«Воспитательная работа»
Для управления умами и сердцами людей разработано множество информационно-психологических технологий. Безусловно, эти технологии были широко применены в ходе нынешнего конфликта на Украине. Однако безусловно и то, что реакцию украинского общества на происходящие события невозможно объяснить только лишь информационно-психологическими воздействиями, осуществленными в последние полтора года — с осени 2013-го.
Люди влияют на историю и своим действием, и своим бездействием. Всё происходившее на Украине, начиная с осени 2013 года, совершалось при молчаливом согласии или одобрении большинства населения. Такие события, как евромайдан, сожжение людей заживо в Одессе и начало так вызываемой антитеррористической операции («АТО») в Донбассе, вызвали либо сдержанно-положительную реакцию значительной части общества, либо не вызвали никакой реакции вообще. Многие рядовые граждане, причем не только жители Западной Украины, предпочли счесть правых радикалов не радикалами, а «патриотично настроенной молодежью». Они не захотели вовремя увидеть угрозы, не захотели — или не смогли — приступить к активным действиям. И фашизм, не встретив массового противодействия, расцвел пышным цветом.
О чем свидетельствует неадекватная реакция большинства украинского населения на чудовищные события? О том, что к началу этих событий люди уже находились в определенном состоянии, которое и наложило отпечаток на восприятие ими ситуации. Но как они оказались в таком состоянии?
На это повлияло множество факторов. Рассмотрим хотя бы некоторые их них.
Начнем с Донбасса. Ситуацию в Донбассе часто сравнивают с ситуацией в Приднестровье — и не в пользу Донбасса. В Донбассе на защиту своей земли встала лишь часть населения, в Приднестровье — фактически все, кто мог держать в руках оружие. Ситуация — схожая, реакция — разная. В чем причина?
Между сегодняшними событиями в Донбассе и приднестровским конфликтом пролегло более двадцати лет. Население Приднестровья образца 1992 года было еще по менталитету населением советским. В нем еще сохранялся советский культурный код, в котором патриотизм и коллективизм — безусловные ценности, в котором сильна гордость за то, что отцы и деды сумели отстоять Родину от фашизма, в котором людям предписано брать на себя ответственность («кто, если не я?») и горой стоять друг за друга.
Население Донбасса к моменту начала «АТО» — это уже население, вкусившее все «прелести» постсоветского существования. С ним более двух десятилетий вели целенаправленную «воспитательную работу», вытравляя старую закваску. И отсутствие массовой реакции на варварское нападение на родной край — следствие этой «воспитательной работы».
Если же говорить уже не о Донбассе, а об Украине в целом — точнее, о болезнях, которыми больно современное украинское общество и которые определили его специфическую реакцию на происходящее, — следует отметить, что эти болезни характерны для большинства государств, возникших на постсоветском пространстве. Что же это за болезни?
Прежде всего, население бывшего СССР, разбросанное по новообразовавшимся государствам, столкнулось с болезнью, которая Западу знакома уже давным-давно. Называется эта болезнь атомизацией общества. Атомизированное общество представляет собой скопление обособленных индивидов, между которыми отсутствуют прочные социальные связи. Если государство стабильно, а законы работают, в таком обществе можно жить в целом без опасений за свою жизнь. Но во времена катаклизмов, войн и нестабильности человек-атом оказывается абсолютно беззащитным. Необходимо объединяться с другими, что-то организовывать, но как? Для общества, находящегося в атомизированном состоянии, мобилизация (которая всегда предполагает объединение, сплочение) составляет большую проблему.
Сознание большинства членов атомизированного общества — специфично. Советское коллективистское общество имело внятную целостную картину мира. За счет этого, в том числе, достигалась прочная связь между его элементами. Система советского образования отводила формированию картины мира ребенка очень серьезное место.
Члены атомизированного общества принципиально не должны иметь единой картины мира. Запад давным-давно, еще в 1940-е годы, начал кампанию против коллективизма как краеугольного камня коммунизма, объявив его страшным злом. Было заявлено, что именно коллективизм порождает тоталитаризм. При этом тоталитарными объявлялись — и через это приравнивались друг к другу — и коммунизм, и фашизм. «Ужасным» коллективистским обществам противопоставлялись «прекрасные» индивидуалистические, то есть атомизированные, общества.
Но если принцип атомизированного общества — не объединение, а разъединение, зачем такому обществу единая картина мира? Скажем больше: поскольку такое общество изначально не предполагает равенства, субъектностью в нем (а ее невозможно обрести, не имея целостной картины мира) должна быть наделена только элита. Остальной части общества способность к анализу, к увязыванию фактов и событий воедино как бы и ни к чему. Бессубъектными людьми гораздо легче управлять.
Что происходит с человеком, у которого отсутствует целостная картина мира? Окружающий мир превращается для него в мозаику разрозненных, малосвязанных между собой фактов. Данный тип мышления получил название «клиповое». Формированию клипового мышления способствует и современная система образования, и потребление фрагментированной, обрывочной информации, почерпнутой из СМИ и интернета. Люди с таким мышлением не способны выстраивать логические связи между фактами. У них в прямом смысле слова «каша в голове».
Эта «каша» усугубляется еще и тем, что человек с клиповым мышлением часто принимает на веру многие факты, о которых сообщается в том же интернете. Между тем интернет полон информации, малосвязанной с действительным положением дел. Это могут быть продукты пропагандистской работы или искаженные отголоски реальных событий, или чьи-то домыслы. Но обладатели клипового мышления «заглатывают» любое интернет-содержимое, относясь к нему, как к реальности. Яркие виртуальные образы прочно внедряются в сознание. Происходит отключение критического восприятия реальности.
Предлагаю читателю ознакомиться с текстом, который был размещен на одном из интернет-форумов. Этот текст ярко иллюстрирует, к чему приводит сочетание клипового мышления с утратой критического восприятия реальности. Намеренно привожу очень длинную цитату, сделав в тексте лишь совсем незначительные сокращения:
«Вчера я почувствовал себя инопланетянином в родном Киеве. Короче, отмечали событие у одних знакомых. Всего было человек 15 (все из Киева). С высшим образованием 8, у остальных среднее или средне-специальное. Ну конечно, не могли не коснуться политики и вопросов о происходящем в Украине. Вот какие тезисы были озвучены этими людьми (все с максимальной аффектацией, криками, воплями, заламыванием рук и прочего).
— Майдановцы — герои Украины, и все присутствующие ПОСТОЯННО носили им еду и одежду.
— Путин не может без войны, он постоянно развязывает войны. В качестве примеров прозвучало: Приднестровье, Чечня (о том, что было 2 чеченских войны, никто из этих людей даже не догадывался, не говоря уж о сроках этих войн), Осетия, Абхазия и — ВНИМАНИЕ — БИНГО!!! — Нагорный Карабах.
— На востоке Украины орудуют банды российских боевиков, местное же население мечтает о том, чтобы пришли украинские войска и эту «горстку российских наемников» перестреляли.
— Крымчане не хотели в Россию... у многих там «знакомые», которые подтверждают, что на референдум никто не явился и всё было фальсифицировано. Наоборот — ВНИМАНИЕ — ОПЯТЬ БИНГО!!! — ВСЕ крымчане мечтают сейчас лишь об одном, чтобы Крым вернулся в состав Украины.
— На Украине должен быть только один язык — украинский. Все граждане Украины любят и всегда с удовольствием общаются на украинском (при этом за столом все общались на русском). За второй государственный язык — русский — выступают только несколько сотен маргиналов, алкашей и бомжей на Юго-Востоке.
На мой невинный вопрос, знают ли присутствующие, с какого года Путин является президентом России (время президентства Медведева априори для всех — тоже президенство Путина, это даже не обсуждалось), последовали ответы от «с 1991» до «с 1994»...
На мой вопрос, почему вы осуждаете российских наемников в Донбассе и не осуждаете украинских наемников в Чечне, на меня дружно накинулись, что я не понимаю, ведь там была «национально-освободительная борьба чеченского народа против Российской империи». Когда же я спросил, что в таком случае делали украинские наемники в Приднестровье, ВСЕ стали меня убеждать, что в данном случае украинские наемники воевали за независимость и территориальную целостность Молдовы! Это меня несколько удивило и даже позабавило, все эти люди даже не подозревали, что украинские наемники в Приднестровье воевали НА СТОРОНЕ ПРИДНЕСТРОВЬЯ. И воевали представители УНА-УНСО (организация, деятельность которой запрещена в РФ), т. е. именно те, кто сегодня является «Правым сектором» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Это сообщение всех повергло в шок. Стали кричать, что я всё это сам придумал, такого не может быть и т. д. Мне было торжественно объявлено, что я зазомбирован российскими телеканалами, и что У МЕНЯ каша в голове::)))))
При всем при этом присутствующие единогласно осудили, что в Киеве да и по всей Украине на руках полно нелегального оружия и это еще нам всем аукнется. На мое замечание, что оружие вообще-то первыми начали захватывать именно майдановцы, опять сказали, что я ниче не понимаю, оружие это — ВНИМАНИЕ — БИНГО! — до Майдана не дошло (у майдановцев вообще не было ни одного ствола — только палки и щиты)... А как же многочисленные фото с Майдана вооруженных «протестувальныкив»? — спросил я и добавил, что лично видел там вооруженных огнестрелами «протестувальныкив». «Ахахаха, это всё ФОТОШОП! Мы же тебе говорим — НИКАКОГО ОРУЖИЯ У МАЙДАНОВЦЕВ НИКОГДА НЕ БЫЛО. А ты видел просто муляжи. Это для понтов некоторые ходили»...
Расходились мрачными, прощались сквозь зубы. Жена посетовала, что я испортил людям праздник:)».
Помимо того, что у сегодняшнего среднестатистического жителя Украины «каша в голове», он еще и сильно сконцентрирован на самом себе. И это тоже не случайность. В течение всего постсоветского периода эгоизм усиленно пропагандировался именно как норма жизни. Если советский человек воспитывался в установке «жить для других», то постсоветский — в установке «жить для себя». Всячески поощрялся нарциссизм, особенно в благополучной части общества. Но у человека-нарцисса всегда ослаблено чувство гражданственности.
Важный признак нарциссизма — отсутствие прочных связей с реальностью. Ведь столкновение с реальностью чревато разрушением иллюзорной самооценки. И потому нарциссические личности изворотливо избегают таких столкновений. И убеждают самих себя, что окружающий мир, безусловно, создан специально для того, чтобы удовлетворять их ненасытную потребность в удовольствиях, новых впечатлениях и положительных эмоциях.
В известной антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» показано фашистское общество будущего, в котором люди обязательно принимают наркотик «сому», который избавляет их от негативных эмоций. Это приводит к тому, что люди просто не желают избавления от своего рабского положения, они счастливы благодаря наркотику, и это их вполне устраивает. Негативные эмоции направлены на реагирование при столкновении с угрозой. Если человек всё время их блокирует, то, сталкиваясь с опасностью, он не воспринимает ее адекватно.
В этом смысле показательны одесские события. Символично то, что они случились именно в городе, который славился своей веселой, расслабленной и ироничной атмосферой. Даже когда произошла страшная трагедия, большинство жителей не отреагировало на это, как будто ситуация их не касается. Массовых протестов и восстаний не произошло. Многие не изменили своей привычке искать удовольствий, несмотря на абсолютную чудовищность случившегося.
Вот достаточно характерный пост на одном из интернет-форумов:
«К сожалению или к счастью, но я узнала о событиях в Одессе [речь идет о сожжении людей 2 мая 2014 года, в пятницу] и связанном с ними трауре в Украине только в понедельник, а майские выходные прошли для меня на полном позитиве. Это, знаете, такое ощущение бесконечного расслабления и счастья, когда не включаешь телевизор и не открываешь Google новости. Просто высыпаешься, гуляешь, занимаешься домашними делами, общаешься с друзьями».
Автор поста описывает серию своих развлечений и сетует, что после них ей пришлось слишком быстро бежать домой, чтобы «успеть еще на одну акцию — флешмоб женственности». Суть этого флешмоба — «выйти на главную площадь своего города в красивом платье или юбке и дарить цветы встречным женщинам-девочкам-бабушкам... Вручив все цветы, мы пошли кушать мороженое. Настроение было радостным и позитивным. На следующий день мне рассказали, что во многих украинских городах флешмоб восприняли в штыки, мол, как это, во всей Украине траур, а вы цветы дарите. Для меня лично это звучит несколько странно. Конечно, мне очень жаль погибших в Одессе людей, жаль всех и каждого, кто вынужден принимать участие в этих политических играх и умирать непонятно за что. Но от того, что мы все сядем дома у телевизора, будем смотреть новости и плакать, никому легче не станет. Лучше в такое непростое время кого-то поддержать, кому-то подарить цветок или просто свое внимание».
Среди «нарциссов», как правило, наиболее идеологизированными являются представители «креативного класса». Причем это очень специфическая идеологизированность: либерализм у них, как выяснилось, прекрасно сочетается с фашизмом. Многие «креаклы» с ненавистью и презрением относятся к жителям Донбасса, которые для них — «омоскаленные», «быдло», «совки» и «ватники».
Некая гламурная дама из Киева выложила в ЖЖ опус под названием «Девять причин. За что я терпеть не могу ватников». На множество комментариев к этому посту автор отвечала чаще всего нецензурно. Привожу только самые «приличные» ответы:
«Заходящие сюда ватно-колорадские лобковые вши и гниды лучше всего иллюстрируют собственно сабж. Ничего даже доказывать не надо. Вот они, насекомые, во всей красе».
«В Украине давно и много добывается газа для нужд населения. Только вата об этом не в курсе, на <...> вате шото знать, кроме цен на пиво и лекарства от трипера».
Комментарий к посту: «Существует мнение, что стрельба артиллерийскими снарядами по жилым массивам с мирными жителями является военным преступлением. Даже если эти мирные жители поставили галочки на референдуме».
Ответ автора поста: «Эти «мирные жители» — генетический мусор».
Не только «креаклы», но и «простые» обыватели пытаются продолжать беззаботный потребительский образ жизни. В том, что в результате катастрофической экономической ситуации перед ним маячит перспектива лишиться возможности получать свои удовольствия, они винят коммунистов, Януковича, Россию и «дотационные» Донецк и Луганск (от которых вроде бы и отказаться хочется, но отдавать жалко). Снова цитирую текст, размещенный на одном из интернет-форумов:
«Тут двоякая ситуация — с одной стороны избавиться от дотационных Крыма и Донбасса было бы замечательно, тем более что они всегда мешали стране развиваться в Западном русле, тянули страну вниз, как балласт. Но с другой стороны — если Россия увидит, что у Украины можно брать всё, что нравится, она заберет и остальное... Если бы наши не начали защищать Донбасс, как они это делают сейчас, завтра бы Россия захотела Харьков и Одессу».
Между прочим, взращивание потребителя в массовом масштабе было одной из конкретных целей информационно-психологической «воспитательной работы», которую Запад вел против СССР. Начатая работа была успешно завершена уже на постсоветском пространстве. Сопротивляться тому же фашизму, поднимающему голову на Украине, могут только люди, наделенные гражданственностью. А потребитель, как и нарцисс, в большинстве своем имеет ослабленное чувство гражданственности или не имеет его вовсе. Таким образом, чем выше в обществе потребительские настроения, тем менее способно оно к сопротивлению.
Итак, к началу нынешнего кровопролитного конфликта украинское постсоветское общество в течение более чем двух десятилетий «воспитывали», обрабатывая специальным образом.
Во-первых, атомизировали, то есть делали не способным к коллективной реакции, в частности, к мобилизации.
Во-вторых, формировали у подрастающего поколения клиповое сознание и отсутствие критического мышления, то есть лишали его возможности обрести целостную картину мира.
В-третьих, всячески поощряли эгоизм и его производную — нарциссизм.
В-четвертых, всячески поддерживали в обществе рост потребительских настроений, то есть отучали население от гражданственности (а значит, способности к сопротивлению).
Заметим, что такая «воспитательная работа» осуществлялась не со всем населением Украины, а лишь с той его частью, которая была ранее привержена советским ценностям. При этом другая, меньшая часть общества — антисоветчики- «западенцы», последователи Бандеры, — оказалась этим «воспитательным» процессом не затронута.
Она в постсоветский период, во-первых, не атомизировалась, а наоборот, еще теснее сплотилась.
Она, во-вторых, сформировала у своих детей очень определенную картину мира (в которой Бандера — национальный герой и т. д.). А эти дети, повзрослев, начали навязывать данную картину мира уже всему остальному обществу.
Она, в-третьих, пресекала в своих сторонниках эгоизм. Ведь служение любой идее, даже самой отвратительной, предполагает коллективность, то есть хотя бы частичное преодоление эгоизма.
И, в-четвертых, она, призывая служить идее, выводила тех, кто всерьез откликнулся на этот призыв, из ряда «простых потребителей».
Если хочешь победить врага — не ограничивайся поиском его слабостей. Определи, в чем его сила. Сколь бы ни дискредитировали себя фашиствующие «правосеки» к сегодняшнему моменту, признáем — они сумели сформировать заряженное идейное ядро.
Таким образом, пробандеровская идеологизированная часть общества достроила и укрепила себя. Всех остальных «воспитатели» сначала убедили в том, что время идеологий вообще прошло. А потом тех, кому всё еще нужны были смыслы, начали накачивать западенской идеологией. Тем же, кто согласился обойтись без смыслов, предоставили погрязнуть и расслабиться в обывательстве и потреблении.
Но без идеологии никакая коллективная борьба за свои ценности невозможна. Отсутствие идеологии — важнейший фактор, объясняющий, почему украинское общество не оказало массового противодействия фашистам. Человек, отключенный от идеального, мало пригоден к борьбе. Он скорее будет уклоняться от любого противостояния, чем пойдет на конфликт.
Деидологизированное население всегда ориентировано на психологический комфорт. В украинском обществе, включая население Донбасса, к началу конфликта очень широко была распространена позиция «лишь бы не было войны». Даже когда война уже началась, многие держались за то, что главное — не впускать ее в свой внутренний мир. Например, уйти с головой в работу. Запомнился видеосюжет из Донецка, когда женщина, шокированная тем, что в ее дом попал снаряд, повторяла: «Как же так, мне же на работу идти...» Конечно, человек, находящийся в состоянии шока, всегда цепляется за прежнюю реальность в момент, когда ему предъявлена новая. Но в приведенном примере шоковый аспект сосуществует с другим, который можно назвать «комфорт превыше всего». Не вовремя обстреляли дом, нарушили комфортное, обыденное, мирное состояние. И женщина негодует по этому поводу, отказываясь признать новый, не мирный, а военный статус реальности.
В нежелании встряхнуться, нарушить психологический комфорт — одна из причин того, что жители Донбасса не оказали киевской хунте массового сопротивления. Только в ДНР и ЛНР в сумме проживает около 6,5 млн человек. Поднимись на борьбу десятая часть населения — и хунта была бы просто сметена. Но простые люди не проснулись. Они пытались заниматься своими повседневными делами даже под разрушительными обстрелами.
Запись с интернет-форума:
«ЮВ [Юго-Востоку] 23 года внушали, что они «быдло» — некоторые поверили(–. Хотя я совершенно уверена, что именно на ЮВ лучшие по человеческим качествам люди Украины, но — их заставили поверить в достаточность «молока/колбасы»... И — «лишь бы не было войны».
Другая запись:
«Основная мысль всех говорящих на камеру и в Одессе, и на Юго-востоке: «Мы мирные люди, мы просто хотим ходить на работу и получать зарплаты, ездить на шашлыки и шоб усе как у людей».
Отсутствие образа будущего... Отсутствие идейного содержания... Подавленность, апатия... Инерция повседневной жизни, когда лозунгом дня становится: «Живи настоящим!»...
Подведем итог. Резкое обострение ситуации на Украине застало ту часть украинского общества, которая должна была ответить на вызов фашизма, в состоянии атомизированном, демобилизованном, деидеологизированном, в состоянии глубокой подавленности и столь же глубокой погруженности в инерцию обывательской жизни: личные интересы, зарабатывание денег, получение удовольствий или просто выживание. В течение двух десятилетий здесь работала пропагандистская машина, по полной программе задействовавшая и СМИ, и образовательную систему. Эта «машина» формировала людей, которым очень трудно даже осознать угрозу, не то что оказать сопротивление. Те же, кто осознал угрозу, не захотели или не смогли ответить на вопрос, что именно можно ей противопоставить.
В этом — корень столь странных, неадекватных реакций населения на евромайдан, Одессу, «АТО».
Но если ты не можешь ни выйти на бой с фашизмом, ни сделать так, чтобы он исчез по мановению волшебной палочки, то тебе остается только одно — пообвыкнуться, притереться к нему. А чтобы не стыдно было — убедить себя, что фашисты вовсе не фашисты, а «патриотически настроенная молодежь».
Преодолеть психологические результаты более чем двадцатилетней «воспитательной работы» очень сложно. Преодолеть психологические результаты идущей кровопролитной войны — еще сложнее.
Но в истории не раз бывало, что поражение, казавшееся неизбежным, оборачивалось победой. И то, что мы сегодня не видим, как украинское общество может вырваться из той глубокой ямы, в которую загнали его «воспитатели», не означает, что выход не будет найден завтра.