Война с трудовым воспитанием — 2
В предыдущей статье (№ 131) мы начали рассматривать тему труда и трудового воспитания.
Мы вспомнили, что в библейской традиции труд являлся наказанием за грех при изгнании из рая.
Мы обнаружили, что протестантизм придал новый статус труду, который по-прежнему оставался проклятьем, но проклятьем, дающим возможность получить спасенье, истязая себя трудом.
Мы рассмотрели точки пересечения марксистского и протестантского подхода к труду — вера в труд, преклонение перед трудом, презрение к безделью.
Мы указали на различия в этих подходах: в марксизме труд не является проклятьем, но он есть нечто, что создало человека из обезьяны, начало формировать человечность как таковую.
Мы выяснили, что в 90-е годы, на волне слома всего советского, возник тренд, прямо противоположный советскому — тренд презрения к труду. И из этого тренда логично вытекало отсутствие всякого трудового воспитания.
И что позже, в ходе проедания советского наследия, остро встала необходимость в новых специалистах и, как следствие, необходимость восстановления трудового воспитания.
Наконец, мы начали рассматривать формы трудового воспитания, которые существовали в советской школе. Успели рассмотреть уроки труда и начали рассматривать дежурства.
Давайте продолжим рассмотрение дежурств. Но на этот раз дежурств в дошкольных учреждениях.
В Советском Союзе теме дежурства — казалось бы, такой мелкой и не очень-то серьезной — уделяли большое внимание.
Так, еще в 1953 году Зоя Назаровна Борисова, ныне доктор педагогических наук, начиная со своей кандидатской диссертации на тему «Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста» и в дальнейших своих работах, исследовала проблему воспитания ответственности у дошкольников через дежурства.
И ведь недаром воспитанию ответственности было уделено много внимания. Чтобы понять причину такого пристального внимания этой теме (а Борисова не единственная занималась темой воспитания ответственности и дисциплинированности), давайте определим, что же такое ответственность.
Согласно психологическому словарю, ответственность — это специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений (или противодействия изменениям) в окружающем мире и в собственной жизни.
Безусловно важным пунктом в этой формуле, на который нужно обратить внимание в первую очередь, является то, что без наличия ответственности нельзя говорить о зрелой личности. То есть воспитание ответственности является неотъемлемой частью формирования зрелой личности.
Педагоги и психологи утверждают, что ответственность не есть что-то присущее человеку от рождения или возникающее само по себе. Ответственность зарождается в раннем возрасте из качественного и добросовестного исполнения детьми требований взрослого или коллектива сверстников. И развивается в результате взаимодействия с обществом и отдельными людьми.
Заметьте, исполнение требований взрослого является необходимым условием воспитания ответственности. Таким образом, все школы, которые под видом развития личности предоставляют полную свободу ребенку, формируют безответственную незрелую личность. То есть, ведут социальную войну против личности.
Если кому-то кажется, что я слишком много внимания уделяю каким-то старым работам 1950-х годов, написанным к тому же в «проклятом совке», где якобы эксплуатировался детский труд и было подавлено развитие личности, то этот «кто-то» глубоко ошибается. До сих пор ученики психфаков различных университетов, а также ученые ссылаются на работы З. Н. Борисовой, Е. Ю. Демуровой, Л. А. Порембской, В. К. Котырло и других исследователей тех далеких лет — настолько фундаментальными и глубоко проработанными они были.
Но вернемся к воспитанию ответственности. В работах исследователей убедительно показано, что ответственность детей — формирующееся качество. И формируется оно при взаимодействии как со взрослыми (родителями, воспитателями), так и с детским коллективом при наличии значимого для ребенка доверия и (внимание!) предъявления к нему определенных требований.
В те моменты, когда ребенку необходимо выполнять работу, которую ребенок выполнять не хочет, и для выполнения которой ему приходится еще и отказываться от чего-то интересного и притягательного, возникает мобилизация волевых усилий и требуется вполне серьезное для детской психики самоограничение.
Я не буду сейчас углубляться в то, что для дошкольного возраста важно не просто заставить ребенка выполнить требуемое задание, но необходимо заинтересовать его в этом. Для нас в данном случае важно, что задания эти должны быть. Ребенок не должен существовать в свободном плавании в море собственных желаний. И только мобилизуя волевые усилия и самоограничиваясь, дошкольник вырабатывает ответственность и начинает формировать в себе личность.
И, как выяснили ученые-психологи, воспитание ответственности начинается с таких элементарных вещей, как дежурство в дошкольном учреждении.
Итак, дежурства являются неотъемлемой частью трудового воспитания не только школьников, но и детей дошкольного возраста. Они позволяют воспитать зрелую личность. Личность, без которой невозможно развитие общества.
Теперь рассмотрим еще один вид трудовой деятельности, осуществляющийся школами. В советское время таким видом трудовой деятельности была летняя практика, когда в летние каникулы школьники работали или в самой школе, приводя в порядок ее здание и пришкольные участки, или же на предприятии, к которому была приписана школа. Это был не просто труд, но коллективный труд класса.
Добавим, что если в позднесоветское время работа на пришкольном огороде носила в основном воспитательный смысл, то в менее благополучные времена, включая, между прочим, и лихие 90-е (да и сегодня в провинции), выращенные летом ребятами на огороде овощи являются существенным пополнением школьных обедов.
Рассмотрев эти виды трудового воспитания, давайте выясним, как же обстоят дела с трудовым воспитанием сегодня?
Сегодня идет планомерное вытеснение этого вида воспитания из школ.
Чтобы точнее понять, каким образом это происходит, давайте заглянем в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 34. Статья называется «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования».
Пункт 4 этой статьи гласит: «Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».
Еще раз обращаю внимание — если какой-либо труд не предусмотрен школьной программой, то к такому труду можно привлекать только с согласия обучающегося или его законных представителей.
А школьной программой ни летняя практика, ни дежурства не предусмотрены. То есть централизованно в программах обучения такой формы трудового воспитания нет. И вся работа по трудовому воспитанию отдана на откуп школам. А каждой взятой в отдельности школе нужно совершить немалые усилия, чтобы включить в свою программу трудовое воспитание. Захочет школа пробиваться через формализм, чтобы включить трудовую практику в образовательную программу — будет в школе воспитание. А не захочет — трудового воспитания не будет. И в большинстве школ его нет.
При этом, поскольку многие школы по инерции оставили у себя дежурства и практику, но не озаботились формальностями, то за такие школы... берется прокуратура. И вот мы обнаруживаем в СМИ следующие сообщения:
«Прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга запретила местным школам привлекать учеников к уборке классов и коридоров учебных заведений, а также заставлять их мыть классную доску. Об этом говорится в опубликованном на сайте прокуратуры Свердловской области сообщении».
«Сотрудники прокуратуры Мильковского района Камчатского края обнаружили в уставах двух школ пункт, противоречащий закону «Об образовании».
Саратовская областная прокуратура сообщила о найденных нарушениях в нескольких вольских школах: «Правилами внутреннего распорядка некоторых школ допускалось привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, например, дежурства во время перемен и после уроков, организация пятой трудовой четверти».
И таких примеров можно найти множество.
Что же происходит с уроками труда? А такого предмета теперь в школе нет. Вместо этого в школе есть очень непонятный по своей сути, размытый по содержанию, предмет «Технология». Который совсем не предусматривает обязательные уроки труда в старом их понимании. В некоторых школах, которых очень и очень мало, уроки технологии проходят в формате привычных «трудов». Но в большинстве школ на технологии преподается некая теория, рассказывают свойства металлов и сплавов, методы обработки деревянных заготовок, но отнюдь не переходят к практическим занятиям. То есть труда как такового на уроках технологии в большинстве школ нет.
Таким образом, в закон «Об образовании» уже довольно давно протащена западная ювенальная доктрина, запрещающая трудовое воспитание. На Западе, как известно, случались изъятия детей у родителей за «принуждение» ребенка к уборке его комнаты или за то, что маленький ребенок «умеет сморкаться» (априори предполагалось, что его к этому, как и к уборке комнаты, «насильно приучили»)... И эта доктрина всё чаще и чаще дает о себе знать, выбивая трудовое воспитание из школ.
Вслед за превращением школ в заведения, предоставляющие «образовательные услуги», ученики в полной мере превращаются в потребителей этих услуг. А потребители не имеют обязанностей. Они имеют права. И эти права тщательно оберегаются. В том числе и запретами на труд в школьных стенах.
Исключение труда из школы есть ни что иное, как превращение подрастающего поколения в рабов. Рабов потребления. А это, как пишет Ушинский, приведет к распаду самого общества. Не этого ли добиваются силы, которые не мытьем, так катаньем выдавливают воспитание из процесса образования?