В штаб Народного Собрания, посвященного защите Российской науки
Уважаемые коллеги! Дорогие товарищи!
Движение «Суть времени» вместе с профсоюзами Академии наук и РВС начали борьбу за нашу науку. У нас появился центр, вокруг которого мы можем сплотиться.
Я биолог с 20-летним стажем работы. Последние восемь лет работаю в Швеции. Поэтому я могу сравнить особенности нашей и «тамошней» науки. Конечно, я не профессиональный аналитик, но некоторые тенденции современной «тамошней» науки настолько сильны, что заметны даже биологу.
Что же я вижу отсюда? Методичный и настойчивый захват Будущего Западом. Наступление идет по многим направлениям. И захват научной сферы играет в этом процессе одну из главных ролей. Я вижу два основных направления удара.
Первое: понижение статуса национальных ученых. Этот процесс происходит во всех странах, которые Запад не причисляет к своему кругу. Но нам в данном случае важна Россия.
Нам намекают, говорят напрямую, вдалбливают и талдычат о том, что все настоящие ученые покинули Россию, а те, что остались — лузеры. Это не так. Например, я уехала, а мой гениальный учитель остался в России. Сам факт отъезда еще не говорит о таланте.
Нам постоянно суют под нос «тамошние» рейтинги лучших университетов мира. При этом не объясняют ни того, кто и как эти рейтинги формирует, ни того, каким целям они служат.
У нас считаются особенно ценными статьи, напечатанные в «тамошних» журналах. Наши ученые, безусловно, должны печатать свои работы на английском языке, но почему обязательно в западных журналах? В изданиях, где чужая цензура тщательно фильтрует, что можно печатать, а что нет?
Полученные за границей дипломы ценятся намного выше, чем российские. Хотя по своему опыту вижу, что большинство закончивших аспирантуру в шведском университете, где я в данный момент работаю, знают намного меньше, чем мои российские коллеги, а понимают из того, что знают, и совсем чуть-чуть. Так что судить специалиста надо не за то, где был получен диплом, а только за уровень профессионализма.
Для чего же так настойчиво пытаются выдать отечественного ученого за давно отставшего от «современной науки» лузера? А для того, чтобы запустить на нашу территорию «тамошний» дискурс. Чтобы околонаучная и псевдонаучная западная околесица не встречала бы никакого сопротивления. Чтобы никто не смел даже под вопрос поставить ее научную ценность и правильность. Чтобы «экспертное мнение» было бы только у «тамошних» холеных профессоров, а всякие «тутошние» лузеры в дешевых костюмчиках не смели бы даже и рта открыть. А если бы и пикнули чего, так все бы только посмеялись над зарвавшимися неудачниками.
Второе направление захвата науки Западом — научные исследования активно уводятся в сферу Бесполезного. Наверное, реальные исследования проводятся, но в ограниченных количествах, в изолированных местах и сугубо для элитного пользования. Такие исследования не афишируют. Основную же массу западной научной мысли всё упорнее сдвигают в сторону иллюзорного. Гранты в виде подкормки и стимуляторов щедро разбрасываются в строго определенных областях. Искусственно создаются и поддерживаются бурные потоки каких-то гендерных исследований, всемирного потепления и прочего подобного.
Эти потоки, по замыслу западных проектантов Будущего, должны увлечь за собой направления мысли всей мировой науки. С помощью такого механизма вычеркивают из сферы научного поиска целые области. Они становятся как бы невидимыми. И в основном из сферы приложения сил ученых хотят убрать исследования, направленные на решения реальных проблем человечества. Ну, например, на исследования по глобальному потеплению тратятся огромные ресурсы, но идут они не на серьезные мелиоративные проекты и не на селекцию устойчивых к новым условиям культур, а распыляются на большие и малые «пугалочки». А в то же самое время в головы граждан и политиков внедряется мысль, что если какой-то проблемой на Западе не занимаются — значит она того не стоит!
Так, поднимая много шума вокруг пустых проблем и увлекая научную мысль в поток Бесполезного, науку всего мира пытаются превратить из производительной силы в налоговое бремя.
Вот чего, на мой взгляд, хотят добиться. А если мы позволим этому случиться, то развитие и перерожденной науки, и всего общества пойдет в русле, заданном Западом. И именно Запад будет конструировать Будущее для нас. Поэтому спасение нашей науки и сознательное укрепление авторитета «тутошних» ученых — это наше сопротивление чужим проектам Будущего!
В связи с этим предлагаю:
1. Проанализировать существующие условия получения российских грантов и убрать пункты, которые дают преимущества ученым, публикующимся в западных журналах, дают преимущества научным коллективам, имеющим совместные проекты с западными лабораториями
2. Внести в условия получения грантов пункты, которые стимулируют сотрудничество между научными коллективами внутри России,
3. Учредить российские электронные журналы (по типу F1000 или PloS), публикующие работы наших ученых на английском языке. Привлечь к работе профессиональных переводчиков. На государственном уровне активно заниматься продвижением этих журналов и поощрять ученых, публикующихся в данных изданиях.
4. В любых государственных проектах, где привлекаются научные эксперты, включение как минимум равного количества отечественных специалистов должно быть обязательным.
Желаю эффективной работы Народному Собранию! Призываю всех коллег осознать важность момента и принять участие в движении за сохранение нашей науки! За наше право самим создавать свое Будущее!