Украинские хроники — Февраль 2014 года
1 февраля 2014 г.
1 февраля Служба безопасности Украины (СБУ) сообщила, что ею по результатам анализа серверов партии «Батькивщина», изъятых при обыске 9 декабря 2013 г., возбуждено уголовное дело «по факту действий, направленных на захват государственной власти». СБУ утверждает, что при планировании протестных акций предполагался «силовой вариант», после которого «к митингующим будет применена сила, а это вызовет широкий резонанс и подорвет авторитет действующей власти и президента».
В этот же день СБУ по подозрению в организации теракта задержали двух членов Днепропетровской организации «Свобода» — председателя городской организации Кирилла Дороленко и главу молодежного отделения Виталия Роменского. У задержанных «...изъяты взрывчатые вещества, две гранаты, а также боеприпасы времен войны...».
Также 1 февраля на Мюнхенской конференции по безопасности главы МИД России и США прокомментировали события на Украине.
С. Лавров заявил: «Какое отношение разжигание уличных протестов, приобретающих всё более насильственный характер, имеет к продвижению принципов демократии? Почему не слышно осуждающих голосов в адрес тех, кто захватывает и удерживает до сих пор административные здания, нападает на полицейских, поджигает полицейских, выступает с расистскими, антисемитскими заявлениям, нацистскими лозунгами? Почему многие видные европейские политики практически поощряют подобные действия, хотя у себя дома немедленно и жестко пресекают любые подобные отступления от буквы закона?».
Дж. Керри ответил, что «...украинцы... борются за право заключать союзы с партнерами, которые помогут им реализовать свои устремления... США и ЕС ... солидарны с народом Украины в этой борьбе... и поддерживают народ Украины в его стремлении к демократии». В тот же день, 1 февраля, прошедший в Харькове Всеукраинский слет руководителей первичных партийных организаций Партии регионов учредил общественный союз «Украинский фронт». Председатель харьковской обладминистрации Михаил Добкин заявил, что «Фронт» намерен присоединиться к тому переговорному процессу, который сейчас идет между оппозицией и властью. Если этого требуют представители «Правого сектора», то и они, и мы, представляя определенную часть населения, имеем на это право, — чтобы на переговорах был представлен весь спектр взглядов и интересов».
В этот же день А. Яценюк в Мюнхене встретился с главой Госдепа США Дж. Керри. Яценюк заявил, что Украина рассчитывает получить от МВФ и ЕС минимум $15 млрд., поскольку правительство Азарова за последние 3,5 года набрало кредита на $35 млрд. Глава «Батькивщины» подчеркнул, что такой пакет можно предоставлять только новому правительству Украины и только после того, как оппозиция получит всю полноту власти.
Керри о деньгах говорить не стал, но «поддержал демократические европейские устремления украинцев» и призвал оппозицию «продолжать переговоры с властями». А также предложил сформировать на Украине «техническое правительство, которое... могло бы решить экономические проблемы страны в соответствии с европейскими устремлениями граждан».
Также 1 февраля Тягнибок призвал граждан прийти в воскресенье 2 февраля на Майдан на очередное «Народное Вече». Вскоре его поправили Яценюк и Кличко, заявив, что будет не вече, а «информационный митинг».
2 февраля 2014 г.
2 февраля на «информационном митинге» на киевском Майдане Яценюк, Кличко и Тягнибок рассказали об итогах визита на Мюнхенскую конференцию по безопасности, а также объявили свои предложения по дальнейшим действиям оппозиции.
Яценюк сообщил, что «мы обратились к нашим западным партнерам» (фраза говорит о многом, не правда ли?) с просьбой о финансовой помощи. И что Запад «готов помочь... народу Украины, но для этого мы должны восстановить власть народа». Яценюк подчеркнул, что парламенту следует изменить Конституцию и «лишить президента диктаторских полномочий», а затем уже избрать новую власть. Кроме того, Яценюк потребовал освобождения из тюрьмы экс-премьера Тимошенко и сообщил, что на Украине будет создана международная комиссия по расследованию преступлений режима Януковича под эгидой Совета Европы.
Кличко об итогах Мюнхена не распространялся, но предложил создавать «дружины ополчения» и призвал «все демократические силы выходить для протеста перед администрациями в регионах», чтобы требовать отмены закона об амнистии и принятия другого — «о безусловном освобождении заложников». Кроме того, Кличко объявил, что 4 февраля, когда в Раде будет обсуждаться состав нового Кабмина, в Киев приедет верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
Тягнибок был немонгословен и с трибуны Майдана призвал всех граждан Украины «присоединиться к сбору доказательств преступлений власти против собственного народа».
В этот же день на интернет-конференции к обсуждению проблем Украины подключился президент США Барак Обама.
Обама заявил: «Мы убеждены, что... правила, ограничивающие протесты и свободу слова... являются контрпродуктивными, и мы выступаем против этого... Предстоит... реструктуризировать правительство Украины способом, который позволит оппозиции и людям на улицах участвовать в подготовке к демократическому процессу, который создаст более легитимное и единое правительство... В долгосрочной перспективе... украинцы, очевидно, смотрят на Европу и Запад, как партнеров в переходе к более свободной экономике, на основе свободного рынка. Очевидно, они имеют сильные исторические связи с Россией и значительные коммерческие отношения с Россией, и ими не надо жертвовать... чего украинцы не хотят — и мы видим подтверждение этому на улицах — так это, чтобы за закрытыми дверями был поставлен крест на их стремлении к более свободному обществу, интегрированному в Европу».
3 февраля 2014 г.
3 февраля СМИ сообщили, что лидер движения «Спильна справа» (того самого, которое захватывало здания Минэнерго, Минюста и Минагропрома в Киеве) Александр Данилюк нелегально покинул Украину и перебрался в Лондон. Это он прокомментировал так: «К сожалению, Майдан не является безопасным местом. Контрреволюционная пятая колонна от торможения революции перешла к ее подавлению. Под прикрытием масок и отдельных оппозиционеров на Майдане появились представители режимоохранительных органов».
Также 3 февраля в Одессе прошла протестная акция «майданной оппозиции» численностью около 1500 чел. Колонна прошла по центральным улицам с флагами Украины и УПА, причем в ее авангарде и охране шли футбольные фанаты. Участники акции скандировали: «Одесса — вставай, Янукович — сидай!», «Зека на нары!», «Януковича-собаку повесим на гилляку!» (то есть на ветку), «Революция, революция, революция!».
И также 3 февраля А. Яценюк (которого тут же поддержали Кличко и Тягнибок) заявил о необходимости срочного возврата Украины к конституции 2004 г. При этом, поскольку ясно, что в Раде необходимого большинства в 300 голосов депутатов оппозиции не получить, предлагается простым большинством голосов принять акт «О возобновлении легитимности и конституционного порядка в Украине».
Правовую основу такого шага оппозиционеры предлагают взять из вывода Венецианской комиссии от 20 декабря 2010 года. Тогда этот международный правовой экспертный орган (заключения которого никак не являются обязательными или директивными) написал, что решение Конституционного суда Украины, отменившего политреформу 2004 года, «нарушило вопрос легитимности действующих институтов государственной власти», так как дало президенту больше полномочий, чем это было известно избирателям на момент его избрания.
И, наконец, также 3 февраля в Киеве сотрудники МВД задержали двух мужчин, имевших при себе самодельное огневое устройство и травматический пистолет. Один из задержанных сказал, что приехал из Полтавской области на заработки. И что нанялся на Майдан за 200 гривен в день охранять палатки и участвовать в митингах, а также что «самопал» ему выдали соратники на Майдане. Второй задержанный сообщил, что на Майдане «у многих людей видел различное оружие».
***
Прерывая на этом месте наш аналитический мониторинг событий на Украине, мы считаем, что можем сделать по приведенным материалам предварительные выводы.
Они таковы.
Во-первых, украинская власть слаба и нерешительна.
Она слаба и нерешительна, потому что расколота (рассмотренные украинские события показывают это с полной очевидностью).
Она слаба и нерешительна, потому что хорошо знает, что слишком погрязла в далеко не благостных процессах коррупции, клановых конфликтов и вывода денег за рубеж (не случайно Европа грозит Киеву процессом проверки счетов украинских олигархов, понимая, что этот аргумент украинская власть воспримет очень серьезно).
И еще власть знает, что и оппозиция это всё тоже знает.
Во-вторых, по указанным причинам слабости и нерешительности украинская власть еще и «нестратегически уступчива». То есть не понимает, где уступки, которые могут стать предметом для политического торга с антивластными конкурентами, а где уступки, которые смертельны не только для власти, но и для страны и ее народа.
В-третьих, внутри самой власти, в силу ее расколотости, уже явно сформировалась своего рода «внутренняя оппозиция», которая готова играть с уличной оппозицией в собственную — причем провокационную — политическую игру. И именно наличие этой «внутренней оппозиции» (разумеется, с продуманной внешней, зарубежной провокационной поддержкой) обеспечивает в украинском политическом противостоянии большинство тех отмеченных в нашем мониторинге крупных провокаций, которые разогревают противостояние, неуклонно приближая его к трагическому тупику. Причем нельзя не подчеркнуть, что эти провокации каждый раз возникали «в нужный момент», когда накал противостояния начинал снижаться.
В-четвертых, легальная оппозиция, олицетворяемая Кличко, Яценюком, Тягнибоком, Луценко, Порошенко и т. д., ничуть не лучше власти. Она так же (даже еще глубже) расколота, так же (даже еще более явно) нестратегична, и так же переполнена собственной «внутренней оппозицией». Кроме того, она в очень высокой степени управляема, как ярко выразился Яценюк, «западными партнерами». И потому никакого приемлемого для Украины сценария выхода из усугубляющегося политического, социального, экономического кризиса предложить не может и не предложит.
В-пятых, в зазоре между властью и легальной оппозицией (а также во «внутренних оппозициях» среди тех и других) всё более отчетливо (хотя по возможности максимально скрытно) выявляется и дооформляется, если так можно выразиться, «третья сила». Которую нельзя сводить к столь ярко демонстрирующему свои боевые возможности «Правому сектору».
Представляется, что эта сила имеет не только боевой потенциал, но и очень большие политические возможности и амбиции. Причем возможности и амбиции интернациональные и никак не соотносящиеся с лозунгами о демократии, правах человека и «цивилизованном европейском выборе». И эта «третья сила» явно причастна к «провокационному управлению» украинским противостоянием.
И — пока — нельзя избавиться от впечатления, что в ходе последних месяцев украинских «майданных противостояний» эта «третья сила» и укрепляется, и отрабатывает технологии реализации своих политических амбиций.
Часть следующего номера нашей газеты мы намерены занять рассмотрением дальнейшего хода событий на Украине, а также аналитическому обсуждению некоторых ключевых ракурсов украинского противостояния.