

3 декабря 2013 г.

Уже 3 декабря на идею Луценко откликнулся в «Московском комсомольце» С. Белковский: «Янукович испугался подойти к выборам-2015 без больших денег. Роковые последствия своего решения он оценил неверно. Механизм отстранения Януковича от власти пришел в движение. На повестке дня революция».

В этот же день, 3 декабря, Верховная Рада отклонила предложенный оппозицией вотум недоверия правительству Н. Азарова. Президент В. Янукович после голосования в Раде отправился с плановым официальным визитом в Китай. Азаров заявил в Раде, что вопрос о соглашении с ЕС не может решаться без участия России. После отклонения вотума недоверия правительству оппозиционеры попытались взять в кольцо здание администрации президента. Азаров заявил о «попытке государственного переворота».

В этот же день саммит глав МИД стран НАТО осудил «чрезмерное использование силы на Украине» и призвал стороны воздержаться от насилия и начать диалог. После заседания НАТО госсекретарь США Джон Керри заявил журналистам: «Мы выступаем свидетелями мощного выражения поддержки движения в отношении Европы. Мы призываем украинское правительство услышать голос народа, который хочет жить в процветании».

Той же ночью вице-спикер грузинского парламента Г. Барамидзе выступил на Майдане с призывом к протестующим «бороться до конца».

4 декабря 2013 г.

Утром 4 декабря оппозиция в украинском парламенте заблокировала трибуну и президиум Верховной Рады, требуя отставки правительства и освобождения Ю. Тимошенко. Председатель парламентской фракции «Батькивщины» А. Яценюк сказал, что оппозиция будет блокировать работу Рады до тех пор, пока правительство Азарова не уйдет в отставку.

4 декабря митингующие на Майдане оппозиционеры из парламентских партий «Батькивщина» А. Яценюка, «УДАР» В. Кличко и «Свобода» О. Тягнибока расстелили у входа на Майдан со стороны Европейской площади советский флаг, о который все входящие на площадь вытирали ноги. Причем местные наблюдатели отметили, что и в попытке штурма администрации президента 1 декабря, и в акции с советским флагом участвовали те люди, которые определили себя как некий «Правый сектор».

Но специфику оппозиционных украинских партий, а также этот самый «Правый сектор» мы потом обсудим отдельно. Здесь же продолжим хронологический анализ развития украинской кризисной ситуации.

5 декабря 2013 г.

5 декабря Помощник госсекретаря США В. Нуланд заявила на саммите ОБСЕ: «США будут вместе с украинским народом, если он выберет западный путь».

В этот же день «Евромайдан» посетил глава германского МИД Г. Вестервелле. А глава МИД Франции Л. Фабиус ответил Азарову, что события на Украине — это не госпереворот. И что сближение Украины с Европой возможно без ухудшения ее отношений с Россией.

И в этот же день на официальный сайт партии «УДАР» был вывешен список украинских чиновников, силовиков и судей под заголовком «Враги Майдана». Причем список сопровождала ремарка: «Мы придем к власти и всех их накажем».

6 декабря 2013 г.

6 декабря В. Янукович, возвращаясь из Китая, сделал остановку в Сочи для встречи с президентом РФ В. Путиным. Итоги встречи Путин и Янукович публично не комментировали. Премьер Н. Азаров сообщил, что встреча президентов связана с «подготовкой соглашения о стратегическом партнерстве Украины и России».

7 декабря 2013 г.

А 7 декабря пресс-секретарь президента РФ Д. Песков опроверг сообщения СМИ о том, что Путин и Янукович обсуждали возможность присоединения Украины к Таможенному союзу.

По поводу китайского визита Януковича в мировых СМИ появилось много самых невероятных слухов. Наиболее осведомленные эксперты считают, что Пекин был готов дать деньги Украине только на своих условиях: никакой ассоциации с ЕС плюс допуск Китая к существующим у Украины ракетно-космическим технологиям. Однако Киев таких условий боится. Мир после оранжевых революций последних лет стал другим, появился наработанный опыт объявления власти в любой стране «нелегитимной». А ну как американцы найдут какие-нибудь «утекшие через Китай» украинские технологии в Иране или Северной Корее, и объявят нелегитимной Украину? И введут полновесные санкции? Что тогда?

8 декабря 2013 г.

8 декабря «сторонники евроинтеграции» построили на Майдане баррикады, а затем заблокировали правительственный квартал Киева, предъявив властям ультиматум: требуем отставки правительства в течение 48 часов. При этом решающую роль в блокировании кварталов Киева начали играть протестующие на автомашинах, которые назвали себя «автомайданом».

В этот же день активисты «Свободы» Тягнибока вместе с уже упомянутыми выше членами «Правого сектора» снесли у Бессарабского рынка и разбили на куски памятник В. И. Ленину! А на следующее утро на месте снесенного памятника Ленину оказалось водружено знамя ОУН-УПА!

9 декабря 2013 г.

И в этот же день, 9 декабря, в апелляционном суде Киева (в ходе рассмотрения дела задержанных в ноябре 2013 г. митингующих, пытавшихся напасть на кабмин Украины) группа депутатов Рады от партии «Свобода» набросилась с кулаками на прокурора.

В любой стране с вменяемой и уверенной в себе властью (хоть в Америке, хоть в Европе, хоть в Азии) всё, происходящее на Украине с конца ноября, было бы расценено как посягательство на конституцию и государственный строй. И немедленно и жестко пресечено любыми, включая силовые, методами. Такая реакция власти на нелегитимное насилие четко прописана в конституциях и законодательстве. В украинском, в том числе.

Однако на Украине всё разворачивалось иначе.

10 декабря 2013 г.

10 декабря милиция очистила центральные улицы Киева от баррикад и разблокировала правительственные здания. А власть организовала антикризисный «круглый стол», в котором приняли участие все президенты Украины: действующий президент В. Янукович, а также бывшие президенты Л. Кравчук, Л. Кучма и В. Ющенко. «Круглый стол» ничего, увы, не родил, кроме дежурных предложений «жить дружно» и «договариваться с оппозицией». Поскольку на следующую ночь в Киеве началось новое «майданное обострение».

11 декабря 2013 г.

Несколько сотен сотрудников спецподразделений «Беркута» с разных сторон начали «зажимать Майдан», штурмуя и разрушая построенные вокруг него баррикады и снося палатки на площади. Однако к утру была очищена только часть Майдана, прорвать и расчленить внутреннюю «живую цепь» митингующих «Беркут» не смог. Причем наблюдатели отметили очень хорошую организацию и «военную» подготовку ядра Майдана: входящие в него молодые люди не вступали в столкновения, но не давали прорвать цепь и временами даже брали в кольцо группы спецназовцев, но тут же открывали им «коридоры» для отхода назад. А со сцены Майдана при этом продолжали звучать патриотические националистические песни.

Отметим, что в этой — второй по счету — попытке разгона Майдана был отчетливый фон сознательных провокаций. Так, немецкие журналисты опубликовали видео с подробной расшифровкой диалога, на котором Владимир Кличко, брат лидера УДАРа Виталия Кличко, договаривается с бойцом «Беркута» об инсценировке драки, которую в диалоге называли «потолкаться».

Вне зависимости от значимости такого рода «соглашений» между «Беркутом» и лидерами оппозиции, очередная — и безуспешная — попытка разгона Майдана фактически стала еще одной провокацией повышения численности и активности протеста. Поскольку уже на следующий день с Западной Украины на Майдан по призыву оппозиции начали прибывать новые тысячи людей. Причем в основном молодых, спортивных и хорошо организованных.

А заодно появились и соответствующие реакции Запада.

Уже 11 декабря в Киев прибыла глава дипломатии ЕС К. Эштон, которая сначала сделала выговор Януковичу, а затем отправилась к оппозиционерам.

В этот же день госсекретарь США Дж. Керри заявил: «США выражают раздражение в связи с решением украинских властей ответить на мирные демонстрации на киевском Майдане спецназом полиции, бульдозерами и дубинками вместо того, чтобы уважать демократические права и человеческое достоинство. Этот ответ является неприемлемым и не подобает демократическому государству».

Прибывшая в Киев заместитель Керри, Виктория Нуланд, посетила Януковича, а далее также пошла на Майдан. Где под телекамеры демонстративно раздавала печенье и булочки и митингующим, и бойцам «Беркута». Затем Нуланд заявила: «Я чрезвычайно четко дала Януковичу понять, что то, что здесь происходило ночью, то, что происходило в сфере безопасности, является абсолютно неприемлемым в современном демократическом европейском обществе и государстве».

12 декабря 2013 г.

12 декабря представитель Госдепа США Дж. Псаки предупредила Киев о возможности введения против украинских чиновников американских санкций. А представитель Белого дома Дж. Эрнест заявил: «Ответ украинских властей на мирные протесты был совершенно неприемлемым. Трудно понять, почему они неоднократно применяли силу против собственного народа вместо того, чтобы вступить в диалог с оппозицией. Нужно уважать право народа на собрание и на мирный протест. В демократическом государстве недопустимо насилие, подобное тому, что мы видим на улицах Киева».

И в этот же день появились сообщения о том, что в Киев, по личному приглашению главы УДАРа Кличко, прибыл Г. Таргамадзе — соратник Саакашвили, один из идеологов цветных революций в Грузии и Киргизии, а также финансист «болотных эксцессов» в России.

14 декабря 2013 г.

14 декабря в Киеве прошел митинг сторонников В. Януковича. Милиция определила его численность в 20 тыс. чел., оппозиция — в 2 тыс. чел.

В этот же день генпрокурор Украины В. Пшонка назвал подозреваемых в жестком разгоне митинга в ночь на 30 ноября: начальник киевской милиции, мэр Киева и зам секретаря Совбеза Украины.

15 декабря 2013 г.

15 декабря в Киев прибыли сенаторы США Джон Маккейн и Крис Мерфи. Они встретились с лидерами оппозиции, а затем явились на проходившее на Майдане «Народное вече». И там с трибуны поочередно поддержали «мирный протест митингующих» и «европейские устремления народа Украины». Причем ни один из серьезных мировых политиков и аналитиков, кроме представителей российского МИД (включая С. Лаврова), не задал два простых вопроса. Возможно ли такое буквально беспардонное действо зарубежных политиков в какой-либо цивилизованной стране»? И как бы отреагировала любая цивилизованная страна на подобный акт вмешательства в свои суверенные прерогативы?

В этот же день депутат Рады от «Партии регионов» О. Царев заявил о наличии в его распоряжении видеозаписи, на которой диппочта для посольства США на Украине, доставленная авиакомпанией «Люфтганза», разгружается в инкассаторский броневик с украинскими номерами. И что сразу после этого в офисе партии «Батькивщина» вдруг обнаруживаются $17 млн наличными.

В этот же день комиссар Евросоюза по расширению содружества Ш. Фюле заявил, что с 15 декабря ЕС прекратил работу с Украиной по вопросам договора об ассоциации. И в этот же день в Москве начались переговоры между Путиным и (хорошо понявшим «майданные намеки» американцев) Януковичем.

17 декабря 2013 г.

17 декабря было объявлено, что между Россией и Украиной достигнута договоренность о снижении цены на газ для Украины с нынешних примерно $400 за 1000 куб. м до $268, а также о готовности России предоставить Украине кредит в размере 15 млрд долларов.

В этот же день оппозиционные партии сорвали в Раде обсуждение и принятие бюджета страны на 2014 г.

18 декабря 2013 г.

18 декабря премьер Н. Азаров заявил, что Россия спасла Украину от коллапса. Канцлер Германии А. Меркель тут же откликнулась, что Германия разочарована отказом Киева от ассоциации с ЕС и встревожена договоренностями Украины с Россией. А. Меркель оговорила, что «Украина не ограничена в сроках подписания соглашения об ассоциации с ЕС», но заодно подчеркнула, что участвовать сразу в двух таможенных союзах страна не может.

Дальше возмущенные зарубежные, а также украинские и российские оппозиционные отклики на это событие полились густым потоком. Приведем лишь некоторые из них.

Глава МИД Германии Ф. Штайнмайер заявил: «Вызывает возмущение то, как российская политика использовала экономический кризис в Украине».

Группа конгрессменов от обеих партий США внесла в Палату представителей проект резолюции в поддержку «демократических и европейских стремлений народа Украины».

Глава Евросовета Ван Ромпей заявил, что ЕС «не видит перспективы заключения в обозримом будущем Соглашения об ассоциации с Украиной».

Сначала главные лидеры «легальной» украинской оппозиции были явно в растерянности. Яценюк сказал, что цена на газ хорошая, но он всё равно против политики Януковича. Кличко заявил, что для оценки соглашения нужно сначала узнать его подробности. А Тягнибок сказал, что любые договоренности с Россией для Украины неприемлемы.

Но уже на следующий день украинские СМИ начали наперебой вещать о том, что Янукович вместо европейского выбора «с потрохами продал» Украину клятым москалям. А российские «оранжоиды» от Латыниной до Каспарова и от Павловского до Белковского стали напирать на то, что нищая кризисная Россия ради путинских имперских амбиций бросает огромные невозвратные деньги украинскому коррупционеру и диктатору.

19 декабря 2013 г.

Из этой серии высказыван9й приведем лишь наиболее характерное заявление Г. Павловского в «Московском комсомольце» от 19 декабря: «Совершенно не ясен ни коммерческий, ни политический смысл сделки для России. Нельзя сказать, что нынешняя полупровалившаяся администрация в Киеве — это надежное вложение денег. К тому же получается, что Россия сделала только первый взнос. Дальше придется платить и платить, поддерживая нашего партнера, который хоть как-то гарантирует эти деньги. Любая другая администрация этих долгов не признает».

В. Янукович отбивается от критики и заодно — с позиции слабости — начинает «умиротворять» своих оппозиционеров. На пресс-конференции 19 декабря он заявляет, что «московские договоренности помогут увеличить социальные выплаты, тогда как условия, которые выставлял МВФ, привели бы к их замораживанию». И что Украина собирается оставаться наблюдателем в Таможенном союзе и при Евразийской экономической комиссии, а также в дальнейшем подписать соглашение об ассоциации с ЕС.

И в этот же день Верховная Рада по предложению президента принимает закон об амнистии участников прошедших в ноябре–декабре акций протеста.

Но такое «умиротворение» не срабатывает.

23 декабря 2013 г.

23 декабря Яценюк, Кличко и Тягнибок заявили о создании всеукраинского Народного объединения «Майдан» и призвали к организации бессрочных «майданов» на всей территории Украины.

24 декабря 2013 г.

24 декабря Центробанк Украины сообщил, что в республику поступил первый транш российской финансовой помощи в размере $3 млрд.

И в этот же день в Киеве неизвестными была жестоко избита журналистка издания «Украинская правда» Татьяна Черновол — активная участница акций протеста на Майдане и идущей в местных СМИ информационной войны. Оппозиционеры, включая Ю. Тимошенко, тут же возложили ответственность за этот эксцесс на власть и лично на В. Януковича.

Прокуратура сразу возбудила по этому факту уголовное дело «за умышленное нанесение тяжких телесных повреждений» и вскоре арестовала пятерых подозреваемых.

В последнюю неделю декабря оппозиция настойчиво призывала граждан Украины провести празднование Нового года на Майдане. Однако на эти призывы откликнулись немногие. И украинские протестные эксцессы в основном взяли своего рода «новогодние каникулы».