Гонка усложнения и образование
В статье «Ограничения технологизма» автор выявил нарастание конфликта между сложностью современной военной техники и «человеческим фактором».
В этой связи мне вспомнилась ситуация из юности, когда я работал в колхозе. Это был 1999 год. Колхоз, собственно, не был колхозом юридически, а был каким-то ООО, но рабочие по-привычке именовали его старым названием. Зарплату деньгами не платили. Платили натурпродуктом, в основном зерном, овощами. Денег у предприятия на ремонт техники тоже было не много. Парк сельскохозяйственной техники не обновлялся более 8 лет, вероятно со времени распада СССР.
Тяжелая техника, на которую ложилась основная нагрузка по пахотным работам, была представлена, в основном, тракторами моделей ДТ-75 и Т-150.
Естественно, что срок нормативной службы тракторов подходил к концу, а у некоторых он давно вышел, и технику приходилось постоянно ремонтировать. И в плане ремонтопригодности более современный трактор Т-150, выпускаемый с 1974, на мой взгляд, проигрывал ДТ-75, выпускаемому с 1963 года. В то время, когда Т-150 стоял на ремонте из-за очередной поломки топливного насоса или поломки турбины, или разрыва гидравлического шланга ДТ-75 потихоньку выполняли план пахотных работ. У ДТ-75 тоже есть слабые места в конструкции. Например, те же тормозные ленты, которые частенько приходиться переклепывать. Но более высокая сложность Т-150 делала его при сверхнормативном использовании более капризным в эксплуатации.
Дело не в том, что я решил петь дифирамбы старой советской технике. Т-150 имеет очевидные преимущества. Мало того, считаю, техника должна усложняться для эффективного выполнения стоящих задач перед сельскохозяйственной отраслью.
Как это воспоминание соотносится с проблематикой поставленной автором в своей статье «Ограничения технологизма»? Оно соотносится в моем понимании в том, что иллюстрирует на простом примере, как более сложная техника чаще выходит из строя.
И как бы техника не была сложна в эксплуатации или ремонте, все это можно преодолеть если есть профессиональные специалисты. Но как подготовить кадры способные преодолеть технологический порог, при условии, когда система профессиональных технических училищ практически уничтожена? Мало того, не в каждой школе найдешь трудовое воспитание.
При нашей стремительно упрощающейся системе образования поневоле приходишь в недоумение, ведь следуя данной тенденции следует закладывать не сложную технику, а неубиваемые бульдозера эпохи товарища Сталина.
Я надеюсь, битва за образование наших детей будет выиграна. И они смогут достойным образом ответить на возрастание сложности технологий.