В Арктике станет жарко. Часть II. Каков ответ России?
Россия, как было сказано в предыдущей статье, на долгое время позабыла о необходимости поддерживать оборонительный потенциал в арктическом регионе. Имея на прилегающие к границам северные территории неоспоримые исторические права, Россия своим бездействием провоцировала другие державы к активному военному освоению Арктики. Лишь год с небольшим назад было принято решение сделать арктическое направление стратегическим приоритетом наших Вооруженных Сил. Итоги первого же года активной деятельности оказались впечатляющими.
В начале 2015 года командующий Северным флотом адмирал Владимир Королев вручил боевое знамя командиру 80-й арктической мотострелковой бригады береговых войск, формирование которой началось еще год назад. Сейчас военнослужащие бригады приступили к боевой учебе у берегов Северного Ледовитого океана.
В марте прошлого года парашютно-десантный батальон Ивановской 98-й воздушно-десантной дивизии впервые в российской истории провел десантирование из самолетов Ил-76 на аэродром «Темп» на острове Котельный.
А в марте этого года прошли уже более крупномасштабные учения с использованием различных видов войск. 16 марта 2015 г. Владимир Путин как Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ привел в полную боевую готовность Северный флот, отдельные соединения Западного военного округа и Воздушно-десантных войск. В рамках внезапной проверки к маневрам были привлечены порядка 38 тыс. военных, более 3 тыс. единиц военной техники, свыше 55 боевых кораблей и подлодок, 110 самолетов и вертолетов. Масштабы небывалые!
Главной целью проверки была оценка способности Северного флота по выполнению задач в Арктике. Перед армией ставились конкретные задачи по усилению группировки войск на островах Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, перегруппировка спецназа на большие расстояния (расстояния переброски от места постоянного базирования варьировались от 400 до 4 тыс. км), защита государственной границы РФ на суше, в воздухе и на море в условиях Крайнего Севера. Российская ударная авиация успешно отработала все поставленные задачи, начиная от уничтожения на земле колонн условного противника и заканчивая воздушными боями с «вражескими» крылатыми ракетами. Северный флот тоже справился с поставленной задачей: уничтожил несколько «вражеских» военно-морских группировок в акватории Баренцева моря, высадил десант на необорудованное побережье, а недавно образованная в его структуре Первая отдельная арктическая мотострелковая бригада успешно «прикрыла» от нежелательного проникновения сухопутную границу Российской Федерации на северном направлении и уничтожила диверсионно-разведывательные группы противника.
Со слов замминистра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова, только за первые три дня учений, с 16 по 18 марта, было израсходовано 3,7 тыс. литров горючего и расстреляно около 177 тонн ракет, боеприпасов и других средств поражения.
Также в этом году Арктику будут осваивать наши морпехи. Если у частей ВДВ уже имеется достаточный опыт высадки в суровых условиях, то морской пехоте придется его приобрести — они будут учиться прыгать с парашютом, стрелять из артиллерийского и стрелкового оружия на полигонах, расположенных за Полярным кругом.
На вооружении арктических бригад будут снегоходы, двухзвенные тягачи и корабли на воздушной подушке. Для всех машин, эксплуатируемых в северных широтах, разрабатывается особое топливо и горюче-смазочные материалы, а военнослужащие получат специальную экипировку, которая создана по принципу многослойности из сочетания натуральных и синтетических материалов.
Осваивают Арктику и наши «стратеги». В начале марта 2015 г. Северный подводный флот провел учения по отработке новых способов использования подводного оружия. Иными словами, экипажи учились взламывать лед при помощи торпед для всплытия лодок и запуска межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боевыми частями.
Запуски МБР из высоких широт Арктики имеют несколько преимуществ. Главное из них — сокращение времени подлета к цели и, следовательно, снижение эффективности противоракетной обороны противника. К тому же находящиеся на боевом дежурстве под арктическим льдом наши подводные лодки невозможно обнаружить до момента пуска ракет никакими имеющимися у противника средствами, включая спутники слежения
Наши стратегические ракетоносцы также начали совершать регулярное патрулирование в небе над нейтральными водами в Арктике. Согласно заявлению главкома ВВС России генерал-лейтенанта В. Бондарева: «...мы организовали патрулирование воздушного пространства над районами Северного Ледовитого океана самолетами стратегической авиации Ту-95МС. Четыре самолета выполняют полет в течение 12 часов над северными районами. После дозаправки в воздухе они продолжат патрулирование еще в течение 12–14 часов».
Здесь надо пояснить, что посменное патрулирование с ядерными ракетами на борту означает постоянную максимальную готовность к ответно-встречному ядерному удару (нехватку самолетов для постоянного патрулирования сейчас решено срочным образом восполнить строительством новых «стратегов»). Таким образом, не только подводные лодки — носители ядерного оружия, но и стратегическая авиация выходят на режим постоянной готовности, как во времена СССР.
Помимо этого, в ближайшие три года Военно-Воздушные Силы получат модернизированные высотные перехватчики МиГ-31, которые прикроют наиболее важные стратегические направления в Арктике. Для их базирования будут полностью восстановлены брошенные десятилетия назад армейские аэродромы на Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа. Аналогичные работы проведут в Нарьян-Маре, Алыкеле, Андерме, Рогачево и Нагурской, а в этом году начинается реконструкция аэродрома Тикси, на котором с 2017 года будет базироваться соединение самолетов фронтовой авиации и перехватчики МиГ-31. Также МиГи-31 разместят и на военном аэродроме Анадыря.
Вооруженные Силы также планируют поставить на патрулирование Северного морского пути и других территорий в Арктике новинку — беспилотный дирижабль. Сегодня этот российский беспилотник способен подниматься на высоту до километра и нести груз разведывательной аппаратуры массой около десяти килограммов. Но после его доработки и оптимизации под условия Крайнего Севера, которые идут полным ходом, его возможности принципиально увеличатся. Пока же Арктику начинают патрулировать классические БПЛА — специальные подразделения Восточного военного округа, дислоцированные на Чукотке, уже начали в Арктической зоне тестовые полеты беспилотников.
Кроме того, на островах Земли Александра I (архипелаг Франца-Иосифа), Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта будут развернуты радиолокационные посты и пункты наведения авиации.
Наконец, сейчас проходит испытания арктическая версия самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С». Арктическая версия комплекса должна работать при температуре ниже 50 градусов, при сильном ветре и в условиях постоянной ночи. Если испытания пройдут успешно, то наши арктические наземные силы получат отличную защиту от любых воздушных атак.
Арктика, по уверению экспертов, — это новый нефтегазовый и ресурсный Клондайк. И как когда-то, во времена американской золотой лихорадки, старатели устраивали бешеные гонки, чтобы первыми застолбить золотоносные участки, так и теперь многие страны готовятся любой ценой закрепить за собой арктические территории. И уже на этом этапе разметки границ страны-соперники считают для себя обязательным демонстрацию военной мощи.
Что же касается реальной готовности осваивать арктический Клондайк, то большинство стран пока не имеет для этого ни специальной техники, ни подготовленных кадров. Ведь государства, географически расположенные в теплой климатической зоне, по-настоящему пока еще не осознают, что на самом деле означает и насколько сложна адаптация всей их техники — от военной до добывающей — к так называемому «северному варианту». Практически мало кто из них сталкивался с ситуациями, когда при 50–70-градусных морозах топливо превращается в вязкую кашеобразную субстанцию, и даже металл начинает крошиться. Достаточно вспомнить, как в Великую Отечественную немцы каждую зиму мучились со своей техникой. А ведь это происходило в средней полосе России, где 30-градусные холода уже считаются трескучими морозами.
Даже США и Канада, имеющие северные провинции, всё же далеки от полного представления о том, что их ожидает в Арктике. Вот наглядный пример.
Командование ВМС США неоднократно заявляло, что если решение «идти в Арктику» будет принято (а оно, уверен, будет принято!), то первыми воздушное пространство станут патрулировать самолеты F-35.
Но эти истребители настолько не приспособлены к действиям в высоких широтах, что северные страны, такие как Норвегия и Дания, не хотят их покупать. ВВС Дании согласны заменить F-35 на более надежные F/A 18 Super Hornet, несмотря на то, что это самолеты предыдущего поколения, которые по своим техническим характеристикам давно проигрывают подавляющему большинству российских истребителей.
Во всяком случае, на данный момент натовская техника к действиям в северных широтах не готова — она изначально для этого не предназначалась. Так что США и их союзникам явно придется начать разработку другой, более подходящей к суровым условиям военной техники. А это работа не на одно десятилетие.
Китай, который рассчитывает на Арктику как на легкий способ получения гигантских запасов нефти и природного газа, хоть и имеет в Гималаях территории, сходные по климатическим условиям с арктическими, но специальные северные варианты для своей техники наверняка также не разрабатывал.
Именно поэтому Россия с ее огромным опытом работы на Севморпути, ледокольного строительства, полярной авиации и многого другого в этой гонке обладает серьезными преимуществами. Во всяком случае, те специфические арктические задачи, которые всего год назад поставило Минобороны России, уже начали осуществляться:
Северный флот, годами совершающий походы в суровых северных условиях, уже сейчас выполняет все возложенные на него обязанности;
летчики истребительной авиации ВВС России приступили к несению службы в северных широтах;
Воздушно-десантные войска и морские пехотинцы вплотную занимаются освоением новых территорий для высадки и отражения угроз в условиях Крайнего Севера;
разрабатывается специальное арктическое топливо, осваиваются беспилотные и многие другие специальные технологии, предназначенные именно для экстремально низких температур.
Великий Ломоносов прозорливо заметил, что Россия будет прирастать Сибирью. Так и произошло. Арктика — следующий шаг, и богатств в ней не меньше, чем в Сибири. Если Россия всерьез и надолго возьмется за освоение Арктики, использует все многочисленные советские «северные» наработки, сумеет воспитать новое поколение арктических первопроходцев, тогда освоение Севера может стать для нашей страны не только новым огромным ресурсным капиталом, но и мощной перспективной целью, которая даст толчок модернизации страны.