Законопроектная программа РВС

Раздел 1 «Укрепление суверенитета семьи» укрепляет норму статьи 1 Семейного кодекса о «недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи».

Статья 1 уточняет употребление в Кодексе понятий «интересы» и «законные интересы»: устанавливая употребление термина «интересы», когда речь идет о правах законного представителя, и употребление термина «законные интересы», когда речь идет об обязанностях всех субъектов права. Вводится отсутствовавшее в Кодексе определение используемого в нем понятия «законный представитель ребенка» — на основе определения Гражданского кодекса с учетом норм Семейного кодекса РФ.

Статья 2 «Сокращение роли органов опеки и попечительства» направлена на исключение полномочий органов опеки и попечительства, не свойственных ее природе и задачам, установленным Гражданским кодексом и законом «Об опеке и попечительстве», по которым полномочия опеки возникают с появления ребенка, оставшегося без попечения. Статья проводит принцип невмешательства органа опеки в дела неопекунских семей.

Статья 3 «Устранение внесудебного ограничения родительских прав» направлена на исключение ситуаций, когда конкретное родительское право ограничивается или игнорируется без суда, в том числе по основаниям, достаточным для лишения родительских прав судом. Предполагается, что в этих ситуациях заинтересованное лицо может обратиться в суд с иском о лишении родительских прав и потом уже добиваться своего.

Статья 4 «Защита понятия семьи» устраняет терминологическое и правовое уравнивание семьи с формами устройства детей, основанными на опеке. Эта мера направлена на укрепление авторитета родной семьи, ее приоритета при решении вопросов об интересах ребенка, устраняет юридическое равенство этих форм, на деле работающее на приоритет устройства под опеку перед сохранением родной семьи вследствие экономического преимущества этой формы.

Раздел 2 «Утрата родительского попечения и ее последствия» уточняет порядок признания детей оставшимися без попечения родителей и последующий порядок действий органов опеки по устройству ребенка.

Статья 5 «Основания и порядок признания утраты попечения родителей» уточняет смысл понятия «ребенок, оставшийся без попечения родителей» и порядок действий для назначения такого статуса, исключающий произвол органа опеки. Сейчас орган опеки вместе с этим статусом сам себе присваивает право устройства ребенка, то есть фактически лишает родителей родительских прав без суда, используя статус против его назначения.

Статья 6 «Укрепление приоритета родственного устройства детей» обеспечивает декларированный в Законе об опеке и попечительстве приоритет передачи детей, оставшихся без попечения родителей, их родственникам. Устанавливается обязанность органа опеки обратиться сначала к родственникам таких детей и назначить временную опеку согласно существующей норме о такой опеке. Во многих случаях это позволит в тяжелой для ребенка ситуации оставить ребенка с родными, избежать дополнительно травмирующей его психику фактической передачи детей в организацию или чужим людям.

Раздел 3 «Защита целостности семьи» посвящен регулированию случаев, связанных с необходимостью нарушения целостности семьи путем разлучения детей и родителей.

Статья 7 «Защита неразлучности семьи» законопроекта явно вводит в Семейный кодекс (в статью 68) положения частей 1 и 4 пункта 9 Конвенции о правах ребенка о том, что разлучение ребенка с родителями без их согласия допустимо только по суду и в случаях, предусмотренных законом.

Статья 8 «Ответственность за незаконное отобрание и устройство детей» вводит уголовную ответственность за нарушение этого принципа, в частности за отказ немедленно вернуть ребенка. Одновременно расширяется перечень оснований для ответственности и увеличиваются санкции за незаконные действия по усыновлению или передаче под опеку.

Статья 9 «Отобрание ребенка» вводит определение отобрания, конкретизирует описание характера опасности ребенку, при которой признается необходимым немедленное отобрание. Вводится детальный порядок немедленного отобрания, гарантирующий последующий надзор, а также процедура судебного подтверждения необходимости отобрания ребенка.

Статья 10 «Положение малолетних родителей» направлена на защиту семьи в особых случаях, когда в ней появляется малолетняя мама. Статья устанавливает, что заботу о младенце в таком случае принимают вместе с родившей ребенка его законные представители (как правило, родители), а не чужие люди или совративший девочку педофил, спасающийся от преследования через брак или опеку.

Раздел 4 «Процессуальная и социальная защита семьи» касается изменений в процесс по лишению (ограничению) родительских прав и восстановлении в них.

Статья 11 вводит в таких процессах обязательное предоставление адвоката на стороне родителя.

Статья 12 вводит в ранг закона забываемую ведомственную норму о том, что иск о лишении (ограничении) родительских прав может подаваться, только если исчерпаны другие средства помощи семье.