«Южмаш», обеспечивающий техническую поддержку российских ракет «Сатана», будет полностью исполнять все контракты, заключенные с Россией, и начнет переговоры о новых российских контрактах

Украинский кризис и новая экономическая война. Часть VI

Развивая попытки (пока безуспешные) сократить экспортный нефтегазовый потенциал России, США не забывают и о других направлениях экономической войны.

Таковыми для США являются технологическое и в особенности военно-технологическое направление. По сути, США призывают западный мир, и в первую очередь страны НАТО, вернуться к тем условиям и масштабам технологической войны против России, которые были реализованы в начале 1980-х годов президентом Р. Рейганом и главой ЦРУ в его администрации, У. Кейси. Расчет на то, что экономика России, как тогда экономика СССР, надломится под гнетом расходов на военно-технологическую гонку.

Соответствующие меры уже обозначены и принимаются. И эти меры — вполне в духе прошлой холодной войны. Тогда с 1949 г. действовал созданный по инициативе США международный орган западных стран под названием «Координационный комитет по экспортному контролю» (КОКОМ), который регулярно составлял перечни тех стратегических товаров и услуг, которые странам-участникам КОКОМ запрещалось экспортировать в СССР и другие страны «советского блока».

Как мы уже обсуждали ранее в нашей газетной рубрике, с 1981 г. США начали навязывать КОКОМ всё более жесткие ограничения по технологическому сотрудничеству с Москвой, а также проводить в отношении экспортных поставок в СССР западных товаров прямые диверсионные спецоперации. И это действительно нанесло советской экономике очень серьезный прямой и косвенный ущерб.

После развала СССР КОКОМ был формально ликвидирован. Однако и собственно американские, и негласные натовские списки ограничений на поставки в Россию технологий оборонного и двойного назначения по-прежнему составляются и применяются.

Однако сейчас США приступают к новому этапу расширения и ужесточения ограничений в сотрудничестве с Россией в сфере технологий военного и двойного назначения. Уже в марте 2014 г. Министерство торговли США объявило о прекращении выдачи лицензий на экспорт в Россию продукции военного и двойного назначения. Поскольку такие решения обратной силы не имеют (то есть не запрещают торговые отношения по лицензиям, выданным ранее), то Госдеп США дополнил это решение Минторга рекомендациями «согласовывать» с правительством поставки в Россию всей продукции и услуг, относящихся к «критическим» технологиям.

Однако при этом США, которым свойственно распространять свои внутренние правовые акты на весь мир, оговаривают, что эти решения относятся ко всем странам, которые в своей экспортной продукции используют американские технологические новинки. В результате под угрозой санкций США оказались очень многие международные (прежде всего, европейские) коммерческие проекты с Россией.

В частности, под вопросом оказались уже согласованные и отчасти оплаченные запуски российскими ракетами европейских, турецких, канадских научных, телекоммуникационных и коммерческих спутников, содержащих американские компоненты и электронные узлы (если исполнять американские санкции, их нельзя ввозить в Россию).

Под вопросом оказалось и множество проектов американских, европейских, японских, корейских и т. д. компаний, которые поставляют в Россию высокотехнологичную продукцию с электронными компонентами американского производства. Например, поставки германской компанией Siemens AG электротехнических систем и контрольно-измерительных приборов для трубопровода «Южный поток».

23 мая нижняя палата Конгресса США приняла проект военного бюджета США на следующий год, в котором особый раздел посвящен технологическим санкциям против России. В тексте оговорено, что военно-техническое сотрудничество с Россией «запрещается до тех пор, пока министр обороны и госсекретарь США не заверят Конгресс в том, что Москва не нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины, соблюдает Договор по ракетам средней и меньшей дальности и Договор об обычных вооруженных силах в Европе... запрещается передача России чувствительной информации об американской программе ПРО... запрещаются деловые контакты с компанией «Рособоронэкспорт».

Принятый документ требует сообщить всем странам-членам НАТО мнение Конгресса США о том, что они «также должны отказаться от поставок в Россию товаров и технологий военного и двойного назначения».

Отдельной строкой записано требование заявить о несогласии США с планами Франции достроить и продать России вертолетоносцы типа Mistral. В контексте обсуждения проекта в Конгрессе был даже сформулирован призыв выкупить у Франции построенные для России два «Мистраля» с тем, чтобы их использовать в целях НАТО.

Отметим, что глава подкомитета Палаты по ядерному оружию Майкл Роджерс внес в проект бюджета особую поправку, касающуюся военно-технических связей России и Украины. Поправка предлагает начать переговоры с украинскими властями «о прекращении сотрудничества Украины с Россией в вопросе обслуживания межконтинентальных баллистических ракет, которые используют российские Ракетные войска стратегического назначения», а также «подумать, как США и страны НАТО могли бы воспользоваться возможностями днепропетровского КБ «Южное» (того самого, которое проектировало основные советские стратегические ракеты).

Правда, в этом суровом и решительном бюджетном документе есть важная оговорка — о том, что для запретов и ограничений на сотрудничество с Россией в военной области могут делаться исключения «из соображений национальной безопасности США».

Такие исключения делаются. Как мы уже обсуждали, Минобороны США и НАСА, подумав, потребовали отменить судебное решение о запрете приобретения у российского «Энергомаша» реактивных двигателей РД-180 для запусков тяжелых спутников ракетами «Атлас». Конкурент американских военных ракетчиков, частная корпорация SpaceX, тут же заявила, что может решить проблему запуска тяжелых спутников. И вдобавок провела презентацию макета пилотируемого семиместного корабля Dragon V2, который, якобы, уже в 2016 году сможет доставлять на орбиту американских астронавтов.

Но в Пентагоне и НАСА этому не слишком верят. И потому предложили выделить $1,5 млрд для разработки аналога двигателя РД-180. А 16 июня директор программ пилотируемых космических полетов НАСА в России Шон Фуллер сообщил газете «Известия», что США «рассчитывают на продолжение сотрудничества с Россией по программе Международной космической станции» и после 2020 года.

Давление США на партнеров по НАТО с требованиями прекратить военно-техническое сотрудничество с Россией — явно не нравится даже самым близким союзникам Вашингтона. Особенно в тех случаях, когда сопровождается демонстративными экономическими «наездами».

Так, бурю возмущения во Франции вызвал штраф в $10 млрд «за нарушения режима международных санкций в отношении Ирана и Судана», выписанный американцами в конце мая крупнейшему национальному банку BNP Paribas. Причем такие же нарушения санкций со стороны банков США американские регуляторы «не заметили». И тогда президент Франции Ф. Олланд заявил, что контракт с Россией по «Мистралям» исполняется в соответствии с графиком и что 22 июня (отметим «знаковую» дату — день начала Великой Отечественной войны) на верфь во французском Сент-Назере для освоения первого из двух построенных «Мистралей» прибудут 400 российских моряков.

В начале июня германский концерн Rheinmetall сообщил, что продолжает исполнять контракт на строительство и оборудование в поселке Мулино в Нижегородской области крупнейшего нового военного учебного центра, где одновременно смогут проходить боевую подготовку на электронных тренажерах подразделения масштаба мотострелковой бригады. Центр должен быть сдан в эксплуатацию в конце 2014 г.

А 5 июня Норвегия, не откликнувшись на американские призывы прекратить военное сотрудничество с Россией, приняла участие в ежегодных российско-норвежских учениях «Баренц-2014», посвященных отработке операций поиска, спасения и эвакуации экипажей судов и летательных аппаратов, терпящих бедствие на море, а также выявлению и ликвидации крупных разливов нефти. В маневрах участвовали самолеты и вертолеты российского Северного флота, а также ВВС Норвегии.

Пока не увенчались успехом и попытки США «обрезать» военно-технические связи между Украиной и Россией. В конце марта, вослед за упомянутым выше решением Минторга США, украинский госконцерн «Укроборонпром» принял решение заморозить поставки оружия и военной техники в Россию. Но на поставках в Россию украинской военной продукции это — пока — практически не сказалось.

Дело в том, что почти все украинские военно-производственные предприятия Украины уже давно акционированы и приватизированы. И решение «Укроборонпрома» им не указ. Кроме того, большая часть их продукции, вроде авиационных или судовых двигателей, — это техника гражданского и военного назначения, которую в России закупают, в том числе, и гражданские предприятия. Чтобы остановить такой украинский экспорт в Россию, требуется специальное решение на уровне принятого Радой закона или постановления Правительства.

Пока такого решения нет. И, как мы уже писали, украинская власть от него старательно увиливает. Заявляя, что для принятия такого решения США должны дать гарантии допуска продукции украинских оборонных предприятий на западные рынки. Иначе десятки тысяч украинцев окажутся без работы и пойдут социальные бунты.

Но мировые рынки продукции этого типа — одни из самых прибыльных и закрытых. Они давно поделены и оберегаются особенно тщательно. И даже жесткий американский диктат не может заставить крупнейшие военные корпорации подвинуться и уступить серьезную рыночную нишу «каким-то украинцам». Тем более в ситуации, когда украинские предприятия работают не просто на экспорт, а в кооперации с предприятиями российскими. Например, производители судовых двигателей в Николаеве не могут обойтись без российских технологий, а производители вертолетов в Запорожье — без поставляемых из России вертолетных лопастей и ряда других узлов.

Так что пока, как сообщают официальные российские представители, украинские поставки военно-технической продукции идут в соответствии с графиком и в полном объеме.

Но и не только. 8 мая новоявленный днепропетровский губернатор Игорь Коломойский, спонсор Майдана и батальонов вояк, направляемых «зачищать» Юго-Восток Украины, подписал с исполняющим обязанности гендиректора государственного предприятия «Южмаш» Сергеем Войтом меморандум о сотрудничестве и создании «неполитизированной промышленной территории». Согласно этому меморандуму «Южмаш», обеспечивающий техническую поддержку российских ракет «Сатана», будет полностью исполнять все контракты, заключенные с Россией, и начнет — при поддержке губернатора — переговоры о новых российских контрактах.

Сводятся ли мотивы Коломойского к пониманию того, что без российских контрактов огромный завод встанет (так это объясняют журналисты), — отдельный вопрос, выходящий за рамки данной статьи. Однако факт состоит в том, что Коломойский, став реальным хозяином Днепропетровской области, демонстративно поддержал отказ государственного «Южмаша» исполнять решение «Укроборонпрома» о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией. И в конце мая корреспондент Reuters Томас Гров с изумлением сообщил, что «Южмаш» продолжает сотрудничество со стратегическим ракетным комплексом России в полном объеме.

Россия в ответ на попытки США «прижать» нас технологическими санкциями также достаточно жестко «огрызается».

Об этом — следующей статье.