Что общего между древнегреческими мифами и современной властью в России?
С древнегреческой мифологией мы сталкиваемся на протяжении жизни многократно: в детстве через сказки и мультфильмы, в школе на уроках истории, литературы и МХК (мировая художественная культура), в вузе, изучая культуру и философию, во взрослой жизни через различные произведения культуры. Но зачастую это почему-то воспринимается, как некая сказка из глубокой древности.
Мне, как выпускнику исторического факультета, приходилось на первом курсе изучать мифологию в рамках курсов истории и культуры Древнего мира, сдавая всевозможные зачёты и экзамены. Но это никак не изменило отношения к ней как к «сказке про белого бычка», изложенной в форме трудночитаемого текста. То ли по причине бестолковости, то ли из-за отсутствия ключа к прочтению, которого нам никто не давал.
И уж тем более никогда не мог я представить, что тема эта может иметь непосредственное отношение к вопросу о коммунизме, который меня беспокоил ещё со школьных лет.
При прочтени серии статей «О коммунизме и марксизме», которую ведёт Сергей Кургинян в газете «Суть времени», становится понятно, что древнегреческая мифология и в частности образ Прометея имеют к вопросу о коммунизме отношение. По мере развёртывания мысли автора, тема эта, живо интересовавшая Маркса и его последователей, стала вызывать и у меня интерес. Стала проясняться значимость исполинского образа Прометея.
В ходе прочтения тридцатой части этого цикла, меня вдруг посетила мысль, что миф о Прометее — это не легенда из далёкого прошлого, а реальность из настоящего.
Не знаю, может быть, всего лишь показалось, но как-то целый ряд фраз показался очень уж совпадающим с тем, что мы видим сегодня.
Образ Зевса, главнокомандующего Олимпом, холодного, не испытывающего любви к людям и преследуемого страхом скорого падения, как-то напомнил верховную власть современной России. Слушая многочисленные выступления, наблюдая за принимаемыми решениями, порой просто ужасаешься: вот вроде всё правильно сказано, но почему-то во всём этом не находится места для человека. Иногда внезапно слова эти меняются, будто принадлежат они совсем другому автору, слова эти начинают обнадёживать… А вдруг?.. Ан нет! Всё тот же холод.
И холод этот распространяется на всю систему власти. Вот разговариваешь с каким-нибудь чиновником, который выражает много-много правильных, патриотичных мыслей. Пытаешься уточнить: «Хорошо, всё правильно! А что же человек?» «Человек? Какой человек? Вы это серьёзно?»
С другой стороны, в статье описан Прометей, любящий людей, имеющий докронические корни, являющийся по сути равным Зевсу, в определённый момент помогающий Зевсу победить доолимпийских титанов, возвращение которых к власти он считает ещё большим злом.
Как тут не вспомнить митинг на Поклонной горе. Поначалу у многих произошёл разрыв мозга: что это всё значит, неужели правы были те, что Кургинян «сливает»? Ситуацию эту он потом не раз объяснял. Очень интересно, что и Прометей в древности стоял перед подобным выбором. Оказывается, сюжет не нов. И многие вещи, которые прежде не укладывались в голове, обретая подобную аналогию, становятся понятными.
Можно провести параллель между доолимпийскими титанами и силами, которые стремятся снести нынешнюю российскую власть, установившую после хаоса 90-х определённый порядок, выстроив свой Олимп. При этом какая-то ясность вносится в беспокоящий многих вопрос, почему ж этих проклятых титанов Зевс до сих пор терпит.
Наряду с этим действует сила, которая, как выше говорилось, с одной стороны помогает Зевсу, но при этом имеет свои цели, явно не сводящиеся к охранительству. И Зевс эту силу тоже по непонятным причинам не уничтожает.
Вероятно, основная борьба происходит как раз между Прометеем и титанами. И борьба эта ведётся вокруг человека.
В статье есть еще ряд аналогий, некоторые из которых не до конца понятны. Порой же кажется, что автор прямым текстом пытается объяснить читателю происходящее сегодня через разбор мифологии.
Невольно хочется, найдя совпадения в прошлом и настоящем, изучить тексты и спрогнозировать будущее. Но, пожалуй, стоит от этого воздержаться. Тем более, что стопроцентных аналогий быть не может и подобная попытка может привести и к негативным последствиям. Но это не значит, что мы не должны держать в уме данный миф как некий урок.
Не знаю, насколько допустимыми и корректными являются приведённые здесь сравнения. Быть может, они лишь причудились. Но для меня после прочтения статьи древнегреческие мифы вдруг обрели объём, стало действительно интересно.
Особенно важным, конечно, является вопрос о передаче людям огня. И коль уж мы, члены «Сути времени», поставили перед собой задачу стать авангардом людей, которые должны принять огонь от Прометея, и передать его другим, то должны очень многому научиться. Научиться правильно его принять, сохранять, применять, передавать следующим поколениям, чтобы обеспечить преемственность и непрерывность традиции.